Недалеко от дороги №1095, примерно в 35 км не доезжая до Мае-Хонг-Сон, находится лесной монастырь Тхам Вуа (Tam Wua Forest Monastery). Хотя монахи и студенты занимаются там медитацией, требующей уединения и концентрации, вход посторонним в монастырь открыт. А по воскресеньям (а как раз — по стечению обстоятельств было именно воскресенье) в лесных монастырях, точно так же, как и во всех остальных, устраивают что-то типа «дня открытых дверей». В этот день проводятся торжественные богослужения и праздничные обеды (как самое естественное — с точки зрения тайев-прихожан — завершение торжественной службы).
Монахи и монашки
Занятия по медитации в этом лесном монастыре проходят под руководством англоязычного аббата монастыря Аджан Луангта (Ajahn Luangta). А среди студентов почему-то преимущественно не монахи, а монашки. Вообще поначалу в буддистские монастыри принимали только мужчин. Сам Гаутама Будда очень долго отказывался принимать в монашескую Сангху женщин. Позднее он все же, скрепя сердце, разрешил и женщинам уходить в монастыри. Но монашки никогда не пользовались в народе никаким уважением. Их можно сказать принимали в монастыри скорее из милости — из-за того, что отказать было еще сложнее (почти как домашних животных — собак и кошек, которых приносят в монастыри все, кто хотят избавиться от своих надоевших домашних питомцев). Монашки ходят в белой робе, а не в желтой, как монахи. Их не учат языку священных текстов и философии буддизма. Чисто женских монастырей в буддистских странах нет, монашки живут в «женских» отделениях мужских монастырей. Но — удивительное дело — в лесных монастырях монашек ничуть не меньше, чем монахов, если не больше. Вот и в этом монастыре они составляют чуть ли не три четверти студентов. Хотя все преподаватели — монахи-мужчины.
Распорядок дня лесного монастыря
На стене самого большого храма (с пристроенной к нему столовой) висит огромный щит с распорядком дня. Вероятно, для тех, кто думает, стоит ли проситься пожить в этом монастыре.
5.00. Подъем. Индивидуальная медитация.
7. 00. Завтрак. Вначале монахи, затем — все остальные.
8.30. Групповая випасана-медитация в главном храме.
10.30. Обед. Опять же, вначале монахи, потом — студенты и посетители. После 12 часов дня в монастыре есть запрещено.
13.00. Групповая медитация в главном храме.
16.00. Хозяйственные дела: уборка территории и храмов, стирка белья.
17.00. Чай. Без еды.
18.00 — 19.30. Вечерняя молитва и медитация в храме.
19.30 — 22.00. Индивидуальная медитация в своих кельях (в 20.30 в монастыре отключают электричество).
22.00. Сон.
Как видно из этого распорядка, жизнь в лесном монастыре состоит преимущественно из занятий по медитации — как групповых, так и индивидуальных.
На территории монастыря есть несколько храмов (или залов для медитаций?), деревянные домики для монахов и студентов, пруд со священными карпами и фонтаном, река и перекинутый через нее подвесной мост. В скале есть также несколько пещер со статуями Будды, его учеников и последователей, а также темные пещерки для уединенных медитаций (во время нашего визита там никого не было — вероятно, по случаю воскресенья).
Торжественная служба и торжественный обед
Все монахи (и еще больше монашек) собрались на торжественную службу в самом главном храме. После ее окончания все выстроились в длинную очередь. Как обычно, в строгом соответствии с рангом. В самом начале — аббат монастыря и самые уважаемые монахи (они сами себе ничего в тарелки не накладывали, предоставляя это делать своим ближайшим ученикам, а сами — лишь указывали, что им положить), затем просто монахи и студенты. Нас тоже пригласили … в самый хвост очереди. Блюда — исключительно вегетарианские, много сладостей. Каждый может накладывать к себе в тарелку все, что пожелает — по собственному вкусу. Все же и здесь — в одном из редких мест, где пока еще практикуют медитацию — уже нет той простоты и безыскусности, которую завещал Будда. Как известно, он рекомендовал своим монахам не привязываться к пище, а питаться тем, что пожертвуют — не выбирая и не привередничая. Сейчас же — как и в этом монастыре — буддистские монахи уже не едят все, что им дают, а выбирают самое вкусное. Интересно, почему бы в этом монастыре не устроить что-то типа «комплексных обедов»? Зачем отвлекать студентов от медитаций необходимостью мучительного выбора среди десятка блюд?
В этом лесном монастыре мы увидели больше десятки иностранцев — и не только среди студентов, но и среди монахов. Вообще сюда принимают всех желающих. И нас, наверняка бы не отказались принять хотя бы на пару дней. Но, к сожалению. Времени на это нет — у нас через пару дней самолет из Бангкока в Янгон, а мы еще находимся в дальнем северо-западном углу Таиланда.
Бюджет
Виза. 1 месяц — въезд без визы.
Валюта. 1 доллар США = 28.6 (в аэропорту) или 29.47 (в Бангкоке)
Транспорт. Аренда джипа в Чиангмае — 2800 бат/сутки.
Ночлег. Гестхаус в Lsai Thai в Чиангмае — 600 бат/чел.
Еда. Обед в лесном монастыре — бесплатно.
Достопримечательности. Водопад Морк-Фа — 100 бат. Горячие источники Понг Дует — 200 бат. Посещение лесного монастыря — бесплатно.