Базилика Нотр-Дам-де-ля-Гард стоит на высоком холме, и видно ее из города отовсюду, а десятиметровую позолоченную фигуру Девы Марии, венчающую купол, видно в ясную погоду за много миль с моря.
Это своеобразный талисман города. Нотр-Дам-де-ля- Гард в переводе означает Богоматерь -хранительница, но имеет и другое название: "Добрая мать марсельцев". Уже только из этих названий можно судить об отношении к ней жителей города.
Обычно я отношусь к осмотру храмов чаще всего только с целью ознакомления с архитектурой, историческими ценностями, мысли о их непосредственном предназначении приходят в голову в последнюю очередь. В моём понимании вся эта роскошь для общения с богом не нужна, но это в том случае если бог для тебя действительно существует. Это только моё мнение, человека изучавшего в прошлом научный атеизм.
Поэтому отправлялась я осматривать базилику только как культурный объект, но, побывав в ней, что-то меня всё же зацепило, божественное начало в ней ощущается...
Заложена она была сначала как часовня местным священником Пьером ещё в 1214 году и сразу же стала местом поклонения людей, которые дыхание смерти ощущали на себе гораздо чаще, чем простые люди, это были моряки, рыбаки, солдаты. Прихожане жертвовали деньги и составляли в пользу храма завещания. Планировалось расширить церковь, но этому помешал визит короля Франциска I, который приказал использовать это место для постройки форта, который бы защищал город от внешних врагов. О церкви забыли, сокровища её были разворованы.
И лишь в начале XIX века религиозные постройки вернули марсельскому духовенству. И тогда решено было воздвигнуть новый храм на деньги пожертвованные жителями Марселя. Строительство было поручено молодому архитектору из Нима – Анри-Жаку Эсперандье.
Базилика была построена так, как строят те, кто особенно сильно нуждается в защите.
Архитектура Нотр-Дам-де-ла-Гард уникальна. Построена она в неовизантийском стиле и представляет собой две церкви, поставленных одна над другой. Нижняя церковь – тихая и темная, в ней расположены только усыпальницы. А вот верхняя выглядит совершенно по иному.
Вот о ней-то я и хочу рассказать. Чтобы попасть в неё нужно подняться по крутой и довольно-таки длинной лестнице, хотя часть дороги можно проделать и на автобусе.
Здесь вам попадётся статуя мальчика, приложившего пальчик к губам, вероятно для того, что бы задумался всяк сюда входящий и оставил свои грешные мысли.
Поднявшись и оглядевшись вокруг захватывает дух от видов открывающихся тебе, только от этого уже появляется какое-то возвышенное, особенное состояние души.
Войдя в церковь, обращаешь внимание, что она кажется меньше, чем выглядит снаружи, но в ней столько света, солнца и тепла.
Она такая яркая от многоцветных мозаик на стенах и полу, выполненных в византийском стиле.
И всё это буйство красок не раздражает, а воспринимается как должное, как прославление жизни.
"Добрая мать марсельцев" часто спасала своих прихожан от беды, от смерти и в благодарность за это те несли ей свою благодарность. На стенах, как в картинной галерее многочисленные картины, изображающие сражения человека со стихией, в основном на морские темы – огромные, в золоченых рамах, нарисованные профессионалами и небольшие, миниатюрные, написанные маслом, акварелью, тушью, простым карандашом, которые рисовали любители.
А со сводов на тросиках свешиваются всевозможные макеты уцелевших чудом кораблей, рыболовецких сейнеров, катеров, подлодок и даже самолётов и танков.
Моряки и солдаты приносили сюда свои награды, полученные за отвагу в сражениях.
Всё это дары от спасённых людей, последней надеждой которых была Нотр-Дам-де-ля-Гард.
Ниже мозаик, с уровня глаз до пола, стены сплошь покрыты небольшими мраморными дощечками с надписями, каждая из которых это рассказ о чудесном спасении, благодарность за успех и начинаются они чаще словами "мерси" пресвятой Деве Марии.
И мне показалось, что совсем не важно насколько искренней была вера этих людей, главное им есть кого благодарить за своё спасение. Может быть даже не конкретно Иисуса Христа или Святую Деву Марию, а какую-то вселенскую, светлую силу помогавшую им в тяжёлую минуту испытаний.
А собор продолжает жить, также идут к нему множество паломников с благодарностью и уже не только о спасённой жизни, но и о победе в соревнованиях, о помощи в жизненных ситуациях,
а "Добрая мать марсельцев"стоит, смотрит на крыши домов, морской залив, уходящих в рейс корабли.
Но не все знают, что этого могло бы и не быть. Собор был приговорён немецкими оккупантами, он был заминирован и должен был исчезнуть с лица земли не позднее 22 августа 1944 года – за день до того, как 7-я французская армия и союзные войска освободили Марсель.
Но мина не сработала. То ли не правильно была установлена из-за спешки, то ли специально был предотвращён взрыв. Как об этом сказали саперы, оказавшиеся ближе прочих к чуду: "Спасибо Ей, которая сделала все Сама". Именно это и написано на мраморной доске, которую они подарили своей хранительнице.
Есть даже песня посвящённая Нотр-Дам-де-ла-Гард.
youtu.be/J82Fa0HPrNI
И ещё хотелось бы добавить, сверху, от базилики, виден весь город и море, и это такие виды, от которых захватывает дух! Говорят, что когда-то решался вопрос о лучшей смотровой площадке Франции, выбирали между Эйфелевой башней и Нотр-Дам-де-ла-Гард, и с небольшим перевесом голосов победила последняя...