Вестибюль и парадная лестница Марьинского дворца – самый посещаемый интерьер. Он неоднократно менял свой облик (я видела его уже в трех цветовых решениях), но здесь всегда происходило одно и то же. Раньше по праздникам владельцы встречали своих гостей, а в будни сновала дворня. Сейчас по лестнице поднимаются посетители музея и обитатели санатория. Обратите внимание, перед вами бюст того самого И.И.Барятинского, работы нашего современника, скульптора Басарева.
Отсюда мы попадаем в Большую залу, или Ротонду (центр планировочного решения дворца). Вокруг нее расположены все парадные покои. Ротонда в некоторой степени сохранила свой первоначальный вид и традиционную окраску стен. Этому паркету почти 200 лет! Парадные залы второго этажа были украшены росписями, выполненными Антонио Бруни. При позднейших перестройках высоту залы увеличили, а круглый плафон с росписью заменили матовым стеклянным потолком с ажурной металлической решеткой. По одной линии с парадной лестницей и ротондой располагается «Голубая гостиная». Три больших французских окна гостиной в летнее время открывались на наружную лестницу, ведущую в парк. По левую руку от гостиной располагались личные апартаменты И.И. Барятинского, по правую – его жены Марии Федоровны. Традиционная декорация парадных интерьеров того времени предполагала шелковую обивку или однотонную покраску стен, что служило прекрасным фоном для больших картин, зеркал, осветительных приборов. Именно в этой зале дворца размещались фамильные портреты в резных рамах, а также портреты монархов. Надо сказать, что князь И.С. Барятинский, как и все представители их круга, приобретал для своих коллекций произведения искусства русской и европейских школ. Иван Иванович расширил родительское собрание. Князь покупал картины у антикваров, заказывал художникам, приглашал мастеров в имение. И в дальнейшем представители каждого поколения княжеской семьи пополняли коллекции. К сожалению, после национализации 1918г. фамильный архив, библиотеки и большую часть художественного собрания погрузили в 22 (!) вагона, вывезли в Москву и распределили по музеям. Таким образом, во дворце осталось совсем немного подлинных вещей: некоторая мебель в комнатах 3 этажа и в музее. Куда мы и перемещаемся… Да, прискорбно, но здесь мы наблюдаем лишь банкетку и стул (трон) с табличками на них: «Просьба не садиться. Мебель старинная». Собственно я и не садилась – только делала вид:) За моей спиной портреты князя и его супруги (естественно, копии) с работ Э.Виже-Лебрена. Еще нас заинтересовал макет усадьбы (по моим прикидкам, отражает положение дел вековой давности).
Но наибольшее впечатление производит одна комната первого этажа, на первый взгляд невзрачная и ничем не примечательная. Дело в том, что этот зал, перекрытый каменными сводами, обладает удивительной акустикой. Два человека, вставшие в противоположных углах, могут шепотом переговариваться друг с другом, не будучи никем услышаны! Звук легко передается по диагонали свода. Такое впечатление, будто тебе на ушко шепчут!
6 материалов, 98 фотографий
Марьино. Экскурсия по дворцу
Дешёвый ✈️ по направлению Марьино