Именно столько отделяет бухту Гертнера, по берегам которой удалось погулять в июне этого года, от квартиры в Петербурге, – бесстрастный GPS рекомендует двигаться к дому четко на норд-вест… Бухта Гертнера – одна из бухт Тауйской губы Охотского моря, омывающих берега полуострова Старицкого, где на перешейке, соединяющем полуостров с материковой частью суши, расположен город Магадан.
...Известный фотограф-натуралист Игорь Шпиленок в своей недавней книге отлично подметил, что если расстояние от Москвы до Камчатки, где он работает, отложить от столицы на юг, то конечная точка окажется в Южно-Африканской Республике, а если на запад – то в самом сердце США. Камчатка, конечно, чуть дальше от Москвы, чем Магадан, но если отмерять от Санкт-Петербурга, то выходят почти те же 6000 км. И оказавшись в «солнечном Магадане» – переносишься в места, производящие не менее дикое впечатление, чем дебри Африки, с центральными штатами Северной Америки сравнивать не стану, а ЮАР – в самый раз по уровню… авантюрности, пожалуй, так (в приключенческом, и, безусловно, романтическом смысле слова). А широта у Магадана одна с Петербургом.
Если же считать расстояния не по прямой, а, например, по протяженности потенциально проходимого по дорогам пути, то столицу РФ Москву от "столицы Колымы" отделяют почти 10 000 километров.
Вид из иллюминатора авиалайнера "Трансаэро" — рейса N 159 — самого известного средства заброски с "Большой земли" на "остров Магадан". Под крылом — горные страны Якутии.
…Самое глобально-нежданное, что Магадан оказался действительно… солнечным! Накануне приезда на Колыму автор этих строк, солнце вообще-то не очень жалующий, скрупулезно высчитывал по климатическим данным количество солнечных дней магаданского лета. Зимой выходило больше, а летних солнечных деньков именно что по пальцам пересчитать. И вот я в Магадане, а погода стоит все сплошь ясная, а 12 июня, будучи увлечен фотозарисовками Охотского взморья, умудрился даже «сгореть» на солнышке!.. Как выяснилось днями позже в общении с магаданскими знакомыми, не я один. Такие вот жаркие пляжи Колымы, недавно вернувшиеся из отпусков в куда более южных местах колымчане выглядели в тот момент бледнее, кроме шуток. Температура воздуха при этом была в Магадане и окрестностях примерно 12-15 градусов, а на склонах сопок, в распадках и прямо на морском берегу еще лежали снег и глыбы льда, хотя море уже было чистым.
Конечно, понятно, что магаданским летом, пасмурным, как лондонская зима, я еще успел насладиться сполна, да и солнце в синем небе – не лучший вариант для хороших фото. Что же еще можно порекомендовать посмотреть в столице Колымского края, если кого-то туда занесет вдруг (а заносит, как ни странно, довольно многих)?
Бухту Гертнера уже назвал, вторая – Нагаевская бухта, дислокация Магаданского морского порта.
Тоже интересное место, хотя и куда более промышленное, грязноватое местами и не располагающее к отдыху. Разве что смотровая площадка есть оборудованная – прямо в начале одноименной Нагаевской улицы. Лестница вниз, на заливаемый приливом узкий пляжик-прижим, есть, но в аварийном состоянии, хотя загородка поперек нее мало кого останавливает. Главное – понимать, когда будет большая вода, иначе можно или промочить ноги (этак до пояса), или заняться вынужденным альпинизмом в оврагах по склонам сопок.
Безусловный символ Магадана и всея Колымы – известнейшая «Маска скорби» Эрнста Неизвестного – хорошо видимая из окон верхних этажей большинства магаданских зданий. На сопку Крутая можно подъехать на авто прямо к подножию мемориального комплекса, но лучше покинуть его салон внизу и пройти до вершины (высота 254 м над уровнем моря) пешком – так лучше ощущается исходящая от памятника аура глубочайшей тоски, трагедии, печали и вместе с тем надежды, что такое не должно повториться. Наверху есть смотровые площадки, откуда открывается самый, пожалуй, лучший вид на Магадан – видны сразу обе бухты, Нагаева и Гертнера, и все окрестности города.
На вопрос, где взять авто, если нет собственного, ответ прост: вызвать такси — они в Магадане самый распространенный вид общественного транспорта, и из центра города до мемориала вас довезут рублей за 160.
Весь город утыкан фонтанами — детищем предыдущего градоначальника, ныне ставшего Магаданским губернатором. Девиз сего градоустроительного дела, как мне рассказывали, брендирование местности — "Магадан — город фонтанов"... Решение по меньшей мере странное для города между двумя морскими бухтами, где постоянно идут дожди, и по улицам которого не только туман висит, и натуральные облака регулярно проносятся от одного склона сопки к другому. При этом асфальт тротуаров вокруг фонтанов и проезжей части поблизости донельзя разбит и часто относится явно еще к советскому периоду укладки.
Улицы Магадана мало где горизонтальны, по большей части изрядно круты — они как бы сбегаются со склонов сопок к ложу реки Магаданки, делящей город надвое.
Набережная реки Магаданки и мемориал в честь авиатрассы лендлиза "АлСиб" во время Второй Мировой войны, а также в память о пилотах СССР, погибших в "малых" войнах, которые Советский Союз вел после 1945 года.
Своего рода достопримечательностью можно назвать и небольшие рыбные ряды на городском рынке "Урожай". Именно здесь продают свежую, именно свежую, рыбу, а также свежих и даже живых крабов, шевелящих клешнями в аквариумах. Рыбой Магадан, как и Дальний Восток России в целом, широко известны, но полагаю своим долгом предостеречь на самом деле от ее употребления без должной осторожности: по неоднократно публикуемым данным, практически 100 процентов рыбы Охотского моря заражено гельминтами и другими паразитами, в том числе очень опасными, поселяющимися в мышечной ткани, и в пищу эту рыбу можно употреблять или после глубокой, минус 25 градусов Цельсия и ниже многонедельной заморозки, или тщательной, не менее десяти минут для каждой стороны сантиметровой толщины стейка, прожарки для свежей. А классический вариант экспресс-засолки свежей рыбы на месте с последующим заворачиванием в тряпочку и проносом на борт авиалайнера до Москвы, увы, чрезвычайно опасен. Об этом многие не задумываются и расплачиваются после "необъяснимыми" болезнями.
Практически 100 процентов рыбы Охотского моря заражено гельминтами и другими паразитами, в том числе очень опасными, поселяющимися в мышечной ткани...
Весьма специфической чертой Магадана является наличие большого числа (насколько мне известно, три десятка на город с населением чуть менее 100 тысяч человек) ювелирных магазинов с непритязательными названиями в духе "Золото, бриллианты" и откровенно китчевым ассортиментом. Неизменный хит — маленькие самородочки золота, используемые как элементы перстней, серег, подвесок, кулонов и настольной кабинетной миниатюрной пластики.
Настольная фигурка горняка, везущего тачку золотых самородков, выполненная сама из бивня мамонта и водруженная на подставку из полудрагоценного камня.
Выглядит это, признаться, ужасно, стоит довольно дорого, и по соотношению "цена/качество" более всего наводит на мысли о "ломе драгоценных металлов". Но местным самим очень нравится, самый перл — это настольная фигурка горняка, везущего тачку золотых самородков, выполненная сама из бивня мамонта и водруженная на подставку из полудрагоценного камня. А женщина, не украшенная серьгами с самородками, просто таки, кажется, не может претендовать на высокое звание истинной колымчанки и коренной магаданки...
...При выборе пунктов в меню "Направление" на этом сайте Россия, где находится Магадан и в целом Kolyma area, почему-то всецело отнесена к Европе. Колыма и Магадан — точно в Азии, а не в Европе. Но поминаю я это не ради спора с авторами-владельцами сайта — пусть отнесут Россию хоть к Антарктиде, в данном случае это не принципиально. Но Колыма — это не Россия, не Азия, даже не другая страна или континент. Это — иная планета, иной разум и формы жизни. Хотя да, может быть, и Россия, да...