313 материалов по 75 объектам, 8 217 фотографий
- GPS
- Мексика, Plaza de las Americas 1, Villa Gustavo a Madero, Ciudad de México
- 55 77 60 22
- virgendeguadalupe.mx/
Ла Индита – латиноамериканская Богоматерь Дева Мария. Ч.26
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
В общем, насилу дождавшись окончания обеда, садимся в автобус и едем обратно в Мехико. Сегодня по программе еще надо посетить базилику Святой Девы Марии Гваделупы, расположенную на окраине города, в 4-х км от центра. Эта Базилика, вернее Дева Гваделупа, которой она посвящена, — самая почитаемая и любимая святая не только в Мексике, но и во всей Латинской Америке. Считается, что она является покровительницей Мексики. Базилика была построена у горы Тепейак, на которой в XVI веке 4 раза происходило явление богородицы простому мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцин. К тому времени полным ходом шла христианизация страны, местные языческие верования уничтожались, вытравливались «огнем и мечом» из памяти местного населения. Как похожи действия некоторых деятелей по обработке молодежи сегодня, которые культивируют национальное беспамятство. А если покопаться в нашей истории, то даже уважаемый Н.М.Карамзин, историограф Российской империи, оказывается, тоже страдал исторической «амнезией», идя на поводу у иностранных ученых-русофобов, описывавших период правления Ивана Грозного, как самое жестокое и кровавое, а самих россиян как невежественных, отсталых и пьющих. Карамзин делал отсчет государства Российского от Петра I, который, как известно, был (как сказали бы сейчас) настроен сильно прозападно. По мнению ученого величие страны началось именно с Петра, и именно этим он разрывает связь поколений, окуная в небытие Князей Московских: Иоанна I, Иоанна III,- которые, «можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную и — что не менее важно — учредили твердое в ней правление единовластное? Петр нашел средства делать великое. Князья Московские приготовили оное». Это написал уже в 19 веке С.М.Соловьев, русский историк, преподнесший нам историю страны с древних времен, используя исторические источники, без оглядки на личности. Можно сказать, что в его трудах имеется «трезвая правда и объективная истина».
Прошу прощения за отступление, но историческая неправда и превосходство одних в мировой истории цивилизаций часто играли печальную роль. Так, цивилизованные христиане считали, что за неверующими индейцами не числилась душа, что давало им право безнаказанно убивать местное население. И вот на фоне этой жестокости в декабре 1531 года на севере Мехико, на горе, недавно обращенному в христианство Хуану Диего повстречалась прекрасная молодая девушка. Явилась она Хуану в облике темнокожей красавицы, ее внешний облик соответствовал представлениям о красоте местного населения. Заговорив с ним, она сообщила о своем желании построить здесь храм и велела сообщить об этом епископу Мехико. Усомнившись в своих возможностях, Хуан Диего предложил, чтобы это сделал испанец. Загадочная незнакомка настояла на своем, а крестьянин пошел с этим сообщением к епископу, францисканскому священнику Хуану де Сумаррага. Тот ясно дело не поверил ему, но велел прийти позже. По дороге домой землепашец снова встретил Мадонну. Она посоветовала не тянуть с повторным походом и просила передать епископу, что строительство храма – это пожелание Пресвятой Девы Марии, матери Господа. Епископ снова скептически отнесся к рассказу бедняка, отнеся видения за счет кактусов-галлюциногенов и грибов-психоделиков, коими балуется местное население. Оправдывая свое недоверие, епископ потребовал знамения. На следующий день Хуан Диего направился к больному родственнику, сделав крюк вокруг горы, чтобы не встречать деву. Однако настойчивая Мария остановила его на полпути, сказав, что родственник уже выздоровел. Она велела Хуану подняться на холм, чтобы забрать оттуда желанный знак. Надо помнить, что это был декабрь, и вот на вершине каменистой, заросшей чертополохом и терновником, горы Хуан обнаруживает огромный цветущий куст роз, что совершенно несвойственно этому времени года. Он срезал несколько цветков, а богородица помогла завернуть их в плащ, чтобы они не так кололись. Высыпав розы под ноги епископу, Хуан и все присутствующие увидели на плаще четкий силуэт Богоматери.
Конечно, после этих событий храм был построен, а доверчивые индейцы-язычники толпой пошли креститься, что помогло закончить крещение местного населения. А в храм стали стекаться паломники, особенно на праздник Святой Марии де Гваделупа. Интересна версия Светланы, почему базилика была названа ее именем — к этому приложил руку Эрнан Кортес. Будучи родом из европейского города Эстремадуры, этот испанец чтил покровительницу города Деву Марию Гваделупскую. В ходе освобождения Севильи от арабов, был построен Храм в честь обретения статуи Божьей Матери. Местом его строительства была деревенька возле испанского города Эстремадура, название которого по-арабски было Гваделупа. Так ассоциативно сюда, на землю Нового Света было перенесено европейское название из Старого Света – Гваделупская Божья матерь.
Здесь темнокожая дева стала покровительницей и защитницей всех мексиканцев. Крепкий замес старых верований был сломлен из-за того, что уж больно была похожа Дева Гваделупская на ацтекскую богиню-мать, которой поклонялись индейцы. И вот убежденные вчерашние язычники стали истово верить в чуждого им Бога и пресвятую Богородицу. А для бальзама по сердцу иногда называть Деву Гваделупскую — Ла Индита – маленькая индианочка. Так своевременное строительство храма объединило индейцев и испанцев, метисов и индейцев, испанцев и метисов в единой для всех вере, связало новую для этих мест религию со старыми привычными верованиями индейцев.
Плащаницу возили в Ватикан, и как туринскую, ее также тщательно исследовали. Результаты, как и в первом случае, двоякие, но четко признан факт ее уникальности. Этот плащ помещен за стеклом и расположен высоко в алтаре новой Базилики. Все паломники и туристы могут лицезреть лик Девы, но только проезжая мимо него на движущейся дорожке. Транспортер идет медленно, ты успеваешь и разглядеть икону, и сделать фотографии.
Поднимаемся по ступеням вверх и попадаем в огромное помещение… концертного зала. Здесь мало что напоминает о церкви, поэтому я так и говорю. Ощущения церковного таинства здесь нет. Идет служба, поет хор, отделенного от простого люда святого алтаря здесь тоже нет. Более того, за спиной ведущего службу, развеваются государственные флаги нескольких десятков стран. Освещение не очень хорошее и все фото и видео – смазаны. Новый храм были вынуждены построить, так как старое здание уже не могло вмещать всех желающих поклониться Деве Марии.
Светлана тихонько обращает наше внимание на застекленную витрину, в которой выставлено погнутое распятие, пострадавшее во время взрыва, осуществленного террористом в 1921 году. От взрыва также раскололся мраморный алтарь, а иконе вреда взрыв чудесным образом не принес.
Мы снова спускаемся вниз, где размещена еще и копия нерукотворного образа. Признанным фактом является то, что в зрачках Девы отображается 13 фигур. Цифровая обработка отсканированного лика позволила увидеть сцену встречи Хуана с охапкой цветов и епископа Сумарраги. С помощью микроскопа можно увидеть все детали – пасущееся стадо коров и даже капли росы на цветах. Конечно же, невооруженным взглядом этого увидеть нельзя, но трепет неизведанного мы испытали. Ученые также подтвердили, что при создании этого образа на ткани не было обнаружено никаких следов краски. Справедливости ради надо сказать, что на вершине горы Тепейак в доиспанские времена был расположен храм, посвященный, согласно местной мифологии, богине земли и плодородия (Тонантцин). Ясно дело, что Кортес его разрушил в 1521 году.
Истово верующие темпераментные мексиканцы (да и все латиноамериканцы, как мы увидим позже) очень любят свою Ла Индиту, постоянно молятся ей, выставляют ее образ везде, где только можно. И удивительное дело, католическое руководство нисколько не смущает явно индейский образ Мадонны, и никто и никогда с тех пор не посягал на его изменение в сторону канонического.
Современное, модерновое здание, неуловимо похожее на цирковой шатер, вмещает в себя 40 тысяч человек, и можно только представить такую толпу верующих-фанатиков в дни празднований. В любом случае, очень рекомендую посетить это намоленное место, чтобы увидеть и новую Базилику и старую, плащ с изображением Девы Гваделупской, а также знаменитые часы на площади.
В следующем посте я расскажу о старой базилике и о часах на площади, и еще немного коснусь темы качества гидов в Мексике — Старая и новая базилика мексиканской «просто Марии». Ч.27
Продолжение следует...
- Адрес:
Plaza de las Americas 1, Villa Gustavo a Madero, Ciudad de México
- Телефон:
55 77 60 22
- Web-адрес:
virgendeguadalupe.mx/
Дешёвый ✈️ по направлению Мехико