Попетляв чуть-чуть по Котельничу, выбрались за пределы города и оказались на разбитой объездной дороге. Впереди волокутся с десяток большегрузов, каждый тащит свою тяжкую ношу. Еще какое-то время сквозь грязевые облака наблюдаем, как вопреки законам физики резина бьет асфальт и крошит камень. Наконец, колонна дробильщиков асфальта уходит вправо, освобождая путь на Даровской, а мы продолжаем движение на север!
Грязная "федералка" осталась за спиной, и есть возможность "топнуть" от души, на полной скорости уносимся в заснеженные дали.
1.
Нас встречает снежный покой и эталонная белизна. Ощущение такое, будто мы катимся по краю тарелки. Все огромное блюдо заметно накренилось, а восточный край земли опустился существенно ниже западного.
Там, где встает солнце, тоненькие полупрозрачные полоски горизонтов, наслаиваясь друг на друга, смешиваются, вплетая в свою замысловатую косицу сверкающие белизной поля и полосы черного леса, гребни северных увалов и долины рек, ремешки трактов и тоненькие нити лесных ручьев.
Вглядываться в даль можно до бесконечности, на сколько хватает зрения, но так и не поймешь, в каком же месте земная твердь сливается с небосводом?
Там, среди хитросплетения голубых разводов, совсем невидимая и скованная льдами несет свои воды река Молома — водная артерия и древний путь, по которому стремились на Вятку первые переселенцы, обживая, в первую очередь, именно эти, ныне совсем безлюдные берега и речную пойму.
От былого благополучия остались редкие деревеньки да небольшие села, примерно на середине пути между Даровским и Котельничем нас заждалось село Макарье, туда и держим путь.
2.
В тысячный раз жалею, что слишком спешу. Жизнь суетлива и постоянно подгоняет, настойчиво подталкивает в спину, заставляет бешено нестись, не сбавляя темпа, вынуждает, давясь и не прожевывая, спешно глотать километры и версты, не дает насладиться покоем и уединением, ощутить терпкость минут, смаковать мгновения.
Остановишься здесь и надолго застынешь, окаменеешь, зачаруешься далями, забудешь про течение жизни, успокоишься и замрешь в томительном ожидании очередного восхода, а затем развернешься вслед за солнцем и, устроившись поудобнее, станешь дожидаться незабываемого заката.
Здесь никогда не надоест мечтать, наблюдая за облаками, или с трепетным замиранием сердца беспокойно вглядываться в надвигающуюся грозовую тучу, бесстрашно подставляя лицо неистовым порывам ветра.
3.
Замечтался я, но вернемся к первым следопытам, отважным зверобоям и переселенцам. Примерно 350 лет назад на берегу неприметной лесной речки с удивительным названием Полуденная Куринка возникло небольшое поселение. Куринка несла свои воды к Моломе, а поселенцы строили свои дома на ее берегах.
4.
Так возник погост, а на погосте — деревянная церковь во имя Пресвятого Макария, отсюда возникло и название села Макарье.
В народе о происхождении села ходят вот такие байки: "Есть несколько мест с названием Макарье, так как под Вяткой святой Макар завтракал, здесь, под Котельничем, обедал, в Костромской губернии ужинал, а в Нижегородской ночевал. И все эти места названы его именем."
Заметили? А Святой Макар-то из Вятки вышел, раз там завтракал! )
5.
Хотя почвы в этих краях неплодородные, и с земледелием здесь было туговато, однако село считалось одним из самых процветающих на всю округу. Помещичьего землевладельчества здесь не было, а родные просторы принадлежали небогатым крестьянам, середнячкам и церкви.
6.
Жили не слишком зажиточно, но и не бедствовали. Котельнический уезд всегда славился производством льна и животноводством, соответственно мяса, кож и шерсти было в избытке. Неудобное земледелие прекрасно компенсировалось другими занятиями и разными видами кустарного производства. Постепенно село Макарье превратилось в крупный торговый центр.
7.
К началу 20-го века в селе имелись: больница, изба-читальня, три магазина, торговые лавки, кустарные мастерские, а также некоторое количество питейных заведений. В 1843 году было основано Земское народное училище, в котором обучалось до 70 мальчиков и еще было две школы.
8.
По народу ходит популярная песенка-прибаутка, она передается из уст в уста и бесконечно перепевается: "У Котельнича три мельничи стоят — водянича, паровича да ветрянича: В водяниче мелют гречу, в паровиче мелют рожь, а на водяниче чего надо, то и хошь..." глядя на опустевшие поля, и не поверишь, что примерно так и было. С трудом представляю Донкихотовских великанов, размахивающих ручищами-лопостями где-нибудь на голых вершинах окрестных холмов, а в Макарье имелось аж 8 ветряных и 9 водяных мельниц!
9.
Все говорит о том, что народ не бедствовал, каждый год в Макарье шумела, веселилась и зазывала крупная Введенская ярмарка, кроме того, в дни храмовых праздников проводился 21 торжок.
Продавали все: от с/х продуктов и огородных растений до высокотехнологичных изделий: валенок, кожаной обуви, одежды, саней и телег.
10.
Примерно в 1767-96 г. на правом берегу Куринки была построена каменная Введенско-Богородицкая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кто строил, и при каких обстоятельствах не выяснил, да и приведенная выше дата скорее всего неточная. Зато доподлинно известно, что храм получился удивительный, чудесный, огромный, двухэтажный.
11.
Введенско-Богородицкая церковь — это не простой храм, а целый сложившийся архитектурный комплекс, включающий в себя каменные дома бывшей приходской школы и священнослужителей. Большая часть этого богатства разрушена и находится в состоянии руин, а сохранившиеся постройки используются под магазин и конторы.
12.
Храм стоит на одной из центральных улиц Советской. Абсурд, повсеместно переходящий в закономерность. По всей стране к храмам ведут улицы, названные в честь той власти или тех людей, которые яростно старались разрушить и уничтожить главные основы великой православной нации. Выдернуть стержень, расшатать и разобщить, а затем, полностью обескровив, попытаться собрать снова воедино, но уже под знамена адской тоталитарной системы.
В 1917 году победило зло, по улицам Макарья прошлась новая советская власть с громкими лозунгами и обещаниями.
13.
Какое-то время жизнь в селе двигалась и продолжала развиваться по инерции. В 1929 году был образован Макарьевский сельский совет с центром в с.Макарье, и он вошел в состав тогда еще Даровского района Нижегородского края, но уже через год сельскохозяйственная коммуна доказала свою несостоятельность и распалась на 14 колхозов.
14.
Ломать не строить.
Ломать удавалось легко и даже приятно, а вот построить что-либо новое получалось не очень. Вот как отзываются о селе проверяющие из ЦК ВКП(б) в 1942 году:
"В селе совершенно нет древонасаждений, нет общественного сада. Имеющийся сквер перед Домом Советов запущен, зарос сорняками, улицы и дворы не очищаются, загрязнены навозом и мусором.
Из коммунальных предприятий в районе имеется только баня на 10 мест. Баня не удовлетворяет потребности населения райцентра и требует расширения до 20 мест. В райцентре электрического освещения нет. Начатое пять лет тому назад строительство электростанции до сих пор не закончено.
15.
В райцентре имеется одна начальная школа и одна средняя школа на 480 мест, детский сад, больница, аптека и ветлечебница. Имеются 5 магазинов и одна столовая, одна хлебопекарня, радиоузел мощностью 25 ватт на 175 точек, почта, телеграф, телефон на 100 номеров.
Кино и театра в райцентре не имеется.
В детском саду вместо 75 человек имеется детей 47 человек. Библиотека находится в плохом помещении, которое не приспособлено для этой цели. Читателей имеется всего лишь 450 человек, из них колхозников 65 человек. Очень мало художественной литературы – всего до 450 книг.
16.
Магазины в райцентре содержатся некультурно. Товар разбросан по полкам, покрыт пылью. В помещениях грязно. Товаров мало, хотя их можно было бы иметь больше за счет производства на месте столов, стульев, щепных товаров и продажи глиняной посуды, в которых имеется большая потребность.
17.
В селе имеется столовая на 60 посадочных мест. Ежедневно приготовляет и отпускает 600-700 блюд – исключительно первых. Продуктами не обеспечена, и за последнее время в меню одна окрошка из кваса с картофелем. Санитарное состояние столовой неудовлетворительное. Мало кухонной посуды и тарелок.
Приезжающие колхозники не чувствуют в нем культурного центра. В райцентре нет даже комнаты для приезжих."
Вот до такого состояния довела село советская власть всего за 20 лет (почему-то вспоминаются наши девяностые).
18.
Этому упадку предшествовало закрытие Введенского храма в 22-м году. В 1925 году дошло дело до снятия колоколов. В общем-то история везде одна и она последовательно повторяется вновь и вновь. Сначала сбрасывались кресты, затем снимались колокола, и они тоже сбрасывались на землю, ну, а потом доходило дело до разрушения самого храма.
19.
Начинался грабеж и уничтожение церковных ценностей. Сочувствующих уничтожению храмов было немного, но даже из числа самых оголтелых атеистов не каждый отваживался поднять руку с топором на святые образа. Остальной народ опасливо поглядывал на таких сумасбродов, предпочитая держаться в стороне от происходящего, чутко подмечая все, что в дальнейшем происходило в судьбах активистов.
20.
С осквернителями непременно случались всевозможные несчастья, увечья или смерть. С Макарьевской церкви первым делом скинули огромный 2,5 метровый крест, а затем пытались снять колокола, но внушительный вес которых не давал этого сделать.
На все село нашелся один Иван смельчак, который взобравшись на колокольню соорудил деревянные подпорки, затем вышиб кирпичные простенки, а подпорки облил керосином и поджег. После этого колокола сами падали на землю и разбивались.
Упал и сам смельчак, при этом сломав двенадцать ребер.
21.
Иконами и церковными книгами топили печи или просто их уничтожали.
Народ вспоминает:
"У нас председатель сельсовета баню иконами топил. И с девочкой его получилось нехорошо. И сам скоро умер.",
"А в Макарье, кто колокол сбрасывал, тот упал да разбился."
В 1933 году окончательно уничтожили купола и разрушили колокольню. Теперь на том месте, где возвышалась колокольня сохранился фундамент, а на голой стене храма видны очертания лестницы и арки дверных проемов.
22.
В церковных стенах первым делом оборудовали клуб, а затем глубинный пункт для засыпки зерна (не представляю, что это такое, но думается, очень грязное и пыльное производство). После войны в здании храма снова устроили веселуху, и еще побывало какое-то производство. И опять та же история — осквернение уберегло храм от разрушения.
23.
Аккуратно пробираемся вдоль стен и заглядываем в окна. Сделать это нелегко, двигаясь по колено в снегу, но любопытство подстегивает. Очень хотелось попасть внутрь, но вокруг ни одной тропинки, а все двери наглхо закрыты. На втором этаже частично сохранились росписи, но как мы ни старались что-либо разглядеть сквозь выбитые окна и решетки, так ничего и не увидели.
24.
В одном из помещений удалось разглядеть лишь обшарпанные стены да брошенную мебель, оставшуюся от клуба, кругом царит запустение и бардак.
25.
Своды и росписи щедро закрашены белой краской, и только кое-где на потолках сохранились остатки вычурной лепнины.
26.
Пока мы выворачивали шеи, в тщетных попытках просунуть головы сквозь оконные решетки, нас заприметила какая-то женщина. Она подавала сигналы руками, показывая свое явное намерение вступить с нами в переговоры. Ради установления контакта Юля, не раздумывая, напрямую направилась к женщине, зачерпывая сапогами снег, пробираясь через глубокие сугробы.
27.
Мы наивно полагали, что на пустынных улицах мы одни, и до нас никому нет дела, разве что местные собачки проявляли интерес, виляя хвостами, спешили познакомиться.
28.
На самом деле, весть о том, что приехал батюшка с журналистами, мигом облетела местных жителей.
Возрождения храма желают многие, вот и Елена Валентиновна вышла к нам навстречу, чтобы предложить свою помощь. Елена-староста Макарьевского прихода, она тут же предложила разместить в своем доме бригаду рабочих. В разговоре выяснилось, что и ключи от храма тоже хранятся у нее, вот только все двери занесло снегом, так что на этот раз лишь обменялись телефонами, а экскурсию по храму отложили до более теплого времени года.
29.
Русский народ умеет приспосабливаться к любым трудностям жизни, вот и коллективизацию пережили и разруху. Может поспособствовали те проверяющие из 42-го или все само утряслось, сегодня село выглядит вполне благополучно. На отсутствие зеленых насаждений теперь не жалуются, кругом шумят своими кронами стройные березы.
30.
Окаянное время настойчиво заставляет играть по своим правилам. Так и не успели мы увидеть новую школу, 2-х этажный “Универмаг”, участковую больницу и детский сад, не удалось прогуляться по улицам села, не посетили памятник Воинам-освободителям и не побывали около макарьевского пруда.
Очень многое осталось за кадром, а вот возьмем, да еще раз приедем, но уже летом!
31.
Пока гуляли вокруг Введенского храма, о.Евгений успел раздобыть где-то его цветную фотографию, уезжаем с трофеями. Следующая остановка будет в селе, которое имеет необычное название. Нас ждет село с самым настоящим человеческим и даже с царским именем Екатерина. За одним попробуем разобраться, как случилось, что в вятской глубинке появилось село, которое получило имя самой императрицы.
32.
P.S.
До революции в России было 360 тыс. священнослужителей, 55173 православных церквей и 25000 часовен, 1250 монастырей, 4 духовные академий, 58 семинарий, 4200 католических храмов, 25000 мечетей, 6000 синагог, более 4000 молитвенных домов. К концу 1919 года осталось в живых 40 тыс. священников. За годы Советской власти разрушено более 40 тыс. церквей.