Огибая углы домов, спотыкаясь, спеша оказаться на определенной улице, ныряя в толпу перед двигающимся троном, пятясь задом наперед; со скрещенными руками на груди, жмурясь, когда солнце попадает прямо в глаза, отражаясь от позолоченного трона, или напрягая зрение в сумерках - так видится Страстная неделя в Малаге.
Она бросается в глаза, она пахнет, она звучит, ее можно попробовать и потрогать.
Квинтэссенция праздника - воодушевленно ожидать его приход, воссоздать со вкусом Страсти Господни и с восторгом отметить его финал - Пасху.
Праздник пяти чувств: зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания, и даже шести – знать, где нужно быть, когда точно быть, и, наверное, самое главное – уметь находиться в выбранном месте.
Насладиться этим праздником означает знать, где и когда нужно очутиться в нужном месте и в нужное время, погрузиться в суматоху, шум и гам и насладиться тишиной, дать захватить себя мельчайшими деталями происходящего и быстренько убежать (в другое место), когда пройдет все самое интересное.
Но внешняя оболочка обманчива.
Страстная неделя - это Евангелие, написанное на дереве,
Катехизис из стекла и металла,
возвышенный, несущийся к небесам аромат курящихся благовоний;
то пляска св. Витта,
то тишина, в которой только слышно потрескивание фитиля на горящей свечке;
пронзительный, отдающий металлом звук горна,
саета, вонзающаяся в душу,
пробирающий до глубины души тромбон, мелодичный кларнет и бой барабанов;
голубой бархат, смешанный с небесной синевой или пурпур, затемненный почти до черноты, контрастирующий с золотом спелой пшеницы.
Восторженные возгласы толпы и почтительное, молчаливое одобрение.
Праздник всех пяти чувств, помогающий лучше понять (и познать) тайны Страстей Христовых и необходимой Смерти Его.
Это - Страстная неделя (Semana Santa) в Малаге.
Распахните Ваши Души!
Если и есть аромат, однозначно определяющий этот праздник – так это аромат ладана, витающий повсюду в городе, кольцами дыма окружающий двигающиеся троны и по спирали улетающий в небо. Если быть точным, то ладан, поначалу, использовался в Средневековье в храмах и публичных манифестациях, чтобы, если не уничтожить, то хотя бы заглушить неприятные запахи. Ладан порождает вокруг себя атмосферу благодатную и праздничную, одновременно и мистическую и священную, выражающей в элегантнейшей форме почтение к Иисусу и матери Его, вознося помыслы и настраивая разум на общение с Всевышним.
«Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое».
В литургии ладан – символ жертвования верующих Господу, объединяющий и сплачивающий людей с алтарем, с их подношениями и, прежде всего, с самим Иисусом. А трон и есть алтарь, только передвижной.
В последние годы во всех, без исключения кофрадиях, тронам предшествуют несколько человек, несущие и размахивающие кадилами, обычно одетые в роскошные, расшитые золотом на бархате туники или облаченные в строгие льняные белые одеяния. Главная их задача – создать неповторимый аромат, налет легкости и мистицизма впереди двигающихся тронов.
Но Страстная неделя пахнет не только ладаном. Цветы здесь играют не меньшую, если не большую роль: апельсиновые и лимонные деревья источают неземной аромат по ходу движения тронов, розы,гвоздики, лилии и каллы благоухают в гирляндах на тронах Святой Девы,
и покрывают ковром подножие распятий.
Цветочные украшения тронов выбираются с необыкновенной тщательностью: ведь от них зависят индивидуальность и именно они предают трону характерные черты. Разновидность и цвет цветов должны соответствовать выбранному стилю данного братства, и, прежде всего, святому образу на троне. Гвоздика – цветок с большой буквы для всех кофрадий, хотя и не единственный.
И, разумеется, аромат горящего воска от свеч.
Во мраке ночи горящие восковые свечи предшествуют движению тронов, определяя и направляя их движение, играя огнями на слезах матери божьей, катящихся по ее лицу.
«Назарено», несущий восковую свечу, обязан поддерживать ее горение и освещать путь, по которому двигаются троны, во время всего движения процессии.
Кружевные свечи или цветы из воска снова возвращаются на троны после продолжительного забвения. Довольно много братств выходили на процессии с украшенными свечами этого вида тронами в прошлом, но только одна кофрадия зажигала их всегда – La Salud.
Ароматы аниса и корицы, более земные, но более близкие: первый от анисовой воды, второй – от специальной пасхальной сладости torrijаs – поджаренного на меду хлеба.
У Страстной недели есть свой собственный способ общаться:
Язык колокола, который нельзя спутать ни с чем, для подачи сигналов носильщикам тронов, распределять усилия, начинать и заканчивать движение;
Среди носильщиков этого трона — Антонио Бандерас, уроженец Малаги. Обычно, он находится прямо под троном, скрытый от любопытных глаз. Носильщиков прямо под троном называют "submarino", т.е "подводниками".
Саета, своего рода молитва вслух, обращенная к Иисусу и матери его;
Музыка оркестров, следующих вслед за тронами и витающая над ними, облегчая их вес.
Музыку слушают ушами, но попадает-то она в самое сердце!
Давно позади осталось то время, когда единственным аккомпанементом процессии был барабан.
Процессиональные марши появились во второй половине 19-го века и были коротенькими произведениями, романтическими этюдами, написанными великими классиками. И только Perfecto Artola вложил в столько страсти и динамики в свои марши, что и по сей день мало кому удается их превзойти. Но бывает, что в угоду моде, нет-нет, да и заменят бессмертное творение на современное г……
С помощью музыки святые братства самовыражаются на улицах города. Или, нет, скорее улицы определяют ее характер: на узких - она более мелодичная, на широких – более громкая, резкая.
Но еще задолго до того, как у музыкального аккомпанемента появился свой собственный стиль, уже существовал оркестр пожарников Madre Maestra, которому в этом году будет сто лет, и который и сегодня открывает праздник своими горнами и барабанами.
Пронзительный звон колоколов, возвещающий о начале движения, скрип балок под тронами, звякание процессиональных подсвечников об углы близлежащих домов, безостановочная молитва монашек ордена Сервитас, идущих ночью в полной темноте по городским улицам, на которых специально для этого гасят уличные фонари:
так звучит Страстная неделя в Малаге.
Часто можно видеть очень своеобразные глиняные бочонки.
Внутри – анисовая вода. Пьют ее носильщики тронов, чтобы восстановить силы. В нарядных корзинках несут сладости – с той же целью.
Некоторые процессии продолжаются по полдня.
Нарядность Страстной недели является далеко не единственной ее характеристикой. Это самое время побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Особенно в восторге детишки: покрытое глазурью яблоко и сахарная вата – безусловные фавориты.
Разнообразные вкусы смешиваются между собой, пропуская вперед смесь, в которой уживаются сладкий и соленый, мясо отступает перед соленой треской, главной героиней поста.
Во время Великого Поста, и, разумеется, на Страстной неделе, torrijas, хлеб, поджаренный на меде, сахаре, или начиненный кремом, всегда присутствует на обеденном столе.
Именно в пятницу сладкое послевкусие сменяется на соленое – соленая треска с помидорами является главной едой в этот день траура по Иисусу.
А здесь можно посмотреть, как все выглядит вживую: видео