Для тех, кто интересуется культурой латиноамериканских стран, в данном фотоальбоме я собрал информацию об этом празднике. Но сначала расскажу о своих впечатлениях и о том, как я немного прикоснулся к атмосфере празднования Дня мертвых.
28 октября я сидел в гостинице и собирал чемодан. Это был мой последний вечер в Мексике. Завтра я должен вылететь из Мехико в Москву. Поскольку окна моего номера выходили на площадь Сокало, я изредка посматривал на нее и видел, что там постоянно происходят какие-то движения. Когда началась громкая музыка я, конечно, не выдержал и вышел на улицу. Вначале я увидел вот это Игра для настоящих мексиканских мужчин
Далее начался странный концерт и не менее странное представление. Сначала были костюмированные сюжеты из истории Мексики. Этот, вроде, рассказывает о Паленке и его правителе Пакаль.
Потом на сцену вышел большой скелет и под жуткую музыку начал танцевать и греметь своими костями.
Еще на сцене были большие жуки, поедающие людей и т.д и т.п. А потом начался мексиканский рок. Было круто. Народу тьма. По периметру площади выстроены шатры. В каждом из них что-то происходило. В одном из шатров я увидел, как пары красиво танцуют, нежно обнимая друг друга. Все бы ничего, только лица девушек и парней были загримированы под лики смерти. У кого-то в руках была даже коса. Еще я видел, как ряженая смерть ходит среди людей, и к ней с большим удовольствием подходят и фотографируются взрослые и дети.
По обычаю, праздник длится 2 дня. Первый день называется "Día de los Angelitos" (День Ангелочков): он посвящен поминовению маленьких детей. Для взрослых отведено 2-е ноября — это и есть, собственно, День Мертвых. На второе число приходятся все основные события. Именно тогда устраиваются уличные шествия — особенно в маленьких городках и деревнях. Характер празднования может быть очень разным: в некоторых областях страны резиденты организуют мрачно-торжественные факельные процессии, типа похоронных, в других предпочитают бурлескное веселье, яркие краски, танцы и песни. Как и всякое большое событие, День Мертвых породил особую индустрию. В магазинах выставлены для продажи многочисленные кладбищенские аксессуары, вроде декоративных картонных черепов, мрачного вида фонариков, страшных костюмов, пластиковых скелетов и леденцов. Все это можно дарить знакомым, получая в ответ что-то подобное.
В одних шатрах продаются куча свечей и хлебобулочных изделий в виде костей и черепов. В других шатрах выставлены экспозиции на разные темы, в которых обязательно присутствует смерть. Этот черепно-скелетный вернисаж, скорее всего, был выполнен разными школами и возможно даже городами, которые сочли за честь, быть выставленными на главной площади страны в большой национальный праздник.
Я ходил и ничего тогда не понимал, ведь вокруг одни мексиканцы, ни одного бледнолицего туриста, не у смерти же спрашивать, что происходит. До поездки я, к сожалению, не знал об отношении мексиканцев к жизни и смерти. Поэтому все, что я тогда увидел, стало для меня сюрпризом и открытием культуры другой стороны земли.
Понравилась заметка «Завороженные смертью» в журнале «Вокруг света» как раз на эту тему
так начинается статья
«Слово «смерть» непроизносимо в Нью-Йорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает ее, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей», — писал в середине XX века Октавио Пас. И хотя с этим высказыванием нобелевского лауреата можно спорить, достаточно побывать в Мексике хотя бы однажды, чтобы понять: это не пустые слова.
а так заканчивается
— С одной стороны, все это миф: они такие же, как и мы. Несколько дней назад я зашел на кладбище в Мехико и оказался на похоронах. Никакого веселья. Смерть — такое же горе, как и для нас с вами. С другой стороны, все эти живые традиции и традиции нарождающиеся, вроде культа Святой Смерти… Вообще, знаете ли, это сейчас очень модная тема. Современное отношение к смерти в США и Европе давно вызывает критику антропологов, психологов и вообще здравых людей.
Мы всячески делаем вид, что смерти нет — кладбища у нас расположены на отшибе, старики изолированы в специальных приютах. Но это же страусиная политика: делать вид, будто смерти нет, не думать о ней. Или думать, что можно ее обмануть, избежать. А за причудливыми мексиканскими обычаями стоит, как ни странно, более здоровое отношение к смерти. Так что здесь не только есть что изучать. Здесь есть и чему поучиться.
День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов — тсомпантли. В 2003 году праздник был включён ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, делаются специальные фигурки одетых женских скелетов — Катрина, то есть модница, франтиха.