Когда у меня был один свободный день в Мехико, то я успел увидеть многое, благодаря предварительной информационной подготовке и тому, что гулял с раннего утра и до позднего вечера.
Удалось найти на окраине города музей Троцкого, подняться на самую высокую смотровую площадку Мехико, посетить национальный музей антропологии, кстати, благодаря которому я и увидел случайно рядом с ним этот самый ритуал.
Только вышел из музея, и как раз в парке Чапультепек началась его подготовка. Я понимаю, что это случайность, но через 10 минут как начался ритуал, пошел дождик, до этого момента и на следующий день, когда уже катались по Мехико с группой, дождя не было совсем.
Воладор, ритуальный танец-игра у индейцев Месоамерики: пять участников — воладорес (исп. volador — летун), — в костюмах, имитирующих птичье оперение, находятся на круглой вращающейся площадке, установленной на вершине столба. Четверо, привязанные к площадке длинными тросами, прыгают с неё, совершая полёт по кругу, в то время как пятый играет на флейте.
Происхождение
Танец воладор — один из самых популярных ритуалов, сохранившихся после колонизации Америки испанцами, хотя и не является танцем в строгом смысле слова. В настоящее время сохраняется у науа и тотонаков на севере штатов Пуэбла и Веракрус.
Происхождение танца относится к среднему доклассическому периоду. Его изображения найдены на погребальной керамике в мексиканских штатах Колима, Халиско и Наярит. Впоследствии, вероятно, в связи с культами плодородия и жертвоприношений ритуал распространился на культуру тольтеков, а затем ацтеков, которые внесли в него элементы солнечного культа.
Согласно легенде тотонаков, однажды на земле наступила великая засуха, и пятеро юношей решили сообщить об этом богу плодородия Шипе Тотеку, чтобы тот послал дождь и напитал землю водой. Тогда они пошли в лес, и нашли самое высокое и прямое дерево, возле которого провели всю ночь в посте и мольбах, прося дух дерева помочь им.
На следующий день они срубили дерево, принесли в деревню и установили в подходящем месте, принеся ритуальные дары. Затем юноши украсились перьями, чтобы походить на птиц и привлечь внимание Шипе Тотека, залезли на столб и, обвязавшись вокруг пояса лозой, отправились в свой молитвенный полет под звук барабана и флейты.
Ритуал
Для проведения ритуала на столбе высотой 25-30 метров устанавливается небольшая деревянная платформа, рама и ось, обеспечивающая вращение. На раме крепятся тросы, к которым за пояс привязываются четыре танцора, олицетворяющие четыре стороны света, а также четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю.
Посередине, на вершине столба, находится пятый участник, старший, который играет на барабане и флейте и координирует исполнение танца. По сигналу старшего четверо воладорес переворачиваются вниз головой и, держась ногой за трос, совершают 13 оборотов вокруг столба, постепенно опускаясь, что символизирует падение дождя.
13 оборотов, умноженные на 4 танцора, дают в итоге число 52, которое обозначает 52-летний календарный цикл. Ритуал заканчивается, когда участники касаются земли. Источник
Фрагмент видео
[youtube]8Wo9CQrrvzI[/youtube]