В XVIII веке Петр I пожаловал земли в пойме реки Мга своему сподвижнику Ф.Апраксину. В дальнейшем земли вокруг нынешнего поселка Мга часто меняли своих владельцев. Среди них был и граф И.Сологуб — представитель старинного литовского рода, дед знаменитого писателя. В честь него получила название деревня Сологубовка, ныне вместе с деревней Лезье слившаяся с поселком Мга и ставшая одним из его районов.
В годы Великой Отечественной войны линия фронта проходила в 10 с лишним километрах от Сологубовки. Когда в 1943 г наши войска почти полностью захватили Синявинские высоты, господствующие над данной местностью, немцы в спешном порядке начали закрепляться в районе Лезье и Сологубовки. От тех времен остались эти немецкие огневые точки, возведенные на скорую руку без традиционного немецкого качества.
Но не только этим интересна деревня Сологубовка. Здесь находится самое крупное в Европе захоронение солдат и офицеров вермахта, павших в битве за Ленинград в 1941-1944 годах. Кладбище находится рядом с храмом Успения Богородицы. Он отстроен заново на месте руин церкви XIX века, разрушенной в годы войны.
Примечательно, что немцы вошли в деревню 28 августа 1941 г — как раз в праздник Успения Богородицы, а иконы для иконостаса вновь отстроенной церкви написал немец Андреас Блок, воевавший на Восточном фронте и потерявший под Сталинградом ногу.
В церкви имеется Книга Памяти павших в этих краях советских воинах и выставка предметов времен войны, найденных в окрестностях Сологубовки.
Как и при многих культовых сооружениях, при Успенской церкви имеется источник, "святую" воду которого канистрами увозят на личных автомобилях современные верующие.
Есть возле церкви и скульптурная композиция "Трагедия войны".
Это копия аналогичного памятника, установленного в японском Нагасаки. В Сологубовке, как и во всех населенных пунктах разных стран затронутых войной, случилась своя местная трагедия войны. Местную жительницу Ульяну Фанееву по доносу провокатора расстреляли немцы. У нее было четверо детей, и младшая девочка, потеряв мать, умерла от голода. Эта история в числе многих других фигурировала в списке обвинений фашизму на Нюрнбергском процессе.
Недалеко от Успенской церкви также планируется поставить памятник нашим солдатам, защищавшим в те суровые годы колыбель Великого Октября.
В 1945 г И.Сталин приказал уничтожить все немецкие захоронения на территории СССР. И лишь в 1992 г российское правительство разрешило Народному союзу Германии заниматься поиском немецких захоронений и созданием мемориалов в память о павших на территории Российской Федерации. Народный союз Германии занимается шефством над воинскими кладбищами в 44 странах мира, где нашли последний приют около 2 млн.немецких солдат и офицеров. На кладбище в Сологубовке захоронено около 80000 человек.
Каждый солдат вермахта имел при себе смертный жетон. Нацистское правительство, несмотря на хаос войны, по-немецки педантично вело все архивы и умудрялось достойно хоронить павших за него в разных странах мира воинов. Смертный медальон был и у каждого солдата Рабоче-Крестьянской Красной Армии, правда по непонятным причинам, у большого количества погибших бойцов РККА данные медальоны отсутствовали, что давало возможность считать их не погибшими, а без вести пропавшими (а без вести пропавшему пенсия по потере кормильца не выплачивалась). На карте европейской части бывшего СССР среди лесов и болот можно найти много надписей: "бр.мог.". Мы, скорее всего, никогда не узнаем имен тех, кто захоронен в этих братских могилах. Почему не узнаем, — пытливый исследователь догадается сам. А история в итоге все расставит по своим местам и назовет истинные причины безымянности сотен могил периода Второй Мировой войны на территории бывшего СССР.
Прогулявшись среди огромных братских могил немецких солдат, поименно перечисленных на гранитных плитах, стоящих вдоль аллей кладбища, и вдоль редких здесь индивидуальных могил, можно сравнить образцовое состояние этого кладбища с мемориалами и захоронениями наших солдат и офицеров (большинство из которых, увы, безымянные) и лично убедиться в разности отношения "хорошей" советской власти и "плохой, антинародной" капиталистической к своим гражданам, тем более павшим за эту самую власть.