392 материалa по 164 объектам, 6 584 фотографии
- GPS
- Испания, Calle del Conde Duque, 11, 28015 Madrid
Миры. Гойя и Фабело
Этот совет является частью дневника «Музеи и дворцы Мадрида»
Выставка, которая представляет их работы называется «Миры. Гойя и Фабело» и проходит она в одном из трёх главных культурных центров Мадрида Conde Duque
(в Матадеро мне довелось ознакомиться с творчеством современных художников, объединенных основной идеей триптиха Босха «Сад земных наслаждений» Прочитать Босха в Matadero).
Несколько слов и самом строении, которое я посещаю впервые. Здание культурного центра, с его внушительным розовым фасадом, было построено в 1717 году для размещения Королевского гвардейского корпуса по приказу Филиппа V, первого короля дома Бурбонов.
Его относят к последнему образцу мадридской архитектуры, выполненного одним из значимых архитекторов мадридского барокко Педро де Рибера.
В 1976 году здание было объявлено историко-художественным памятником, что спасло его от сноса. Теперь отреставрированный комплекс открыт для посещения.
Заходим во внутренний обширный двор и знакомимся с первой инсталяционной экспозицией кубинца Роберто Фабело (1950 года рождения), которая носит название «Лидерство».
Она объединяет 21 разноцветную скульптуру носорогов. Смотря на этих сильных и колоритных животных во весь рост, художник приглашает нас задуматься о человеческой сущности. Кто есть вожак? Выражает ли он интересы большинства и какой путь им выбран?
Оригинальное исполнение наших реалий. Мне очень понравилось))))
Основная экспозиция расположилась в выставочном зале. Здесь представлено 160 гравюр Франсиско де Гойи из его двух серий.
Первая, полная серия «Ужасы войны» (Los Desastres de la guerra) была им выполнена с 1810 по 1820 годы, где он отражает события, произошедшие во время восстания против наполеоновского правления.
Следы жестокости, фанатизма, террора, несправедливости и смерти в результате военного конфликта представляют 80 гравюр.
.
Фотографии ни коим образом не передадут чувства, вызванные этими миниатюрными гравюрами. Вся боль трагической Испании в многочисленных сюжетах гравюрного исполнения и это лишь маленькая часть от увиденного мною.
Сменяя друг друга, следуют полные сарказма, ужаса, порой отчаяния и ненависти сцены.
.
.
Остро звучит тема суеверия, религиозного фанатизма, трагической гибели жертв в руках инквизиции. Сочувствуя осужденным и считая их невиновными, Гойя не щадит толпу свидетелей расправы, которая в своем неистовстве кажется лишенной человеческого облика — он наделяет их образом различных животных.
И другая знаменитая серия под названием «Причуды или фантазии» (Los Caprichos).
В 1799 году, после того как Франсиско де Гойя был назначен первым придворным художником, он опубликовал серию Los Caprichos, которая должна была стать первой из четырех больших серий, состоящих из восьмидесяти гравюр.
Здесь он еще раз показывает, что он просвещенный интеллектуал, способный мастерски критиковать излишества общества своего времени. Эта серия гравюр представляет собой сатиру на испанское общество конца XVIII века, особенно на дворянство и духовенство.
Проходит тема тупости и невежества, паразитизма аристократии, мелкой, льстивой, ничтожной знати — придворных, способных превратить ослов в благопристойных сеньоров.
У меня возникли ощущения, что здесь отображена полная энциклопедия всех мыслимых и немыслимых пороков, присущих человеческой природе и связанных с моралью, любовью, браком, обольщением, похищением людей, изнасилованием, суеверием, колдовством, тщеславием и шарлатанством.
Для осуждения социальных злоупотреблений Гойя искажает и преувеличивает черты своих персонажей.
Он использовал технику офорта и акватинты с дополнительными штрихами гравёрного резца или сухой иглы.
Серия, из которой было напечатано 300 экземпляров, продавалась всего четырнадцать дней в магазине духов и ликеров на улице Десенганьо в Мадриде, совсем рядом с резиденцией художника. Но инквизиция смогла принять меры против Гойи, и художник был настолько напуган, что отозвал серию после того, как было продано всего 27 копий. В 1803 году он решил предложить оригинальные пластины и 240 оставшихся копий королю Карлосу IV, в обмен на пожизненную пенсию в двенадцать тысяч реалов в год для своего сына Франсиско Хавьера.
А теперь перейду к Роберто Фабело, чьё творчество перекликается в своём посыле и в своём осуждении современного общества. Выставка объединяет в общей сложности тринадцать его работ, в том числе картины, скульптуры, инсталяции под названием «Выжившие».
.
.
Кубинский художник, о котором я раньше никогда не слышала, имеет множество наград и премий, среди которых Премия ЮНЕСКО за популяризацию пластического искусства (Париж, 1996 год).
Первое, что мы видим — шесть гигантских тараканов с человеческими лицами, посвященные «Метаморфозе» Кафки — это предупреждение о рисках эгоизма и власти.
.
К слову сказать, что в коллекции кубинца двенадцать тараканов, шесть других сейчас нашли своё место на фасаде дворца Линарес, штаб-квартиры культурного центра «Дома Америки» в Мадриде.
Однозначно на выставке происходит диалог между работами известного кубинского художника с гравюрами из серии Los Caprichos и Los Desastres de la guerra арагонского гения универсального искусства.
Критически настроенные по отношению к обществу, они оба представляют общество в упадке, опустошенное войной или поддерживаемое безголовыми лидерами.
Сартровские мухи садятся на человеческие головы... У правителей с дробовиками нет головы... или язык самовлюбленного человека вертится вокруг собственной головы, чтобы попасть в ухо... Фабола изображает чудовищ, возникших в его разуме.
.
.
.
.
.
Два бьющих через край воображения, два художника — такие разные и такие похожие в своих посланиях всем нам....
- Адрес:
Calle del Conde Duque, 11, 28015 Madrid
- Дополнительная информация:
Выставка открылась16 февраля и будет работать до 30 июля 2023 г.
Со вторника по субботу с 10:00 до 14:00 и с 17:30 до 21:00. Воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 14:00. Закрыто в понедельник. Бесплатный вход
Дешёвый ✈️ по направлению Мадрид
- 7 апр 2023, 04:12удалитьЦарство гротеска! Мне 21 носорог понравился, да еще с философским смыслом инсталляция! А вот тараканов не люблю...
- 17 апр 2023, 19:05удалитьДикость и кровожадность у Гойи- ничего не меняется, увы! с годами...
Кубинец Фабело современным языком говорит о том же. Ему знакома блокада острова, когда в 90-е в Гаване съели собак и кошек от голода...
Видела его работу в Гаване, на площади Вьеха - 7 июн 2023, 17:48удалитьДаааа, это похлеще любого фильма ужасов! Рассмотрел все слишком внимательно )
- 8 июн 2023, 23:34удалитьС одной стороны кажется, что это безумная фантазия художника — а ведь это всё правда и меня сковывает настоящий ужас. Я вот думаю, может быть для того, чтобы не вводить зрителя в состояние шока Гойя и создавал небольшого формата свои офорты?
- 9 июн 2023, 09:49удалитьВозможно в этой жизни столько монстров, что Гойя боялся привлечь их внимание пока не успеет выразить все что думает о них