Правители сами закрылись от нас, их нрав давно таков.
Поставили стражу, чтоб нас не пускать за полог своих ковров.
Аль-Мутанабби
Поспать в самолёте опять не получается. В иллюминаторе маячит узкая полоска света. Тьма постепенно отступает, и вот можно наблюдать утренний Ирак сверху, при полном отсутствии облаков. Идём на снижение вдоль извилистого русла реки. Тигр это или Евфрат понять невозможно. Справа и слева от реки на жёлтой земле чернеют нарезанные квадратами и овалами наделы земли. Появляются одиночные строения, затем что-то похожее на поселения - чёткие прямоугольники среди жёлтой пустынной земли. Чем ближе к Багдаду, тем всего этого больше, но как-то совсем не видно привычных взгляду труб ТЭЦ и проводов ЛЭП. Уже потом я узнал, что воды Тигра и Евфрата, наполняющие арыки, несут в себе множество ила и глины, отчего орошаемая ими почва приобретает более тёмный цвет.
- Смотри, смотри! – Лена толкает меня в плечо. – это наверно Вавилон!
Мы вместе рассматриваем большое прямоугольное сооружение посреди пустыни с мощными оборонительными стенами.
- Вавилон из самолёта не виден. Наверно это американская военная база, - отвечаю я. Впоследствии мы оба были не правы. При подлёте к Багдаду с правой стороны можно наблюдать крепость Ахевер, именно она изображена на иракской банкноте в 5000.
Пилот мягко сажает повидавший многое лайнер. Выходим в замызганный рукав в забытом Аллахом багдадском аэропорту, где на взлётной полосе всего три самолёта. Скажу честно, даже в Пхеньяне я наблюдал больше.
Отставленные в кучу чемоданы предано ждут, пока хозяевам вклеивают визы. При прохождении паспортного контроля запускаю жену вперёд себя, дабы она пробежала взглядом багдадский дьюти-фри, и, пока пограничник изучает мой паспорт, Елена успевает оценить скудный ассортимент.
Всю нашу компанию помещают в два джипа и довозят до перевалочной базы. Высаживаемся в жидкую багдадскую грязь и переходим в ожидающий нас автобус. В целях безопасности на территорию аэропорта могут заезжать только специально курсирующие здесь машины. В небе висит дирижабль. Мы видели его на подлёте, под ним американская военная база. Кругом броневики, блокпосты и словно Рэмбо вооружённые иракские солдаты и полицейские. Лица у всех напряжённые, улыбок нет.
Трогаемся в путь. Впереди едет полицейский джип, в кузове которого ребята с автоматом и с пулемётом. Первое впечатление это сплошные бетонные заборы, предназначенные при террористическом взрыве защитить здания. Фасады домов, да и сам Багдад за заборами почти не видны, едем, словно в туннеле. Везде блокпосты, каждая иракская машина проходит множество досмотров, прежде чем попасть в Багдад. Нас полиция ведёт на блокпостах без очереди, через специальные коридоры, а обычные водители покорно ждут досмотра в длиннющих пробках.
Такого количества военной техники, всевозможных КПП и блокпостов я не видел нигде. Маленькие пушки, пулемёты, броневики, автоматы, снайперские винтовки, каски, бронежилеты, наколенники и нарукавники, всё это, тасуясь словно карты в колоде, беспрерывно мелькает перед глазами. Там, где нет государственных зданий, заборы отступают, представляя грязный и неухоженный город. Покосившиеся строения и разбитые улицы. Глазу не за что уцепиться. Это какой-то дурной затянувшийся сон из сказки «Тысяча и одна ночь». Желание гулять по городу совсем не возникает.
Проезжаем по мосту через величественный Тигр. Интересно, где здесь жили Али-Баба и Алладин? Только успел подумать, как далее в одном месте проезжаем интересный памятник. Девушка из кувшина наливает воду в другой кувшин, из которого вода каскадами переливается в следующие ёмкости, которых всего 40. Но сфотографировать не получается. Монумент стоит в центре круга, вокруг которого закручено уличное движение, рядом блокпост полиции, а снимать полицейских категорически запрещено.
Интересен следующий круг. Здесь раньше стоял памятник Саддаму Хуссейну, рядом две известные гостиницы Шератон
Наконец мы в отеле, который построен ещё при Саддаме, но на удивление комфортен. Приличный отельОчищаем засохшие лепёшки грязи, прилипшие в аэропорту к одежде и обуви, и падаем чуть-чуть полежать. Чувствуем себя совершенно разбитыми после тяжёлого перелёта, но нужно собраться с силами и ехать на экскурсию по Багдаду.
По древней Месопотамии Ч 3 История Багдада