7-8 августа
[youtube]SeTALAEr27s[/youtube]
Вылетать посчастливилось в один из дней, когда дым полностью накрыл город. В аэропорту творился полный бардак, почти все утренние и дневные рейсы были отменены и перенесены на вечер, когда мы как раз и должны были улетать. Присесть негде, люди сидят и лежат на любом свободном месте, на полу. Информации о рейсе нет никакой. Через два с половиной часа опоздания неожиданно объявили о начале посадки на рейс в Барнаул. Причем рейс разбили на два, видимо наш самолет отправили в другое место. В итоге, вылетели через четыре часа опоздания, но главное , что все-таки вылетели.
В Барнауле нас ждал Вячеслав, казах лет пятидесяти, который должен довезти нас до границы в Ташанте. После Москвы в Барнауле кажется прохладно, всего 25 градусов. По дороге выяснилось, что машина, которая должна перевезти нас через границу** , прибудет в Ташанту из Монголии только завтра к обеду и утром, как планировалось, перейти границу не получится.
Поэтому, ехать в Ташанту прямо сегодня, смысла нет. Решаем заночевать в Горно-Алтайске. Заселились в недавно построенную гостиницу, сходили поесть и в 6 часов вечера завалились спать. Перед сном выучили первые слова по-монгольски : —
Поначалу дело шло тяжело, решили изменить методику изучения, под “пятьдесят” и огурчик слова стали запоминаться легче, произношение улучшаться.
На самом деле, в северо-западной части Монголии гораздо полезнее казахский язык, поскольку населяют эту часть страны преимущественно казахи.
** Арендовать машину для перехода границы можно в Кош-Агаче , что примерно в 50км от КПП в Ташанте. Там же можно и переночевать. В путеводителе, которым я пользовался, говорилось о некой гостинице возле КПП в Ташанте, но следов ее там обнаружено не было, местные о ней также ничего не знают.
9 августа
Из Горно-Алтайска выехали в 4 утра. К нам присоединились племянник Вячеслава и еще одна машина с поляками, которые, как и мы, ехали к Канату, у которого мы собирались брать машину с водителем по Монголии. С поляками мы пересекаем границу на одной машине, поэтому ехали параллельно. Дорога радовала, машин практически нет, средняя скорость примерно 100км/ч. После места слияния Чуи и Катуни началась особенно живописная дорога. По дороге делали несколько коротких остановок, поснимать и поесть.
В 11 часов добрались в Ташанту. Пограничный переход в Ташанте автомобильный, пересечь границу без автомобиля тут нельзя. Ближайшая точка , куда можно добраться на общественном транспорте – это Кош-Агач, в 50 км от Ташанты. Туда ходит автобус, но не каждый день.
В Ташанте нас уже ждал Ренат, тоже казах, уже монгольский. Он должен был перевезти нас через границу до Баян-Ульгия на монгольской стороне. Я опасался, что время перехода может быть долгим, но Ренат оказался шустрым малым, российскую часть прошли всего за полтора часа. Монгольскую же вообще проскочили за 15 минут. Процедура следующая : выгружаете все свои личные вещи и тащите их на таможенный досмотр, там его просвечивают и дальше следуете на паспортный контроль. Водитель в это время заполняет какие-то бумаги на машину. Вся эта процедура для каждого авто. После паспортного контроля пассажиры должны с вещами стоять в стороне от своей машины и ждать пока ее досмотрят. Это на российской стороне, на монгольской по идеи все то же самое, но вещи и машины досматривают выборочно, мы ни разу не выгружались и проходили только паспортный контроль.
От монгольской границы до Баян-Ульгий ехать примерно два часа, в районе 3-х часов дня были на месте. Поначалу Канат , у которого мы арендовали машину, хотел отложить наш старт на завтра, но мы решили ехать на озеро Толбо сегодня. Машина — УАЗ “таблетка”, обошлась 50$/день, с водителем, не считая бензина.
Сначала поехали закупать продукты на первые дни. В принципе, все, что нужно для походной жизни можно купить на месте. В Ульгее проживают в основном казахи, один из них, по имени Ержан, стал нашим водителем на ближайшие 10 дней. Ни по-английски, ни по-русски он не говорил. Совсем. Даже на уровне “май нэйм из вася”. Так что нам предстояло осваивать язык жестов. Началось все в магазине. Пока выбирали еду, жесты помогали мало, в основном прибегали к помощи продавцов и покупателей, которые на наше счастье владели русским. Когда дело дошло до выбора водки процесс стал налаживаться, Ержан повел внимательным взглядом вдоль рядов с бутылками , замер при встрече с водкой “Чингисхан Голд” , радостно крякнул и утвердительно закачал головой. Выбор был сделан. В дальнейшем, для выбора из какого-либо множества чего-то одного Ержан освоил слово “кАрашо”, что значительно упростило коммуникации.
После закупки всего необходимого двинулись к озеру Толбо. Озеро располагается в часе езды от Баян-ульгия. Пока ехали, погода начала потихоньку портиться, набежали тучи, усилился ветер. Остановились на северном берегу озера. Палатку ставили уже при штормовых порывах. Чтобы не вырывало колья, по углам палатки разложили большие камни. Только поставили палатку, начался дождь. Но нас это не могло остановить, надели дождевики, и пошли за первой добычей. Ее пришлось ждать довольно долго, часа за два взяли трех османов. Ловили мы только для еды, поэтому этим уловом решили ограничиться, да и темнеть уже начинало.
Вернулись в лагерь, и тут нас ожидала “засада”. Выяснилось, что забыли погрузить в машину газовую горелку. Долго проверяли, купили к ней баллонов, а в машину не положили. В принципе, что за проблема, разжег костер, да и готовь еду ? Но есть одно но. Вокруг Толбо нет, не то что лесов, но даже и одиночно растущих деревьев. Совсем нет. Соответственно и дров тоже нет. Начинаю объясняться с Ержаном, мол, плитки нет, нужно на чем-то еду готовить. Без особой надежды на успех. Но он , вдруг , начинает освобождать мешок с одеждой , кивает , мол поехали. Отъезжаем метров на 400, выскакивает из машины и начинает бешено носиться, что-то искать. Сумерки, но видно, что заначки дров тут явно нет. Минут через пять метаний останавливается и начинает насыпать в мешок кизяк – сухой навоз.
Вернулись в лагерь, кизяк сырой – чадит, но жар есть, с голоду не умрем. Приготовили горячую пищу, а османов засолили по рецепту малосоленого хариуса : соль, перец, репчатый лук , немного уксуса и через полчаса можно есть.
В темноте налетела мошкара, таких стай я никогда не видел. Если взять в руки фонарь и начать им водить, то можно почувствовать себя повелителем комаров – вся эта биомасса выстраивается в лучах света и следует за ним.
10 августа
Спали сном младенца, ночью прилично холодает. Проснулись, не сговариваясь рано, и каждый отправился по своим делам, кто рыбу ловить, а кто окрестности снимать. После завтрака решили съездить на другой берег. Покатались с противоположной стороны, половили. Попались пару хариусов, но они показались маленькими – отпустили.
В течении дня цвет озера сильно меняется. Даже находясь в одном месте ощущение, что находишься в разных местах.
После обеда решил подзарядить камеры, но оказалось, что инвертер Каната неисправен, а мой , работающий от прикуривателя, использовать тоже нельзя, в силу отсутствия последнего в уазике. Впрочем, проблема будет понятна только обладателям прожорливых камер.
Погода радовала, на солнце без ветра было даже жарко. Поэтому решил окунуться, вода холодная , под песком слой черного ила, поэтому плавать не захотелось.
Очень интересно происходит общение с Ержаном. Сначала пытаешься объяснить что-то жестами, мыча как глухо-немой, а в тупиковых ситуациях переходишь на русский язык. Самое смешное, что Ержан иногда отзывается смехом на наши шутки. А может он понимает по-нашему ? И в конце пути выскажет все что думает ?
Вечером приготовили османа по кизяковски. Рецепт простой : разжигаются сухие навозные лепешки, когда они превращаются в уголь в них бросается рыба в фольге. Все, через полчаса она готова. Пока готовили, была придумана масса вариантов названий блюда, выше указан единственный литературный вариант. В итоге, очередной психологический барьер преодолен, рыбка удалась.