28 августа 1941 года был издан указ Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". Согласно него было признано "необходимым переселить всё немецкое население, проживающего в районах Поволжья, в другие районы". 7 сентября 1941 года очередным Указом Верховного Совета СССР территория бывшей Республики немцев Поволжья была разделена между Саратовской и Сталинградской областями. Больше никогда Республика немцев Поволжья не была восстановлена.
Как появились немцы в середине России, в тысячах километров от Германии, и при чём тут город Маркс? Садимся на автобус "Саратов -Маркс" и отправляемся в путешествие в пространстве. А пока едем — обратим свой взгляд в глубь истории.
Контакты между русскими и немцами уходят корнями в далёкое прошлое. Немецкие купцы, дипломаты и миссионеры посещали Киевскую Русь, а русские купцы имели свои торговые дворы во многих немецких городах. Мастеровые из Германии бывало оседали на Руси. Кто по своей воле, а кто по приказу. В строительстве Суздаля принимали участие архитекторы, присланные германским императором Фридрихом Барбароссой князю Андрею — сыну Юрия Долгорукого. Да и браки между знатными особами не были чем-то из ряда вон выходящими. Киевский князь Владимир Красное Солнышко был женат на дочери немецкого графа Куно фон Эннигена, три сына Ярослава Мудрого взяли в жен немецких принцесс.
Большое число немцев появилось на Руси при царях Иване III, Василии III, Борисе Годунове и Алексее Михайловиче. Поток учёных, врачей, военных, мастеровых и военных увеличился при Петре Первом, но после его смерти заглох.
28 июня 1762 года произошёл дворцовый переворот после которого российской императрицей стала Екатерина II ,урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Немка по рождению, она решила привлечь немцев в Россию и уже 4 декабря 1762 года издала манифест "О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу". Но Европа отреагировала на манифест вяло. 22 июля 1763 года издаётся второй манифест "О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах". Согласно указу заселению иностранными гражданами подлежали плохо обжитые регионы России.
На этот раз помимо публикации манифеста наряду с царскими комиссарами для организации переезда людей в Россию были привлечены вербовщики, как бы сказали в настоящее время — частные предприниматели, на возмездной основе за деньги и земельные участки, рекламирующие привилегии и льготы для переезжающих. Одним из таких вербовщиков был барон Фердинанд де Кано де Борегард. Кто-то считает его швейцарцем, а кто-то выходцем из Брабанта. Сейчас это территория Бельгии, а во времена Екатерины II Брабант был разделён между австрийцами и голландцами. Барон получил деньги за привлечение 4 000 переселенцев , по факту привлёк только 2 000 и Екатерина II расторгла с ним договор.
Не помогло даже, что основанное бароном в Поволжье 27 августа 1766 года поселение было названо им в честь Екатерины II — Екатериненштадт (немецкие колонисты называли своё поселение Katharinenstadt). Кстати, в качестве дат основания называют разные, остановимся на общепринятой. Постепенно колония Екатерининштадт становится самой большой в немецком Поволжье. Именно она называется в настоящее время город Маркс. Во избежание выпадов по поводу слово "колония" — так стали называть немецкие поселения благодаря изданному 19 марта 1764 года документу "Колониальному кодексу". Благодаря этому кодексу колонисты становились независимым сословием со значительными привилегиями и свободами (свобода передвижения, въездные и выездные лицензии, свободный переход из одного сословия в другое: гражданское, военное, духовное, дворянское). Отменен кодекс был в 1871 году.
Портрета барона Борегарда не сохранилось, да и мест, связанных с бароном, в Марксе я не нашёл. А ведь был период в истории города (с 1871 по 1915 год), когда он носил второе неофициальное название в его честь — Баронск. На карте немецких поселений долгое время сохранялись названия в честь самого барона и членов его семьи. Beauregard (ныне село Приволжское) основан 27.08.1766 , Kaneau (ныне село Андреевка) — 07.06.1767, Philppsfeld (ныне село Филипповка) — 07.06.1767, названо в честь сына барона Филиппа, Susannental (ныне Сосновка) — 03.08.1767, названо в честь жены барона Сюзанны , Ernestinendorf (ныне Березовка) — 03.08.1767, названо в честь его дочери Эрнестины. А всего 16 колоний было основано приглашенными бароном людьми.
О том, что город Маркс был основан благодаря указу Екатерины II, напоминает сквер и памятник.
Эта вторая попытка увековечить память российской императрицы на главной улице города Бронзовая императрица. Но площадь, где раньше находился памятник, застроена и пришлось размещать его на новом месте. В краеведческом музее Маркса находится свой вариант скульптуры, а также портрет Екатерины II.За первые пять лет, начиная с 1763 года, на берега Волги прибыло около 8 000 семей общим числом 27 000 душ. Почему люди устремились в неизведанное? Причин было много: Семилетняя война 1756 – 1763 годов, обнищание, голод, разруха и безысходность, деспотизм германских князей. Принадлежность к определённой религиозной конфессии часто являлось причиной для различных санкций и преследований, а также экономических ущемлений.
Среди прибывших на постоянное место жительства в Поволжье были представители разных народов.
Согласно данных ревизионной книги за 1776 год из 716 жителей Екатериненштадта 602 прибыло из Германии, а другие прибыли из Голландии, с территорий современных Бельгии, Франции, Швеции, Дании, Люксембурга, Прибалтики и Венгрии. И только потом в результате почти двухсотлетнего проживания на одной территории из приехавший сформировался своеобразный этнос, который стали называть поволжскими немцами, Немцы Поволжья в основном являлись выходцами из Гессена, были среди них также бывшие жители Пфальца, Баварии, Саксонии, Швабии и Вюртемберга.Одной из главной духовной ценностей поволжских немцев была религия. Поначалу даже колонии закладывались строго по вероисповеданию. Из первых 104 колоний — 66 придерживались евангелистического вероисповедания, а 38 — католического. Очень часто немецкие поселения строились по следующему принципу: на центральной площади возводился храм и от этой площади отходили улицы.
Не стал исключением Екатериненштадт. Примечательно, что первоначально в Екатериненштадте поселились только люди евангелистического вероисповедания. При этом город делился на две части: лютеране жили с южной стороны от церковной площади, а реформаты — с северной. Граница проходила по центральной улице, идущей перпендикулярно Волге, ныне носящей имя Ленина. Уже в 1768 году на площади был возведён деревянный лютеранский храм, а в 1846 году на его месте появилась красивая каменная церковь Святой Троицы. Этот храм сохранился до наших дней. Когда я первый раз увидел его, то принял за театр.
Только крест на крыше показывает, что это не так. В 1995 году храм был возращён лютеранской общине и нем снова проводятся службы.
В храме находится мемориальная доска, посвященная Элеоноре Александровне Гердт, которая создала и возглавляла Немецкий культурный центр, сделав многое для возрождения лютеранской общины Маркса.Сохранился дом пастора, построенный в начале прошлого века, и даже не особо изменился с давней поры.
Правда прежних хозяев там нет, а в советское время там квартировала библиотека.Екатерининенштадт был одним из немногих немецкий поселений, в котором была православная церковь. Правда старое здание в прошлом веке было снесено и на его месте находится парк Есть в парке Маркса старый дуб... и молельный дом мормонов Мормоны на берегах Волги. А вновь построенный храм Православный храм в бывшей столице немцев Поволжья находится в некотором отдалении от старого.
Третьим после лютеранской кирхи и православной церкви в Екатериненштадте появился католический храм. Находился он недалеко от лютеранского. После революции в церкви размещался кинотеатр "Октябрь", его снесли в 1985 году. Благодаря помощи Германии уже в постсоветское время был построен новый католический храм, правда уже не в центре, а на окраинеПервый католический храм, открытый в России после 1917 года.
Интересный факт: в 1990–2001 годах настоятелем католического прихода Христа Царя в Марксе был священник Клеменс Пиккель, рукоположенный в 1997 году в епископы и возглавлявший апостольскую администратуру для католиков юга России.По архивным данным в 1887 году жители евангелического исповедания насчитывали 6420 человек (73,6%), католического — 2075 (23,8%), православного — 225 (2,6%).
Мало кто знает, что транзитом через Баронск в 1837 году проезжал будущий император Александр II вместе со своим воспитателем поэтом Василием Андреевичем Жуковским. Направлялись они в Унтервальден (ныне село Подлесное), находящееся в 22 километрах от Баронска, где цесаревич и свита останавливались у немецкого колониста Г. Мейнгардта.
Путешественник Лебедской так описывал колонию поволжских немцев Екатериненштадт в середине XIX века: "Жители отменно отличаются против прочих в выращивании пшеницы и табаку… При некоторых домах сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми, вишневыми деревьями. Женщины сверх полевой работы прядут лен, посконь, шерсть, ткут холсты и сукна".
Братья Конрад (1793-1858) и Михаель (1796-1864) Штаф стали табачными королями не только Баронска. Их отец Иоганн Николаус, будучи младенцем, вместе с родителями в июле 1797 года поселился в колонии Борегард, затем перебрался в зрелом возрасте в Екатериненштадт. Его сыновья, больше известные в предпринимательских кругах под русскими именами Кондратий и Михаил, стали купцами. В 1819 году открыли лавку в родном селе, затем перебрались в Саратов, где, начав с торговли, затем занялись табачным бизнесомФабрика табачных королей юго-востока России. Открыли они табачную фабрику помимо Саратова также и в родных местах. Здание фабрики сохранилось до сих пор, но специализация изменилась. С 1953 года на старой немецкой фабрике в городе Маркс разместился пивзавод.
Сохранился до нашего времени и даже расширился механический завод земледельческих машин и орудий Фридриха и Карла Шеферов, построенный в 1880 году. Перед началом Первой Мировой Войны здесь работали 400 рабочих. Помимо производства техники для сельского хозяйства они занимались строительством и ремонтом мельниц. Мастерские братьев Шеферов были национализированы в 1919 году, в 1924-1926 годах здесь выпускался первый советский колёсный трактор "Карлик" конструкции балаковского изобретателя Я.В. Мамина. Об этом напоминает памятник возле проходной завода "Волгодизельаппарат", основанного на месте завода Шеферов,
.А вот мельницам не повезло. В 1793 году в городе было 3 ветряных мельницы и одна водяная мельница. Позже появились паровые мельницы Ф. Альтаха, Дизендорфа, братьев Сабельфельд. Мельница Ф.Альтаха и И.Лисунова была построена в 1877 году, а в 1888 году модернизирована — на ней был установлен мощный 110-сильный локомобиль завода Г. Ланца (Мангейм). А вот уже в нынешнем веке ей не повезло, в 2008 году здание сгорело и сохранилось лишь на фотографии.
Известными хлебными магнатами были братья Сабельфельд. Бывшее здание их паровой мельницы выглядит непрезентабельно.
А вот здание, где жили Сабельфельды сохранилось до наших дней, в нём находится ЗАГС с 1970 года. Во времена Республики немцев Поволжья в здании располагался педагогический техникум, затем — родильный дом, больница, позже — детская больница.В 1915 году Екатериненштадт, который неофициально стали называть с 1870 года Баронском, получил новое имя Екатериненград. Произошло это благодаря указу императора Николая II от 13 марта 1915 года "о борьбе с немецким засильем". Населённые пункты, имеющие немецкие названия, были переименованы. Был в Российской империи создан Особый комитет по борьбе с немецким засильем, запрещено преподавание и ведение церковных служб на немецком языке, в рамках законов от 2 февраля и 13 декабря 1915 года о ликвидации землевладения и землепользования планировалась экспроприация недвижимого имущества у всех немцев, был разработан проект царского указа о депортации немецкого населения за Урал. Помешала реализации планов февральская революция 1917 года, не повезло только волынским немцам, 200 000 которых были отправлены в Сибирь. При этом в армии Российской империи служило порядка 300 000 тысяч российских немцев, многие из которых были удостоены Георгиевских крестов. Парадоксы истории...
Во время после революционных событий русское название как-то затерялось и город опять стал зваться Екатериненштадтом. В память о тех суровых днях сохранился памятник погибшим красноармейцам в борьбе с контрреволюционными бандами в годы установления Советской власти в 1918-1921 годах по Марксштадтскому уезду.
Большинство фамилий на нём немецкие. Памятник был установлен на кладбище, а сейчас здесь городской парк.В мае 1919 года Екатериненштадт стал второй столицей автономной области немцев Поволжья (после Саратова) и был ею по 24 июля 1922 года. В это же время название города снова поменялось. С 1919 по 1920 райком и обком РКП(б) немцев Поволжья возглавлял Пётр Иванович Чагин (1898- 1967). Ярый большевик Чагин посчитал старорежимным название в честь императрицы и предложил назвать город Марксштадтом в честь великого Маркса. Партийная элита области выступила категорически против. Как гласит местное предание — поддержал идею о переименовании никто иной как Владимир Ильич Ленин. Чагин отправился по партийным делам в Москву и во время встречи с Лениным аккуратно подсунул вождю революции местную газету, которую кстати сам и редактировал в дополнение к партийному руководству. В газетной статье говорилось о переименовании города. Ленин пробежав глазами материал — бросил фразу: "Будьте достойны имени Маркса!" Добро на высшем уровне таким образом было получено и противники переименования посрамлены. Сохранилась фотография Чагина вместе с Сергеем Есениным,
с которым большевик был настолько дружен в 1924-1925 годах, что поэт в сборнике стихотворений «Персидские мотивы» написал с посвящение : "С любовью и дружбою Петру Ивановичу Чагину". Существует легенда, что имя героине известного стихотворения Есенина "Шаганэ ты моя, Шаганэ..." поэт дал в честь своего друга, а в первоначальном варианте героиня звалась Чагинэ. Большевик дал новое имя городу, а поэт назвал персиянку в честь этого большевика.О былой "столичности" города напоминает ,пожалуй, лишь здание музея. В марте 1919 года Марксштадтский краеведческий музей получил статус государственного и фактически стал первым музеем Республики немцев Поволжья. Трудна была судьба у музея, перед Великой Отечественной войной он был закрыт, многие редкие и уникальные экспонаты испарились в неизвестном направлении. Вновь музей был открыт лишь в 1991 году, для посетителей — в 1995 году. Здание в стиле эклектика, в котором разместился музей, до революции принадлежало Торговому дому "Карле и сыновья".
Памятник герою Советского Союза Венцелю Вольдемару Карловичу, получившего золотую звезду под именем Венцова Владимира Кирилловича, на "Аллее героев" Герои, застывшие в бронзе возвращает нас к событиям Великой Отечественной Войны и тяжкой судьбе немцев в тот период.
Венцов Владимир Кириллович , настоящее имя (Венцель (Wentzel) Вольдемар Карлович (1924 -1943) — уроженец села Орловское. Один из 15 немцев, удостоенных звания Героя Советского Союза за борьбу против фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Был вынужден сменить имя, звания Героя Совесткого Союза удостоен посмертно 15.01.1945 года. Погиб 25 сентября 1943 года в бою за плацдарм при форсировании реки Днепр у поселка Любеч на Украине.
Во время Второй Мировой войны повторилась как и во времена Первой Мировой войны судьба немцев, только более жестоко, не только Поволжья, но всего СССР,
Когда началась Великая Отечественная война, в Красной Армии служило около 33,5 тысяч немцев. Большая часть их была призвана с территории Республики немцев Поволжья. После начала войны массового призыва в ряды сражающейся армии не только не было, но даже сражающихся в рядах Красной Армии начали убирать и отправлять в запасные полки дивизий и армий. Более активно проходил этот процесс в 1941 году, продолжался и позже, но более вяло. В июле 1941 года немцев убирали с должностей пулемётчиков, автоматчиков, снайперов, радистов, наблюдателей, миномётчиков, первых номеров артиллерийских расчётов. При этом люди продолжали воевать и получать боевые награды, которые в первые месяцы войны выдавались очень скупо и их надо было заслужить. Были немцы среди защитников Брестской крепости, Ленинграда, участвовали в битве под Москвой. Более 10 человек по итогам войны стали Героями Советского Союза.
Один из многих грустных парадоксов того времени: 28 августа 1941 года газета "Комсомольская правда" опубликовала очерк Цезаря Солодаря "Разговор с красноармейцем Генрихом Нейманом", в котором повествовалось об об отважном и умелом зенитчике, сбившем четыре бомбардировщика "Юнкерс". И в этот же день был издан указ о депортации поволжских немцев.
Депортация гражданских поволжских немцев была осуществлена в период с 3 по 20 сентября 1941 года. В это же время была издана Директива Народного Комиссара Обороны СССР № 35105 от 8 сентября 1941 года. В ней требовалось:
"Изъять из частей, академий, военно-учебных заведений и учреждений Красной Армии, как на фронте, так и в тылу, всех военнослужащих рядового и начальствующего состава немецкой национальности и послать их во внутренние округа для направления в строительные батальоны.
В тех случаях, когда командиры и комиссары соединений сочтут необходимым оставить военнослужащих немецкой национальности в частях, они обязаны возбудить об этом мотивированное ходатайство перед НКО через Военные Советы фронтов, округов и отдельных армий."
Многие боевые командиры писали ходатайства об оставлении в войсках боевых офицеров и квалифицированных специалистов из числа немцев. В это же время начались смены имён и фамилий на русские, украинские, азербайджанские, для того чтобы попасть или остаться на фронте и воевать с фашистами. Сменил свои паспортные данные и Венцель.
Большая военнослужащих-немцев к концу 1941 года была собрана в запасных полках дивизий и армий, а затем оправлены в тыл.
Помимо Венцеля -Венцова с Марксом была на короткий период времени связана жизнь другого немца — Героя Советского Союза. Клейн Роберт Александрович (1913 — 1990) во время войны стал разведчиком партизанского отряда, сражавшегося на территории Украины и Польши. В 1931 году Клейн закончил Марксштадтский техникум механизации сельского хозяйства. Но памятников в Марксе ему нет.
В 1942 году приставка"штадт" в названии города была отброшена и город стал просто Марксом, с немецким названием и без немецкого населения.
Пройдёмся по улицам Маркса. Фактически только лютеранская кирха , а также некоторые памятники напоминают о бывшем немецком прошлом города. Нельзя же считать названия улиц в честь немецких революционеров Маркса, Энгельса, Либкнехта атрибутами только города Маркса. Хотя много сохранилось старых зданий, которые обложили кирпичом, но мало кто помнит об их хозяевах.
Даже в страшном сне не могло присниться главному полицмейстеру — начальнику полиции Кремеру, что перед его домом будет стоять бюст немецкого революционера Карла Маркса.
Не думал -не гадал один из самых богатых купцов города Кернер, что придётся ему срочно в 1917 году уезжать из родных мест на родину предков, а в здании торгового дома "Кернер и сыновья" разместится кантонный (позже районный) комитет партии. Сейчас здесь музыкальное училище.
Благополучно дожили до наших дней магазин жилой дом купца Миллера.
А здание, где в советское время располагался горисполком, использовалось раньше для нужд купеческого собрания Екатериненштадта.
Здания аптеки
и банка сохранились и по сию пору. Правда в здании аптеки уже давным давно другое учреждение.Помимо религии в сохранении своей самобытности немцев в России играли большую роль школы, в большинстве из них до 1891 года обучение производилось на немецком языке. Сохранились до нашего времени здания, построенные в начале прошлого века под учебные заведения: мужская гимназия, земское училище, женская гимназия, центральное русское училище.
Великолепная архитектура и добротность зданий говорит о зажиточности и высоком самосознании поселенцев. Неграмотных среди них практически не было.Большинство зданий дореволюционного города были одно или двухэтажные. Во время прогулок по городу Вы сможете увидеть как старые деревянные дома
, так и обложенные кирпичом, но сохранившие почерневшие от времени деревянные части. А есть и такие весёлые домики.А вот кладбищенским памятникам не повезло. От них практически ничего не осталось. Ведь частичная реабилитация немецкого народа состоялась лишь в 1964 году и могилы долгое время были брошены на произвол судьбы. В настоящее время в Марксе проживает около 5% немцев, а к моменту депортации их было более 90%. Многие немцы уехали в Германию, другие ассимилировались на бескрайних просторах бывшего СССР.