Монастырь Макараванк — известный средневековый религиозный центр и архитектурный
комплекс в Тавушской области Армении. Монастырь хорошо сохранился и является действующим, служба проходит по воскресеньям и церковным праздникам.
До села Ачаджур идёт хорошая дорога, а далее, по полям и выгонам надо преодолеть несколько
километров разбитой грунтовки до самого монастыря. Дорога для грузовых, автобусов и "Нив" с
колдобинами и объездами по полю. Свою машинку нам пришлось оставить у дороги и дальше
идти пешком, причём даже сократить путь напрямик не было возможности: слева крутой обрыв поросший деревьями и кустами, а справа густая трава засеянного на корм скоту поля. Арендовать надо было джип!
Дорога под жарким солнцем, от тенёчка к тенёчку, закончилась у старого дерева и источника
прохладной освежающей воды, который течет у ворот древнего монастыря.
Мы были одни, к нам вышел сторож и был очень удивлён нашему пешему появлению.
На пригорке каменная арка главного входа в монастырь Макараванк с остатками земляного вала
и крепостных стен из огромных валунов. Монастырский комплекс относится к Х-ХIII векам.
На зелёной территории монастыря стоят три церкви из тёмнорозового андезита и красного туфа,
широкий притвор, часовня и другие строения.
На переднем плане главный храм — церковь Святой Богородицы (1204) и притвор (1207).
За ними самый древний храм монастыря — крестово-купольная с четырьмя приделами церковь
VII-Х века. Её украшает резной декор алтарной апсиды, в котором доминируют изящные
геометрические и растительные мотивы, по всей видимости, послужившие прототипом для
убранства главной церкви Сурб Аствацацин. Оконные проёмы украшены сверху в виде розеток
цветов. Низ стен церкви сложен из грубых огромных камней, видимо VII век, а верхняя часть из
тёсаного туфа — это уже Х-ХII век.
Высокий главный храм Святой Богородицы с широким куполом и украшенным стройными арками
барабаном сразу привлекает на себя внимание, она построена в 1204 году.
Церковь из розового андезита имеет прямоугольную форму и крестообразную внутри, восточный
и южный фасад украшен треугольными нишами и своеобразным орнаментом и горельефами.
На камнях алтаря вырезаны орнаменты состоящие из звёзд, букетов, мифических зверей и рыб.
Своей пластичностью эти горельефы не имеют аналогов в армянском средневековом зодчестве.
На фасаде — солнечные часы, ниже рельеф голубя сидящего на подставке (символ Святого Духа).
Небольшая сферическая церковь расположена сбоку на втором плане, она построена в 1198 г.
Аббасом Ованесом в память о своих родителях и братьях, изваяния которых высечены перед
входом на стене. Церковь в виде башенки, восьмиугольная и крестообразная внутри, стены
переходят в купол, над окошками горельефы в виде змеи, птицы и схватки двух зверей.
С севера к ней примыкает маленькая часовня ХIII века.
Четырёх колонный просторный притвор, возведённый до 1207 года, обслуживал оба храма.
На уступе портала, по сторонам окна, высечены барельефы: слева — лев, нападающий на быка,
справа — крылатый сфинкс с короной на голове.
Строения монастыря почти целое тысячелетие подвергались влиянию стихий природы и
разрушительным землетрясениям, поэтому дошли до нас частично разрушенными.
В начале 1980-х годов была проведена реставрация повреждённых мест. В настоящее время
очень активизировались оползневые процессы, из-за чего, бывшее в окрестностях монастыря
село было расселено, а монастырь находится перед опасностью разрушения.
Мы посидели в тени на лавочке, поговорили со сторожем, запаслись родниковой водой и отправились назад к машине. Наш маленький герой, любитель путешествий, безропотно шёл
и ещё помогал маме — нёс её сумочку.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
нога Богородицы стоит на полумесяце... в России таких икон нет