Два моста Люцерна хорошо известны в мире. С них начинается практически любая экскурсия, да и самостоятельные туристы, едва прибыв в Люцерн, первым делом отправляются посмотреть на древние мосты, перекинутые через реку Ройс.
Деревянные, крытые, они, безусловно, являются украшением города, но знамениты мосты прежде всего своими картинными галереями — старинными фресками, щедро развешенными под стропилами кровли.
Мало кто задумывается теперь, что в своё время эти картины были размещены на мостах не только ради украшения. Их главной целью была пропаганда некой идеи. Для людей неграмотных, а таких было большинство, пропаганда работала чисто визуально. Для тех же, кто умел читать, фрески снабдили четверостишиями — "во избежание неверного толкования".
Пляска жизни
Начну с "визитной карточки" — самого знаменитого и самого фотографируемого моста Люцерна — Капельбрюкке. Он же ещё и самый старый деревянный мост в Европе. Построенный в 1365 году, изначально он являлся оборонительным коридором в составе городских укреплений, проходивших через реку Ройс между старой и новой частями города.
Мост был сооружён в непосредственной близости от сторожевой башни, которая существовала здесь ещё раньше, с 1300 года.
Башня Вассертурм (Wasserturm ), что значит "водонапорная башня". За века послужила дозорной и пожарной вышкой, сокровищницей и архивом, а ещё тюрьмой и пыточной. Теперь в башне находится безобидная сувенирная лавка.Капельбрюкке пересекает реку не напрямую, а как-то по диагонали, возможно потому, что первоначально он вёл ко входу в часовню. Отсюда и его название Kapellbrücke, то есть "мост капеллы" или "Часовенный мост". Впоследствии его сократили, и теперь мост просто соединяет берега Ройс.
Самым фотографируемым Капельбрюкке является безусловно! Но это из-за картин. Их более ста, и каждый турист делает здесь 10-20, а то и более снимков. В зависимости от того, настолько увлёкся.
Меня, если честно, более всего интересовало содержание и сюжеты, а с этим, как выяснилось, просто беда. На любом сайте, куда ни загляни в поисках информации, набросано полно фотографий и написано практически одно и тоже.
О том, что из-за брошенной кем-то сигареты, в 1993 году мост почти целиком сгорел. О том, что уже через год его снова открыли, а за 5 лет восстановили и картины, но из имевшихся 147 изображений теперь на мосту только 110, и часть из них в назидание оставлены в обгоревшем виде.
Особенно меня огорчила формулировка, которая повторялась раз за разом и повсеместно:
"На картинах изображены сцены исторических событий города и Швейцарии". Помилуйте, каких именно событий? Многие ли из нас вообще в курсе швейцарской истории?
Когда хочется хоть что-нибудь узнать, а не удовлетворяться общими фразами, чувствуешь себя на мосту, как средневековый крестьянин, приехавший на ярмарку. Сам он не местный, по картинкам не всё понимает, а подписи прочесть не может, потому как неграмотный.
Дома я сделала ещё одну попытку. Иностранные сайты тоже не порадовали обилием информации о содержании картин на мосту Kapellbrücke, но кое-что выяснить все же удалось.
Картины были созданы художником Хайнрихом Вагманом (Heinrich Wagmann) в период, когда в Люцерне происходила Контрреформация. Поскольку в городе проживало много реформаторов, надо было как-то поспособствовать не то чтобы приятию, но по крайней мере лояльности протестантской среды по отношению к католической церкви.
Вагман работал над этой серией начиная с 1606 года, когда получил заказ от городского Совета.
Интересно, что правители города оплачивали картины из собственного кармана, и за это каждый член совета удостоился памятной эмблемы. Эти эмблемы поместили в углах треугольных досок, написав на каждой имена донатора и его жены.
Наброски и гравюры, сделанные Вагманом во время работы каким-то чудом уцелели в городском архиве до наших дней, по ним-то и восстанавливали картины, сгоревшие в пожаре 1993 года.
Сюжеты таковы: картины, развешенные вдоль Капельбрюкке призывали проходящих людей вести благочестивый образ жизни,почитать покровителей города — святого Леодегарда и святого Маврикия, помнить о заслугах исторических личностей.
Особо пропагандировалась служба в швейцарских войсках. Фрески призывали мужчин идти в гвардию, чтобы стать героями, которых город и страна отправят воевать за Францию или служить наёмником в других государствах.
Это ли не "пляска жизни"? Пока человек живет, ему постоянно навязывают какую либо систему ценностей, даже если он думает, что сам решает. Какому богу молиться, за что бороться, за амбиции какого правителя отдать свою жизнь... Так было всегда. А что потом?
Пляска смерти
Вот тут я ничего не придумывала, и данное название действительно существует в художественной истории. "Пляска смерти" — аллегорический сюжет, появившийся на рубеже 14 века в европейской иконографии и словесности. Позднее сюжет использовался в гравюрах и на картинах, как правило сопровождаясь короткими четверостишиями, суть которых состояла в бренности любого бытия.
Смерть, изображаемая в виде пляшущего скелета, подстерегала либо вела к могиле представителей всех слоёв общества и всех возрастов. Перед ней все становились одинаково бессильны и в этом бессилии равны.
Второй знаменитый мост Люцерна — Шпройербрюкке — имеет целую картинную галерею из фресок с этой аллегорией.
Spreuerbrücke появился несколько позже Часовенного моста, в 1408 году. В 1568 году была пристроена небольшая часовенка в честь Девы Марии. Картины, находящиеся под кровлей, созданы ещё позднее, в 1626-35 годах, художником Каспаром Меглингером.
Изначально Шпройербрюкке был мостом для простолюдинов, и вёл к мельнице. Отсюда его первое название "Мельничный". Кроме того, это было единственное место, с которого разрешалось выбрасывать в реку отходы помола — мякину, так что второе название моста "Мякинный".
Интересные в этой связи возникают ассоциации. "Перемелется — мука будет" — так мы говорим о всех своих бедах, тревогах, чаяниях и сомнениях. А всё это, если задуматься, есть следствия наших амбиций, которыми наполнена жизнь каждого. Часовенный мост своими картинами "рассказывает" о жизни — об этих самых амбициях. Его сосед — Мякинный мост — напоминает, что конец для всех один — стать ненужной трухой.
С картинами на Шпройербрюкке все понятно без слов, не нужно копаться в истории. Вот лекаря вызвали к больному ребёнку, но под маской "чумного доктора" в дом уже пришла смерть, похоже они опоздали...
А вот аристократ, чей замок высится на горе, устраивает пир. На картине есть кто-то, кого не приглашали, кого никто не ждёт...
Здесь сцена кровопускания, которое, по тогдашним представлениям, способствовало улучшению здоровья. Наша "аллегория" ждёт рядом, завтра или через 10-20 лет забрать добычу, ей в сущности, все равно.
Воины и охотники, женщины и дети, благочестивые монахини и карточные шулеры, всевластные правители и убогие нищие — на этих картинах все представлены каждый за своим занятием. Живут и не замечают...
Карнавальная пляска
И всё же, пока человек жив, вредно слишком надолго задумываться о бренности бытия и грустить. Давайте-ка вернёмся на Капельбрюкке, к нашей "пляске жизни". Посмотрим с моста на Люцерн и вспомним о карнавале. Почему о нем? Потому что это самая что ни на есть пляска, красочный праздник, сама жизнь.
Кстати, на всё время карнавала фрески на мостах заменяют другими. Точнее, чтобы их защитить, доски покрывают веселыми карнавальными картинами, каждый год разными. Их создают местные карнавальные организации Люцерна.
Вид на Люцерн и КапельбрюккеПравда, Люцерн, в отличие от Бёрна, Базеля и некоторых городов Эльзаса, отмечает карнавал в обычные для всего католического мира даты. Так что самого праздника мы уже не застали, но с другой стороны, благодаря яркой росписи дома на Штерненплац (по адресу Sternenplatz, 5), карнавал в этом городе присутствует всегда.
Итак, с моста Капельбрюкке пройдем к часовне, от которой он и получил когда-то своё имя.Часовня святого Петра находится на площади Kapellplatz, где, как полагают, появилось первое городское поселение.
Впервые в письменных источниках часовня упоминается в 1178-м году, хотя построена была ещё раньше. В сущности, она была первой городской церковью, построенной в черте города.
Возле часовни в средние века, как водится, находилось кладбище, которое закрыли в 16-м веке, заменив амбарами и складами. В 1919 году Капельплац благоустроили, амбары снесли, а вместо них установили в центре площади один из самых знаменитых и старинных фонтанов Люцерна — Fritschi-Brunnen (Автор скульптуры — Laurent Perroud). Прежде фонтан "Фритши", построенный в 1581 году, находился за пределами крепостной стены.
По преданию, в 1446-м году, когда швейцарские войска одержали победу над австрийцами, некий фермер по имени Фритши первым въехал в город со своей семьей и слугами, и сообщил о победе. Гонца, принесшего счастливую весть, Люцерн не забыл.
Фритши стал традиционным персонажем люцернского карнавала. С тех пор, почти 600 лет, на праздник обязательно делают куклу в полный человеческий рост, в бело-голубом плаще, которую выносят в сопровождении эскорта солдат, под звуки труб и барабанов.
Таким образом, старинный фонтан на самой древней площади города посвящен Фастнахту и легендарному жителю средневекового Люцерна. Колонну украшают маски с изображениями семьи Fritschi, его слуг и жены.
От фонтана уже видна площадь Звезды (Sternenplatz), где находится одно из самых ярких зданий города, украшенное огромной фреской "Фастнахт". С красочного фасада на нас смотрят традиционные герои люцернского карнавала: огненно-красный человек, демоны, животные, и, конечно, вся семья Фритши — над окнами 4-го этажа.
В этом доме находится ресторан традиционной швейцарской кухни, очень старинный — он функционирует с 1602 года.
Ресторан "Fritschi" с фреской Фастнахт самый яркий, но не единственный в историческом центре Люцерна. Удивительными картинами расписаны здесь фасады множества домов. Очередная бесплатная картинная галерея! На сей раз даже не под кровлей мостов, а прямо на улицах, под открытым небом.
И по этим улицам мы прогуляемся в следующей заметке...