Из Тансена мы отправились дальше на юг, на родину Будды Гаутама — в Лумбини. Городок маленький и лежит в стороне от магистральной дороги. Если бы это не было местом рождения великого человека, о нем бы никто и не знал. Правда, и сейчас сюда нельзя попасть напрямую. Ехать приходится с пересадкой в Байрава (там проходят все идущие в сторону индийской границы автобусы).
Место рождения Будды?
Городок, вернее, расположенный рядом с ним огромный храмовый комплекс Лумбини — место паломничества буддистов — находится в округе Рупандехи на самом-самом юге Непала, практически на границе с Индией. Вообще, считается, что Будда родился в городе Капилавасту. Как полагают, он находился примерно в этих местах. Хотя, конечно, никакой гарантии нет. В качестве аргументов за это местоположение приводят свидетельство китайского монаха Фа Цзяна, совершавшего паломничество по святым для буддистов местам, и найденную здесь в 1896 году большую каменную колонну, установленную по приказу царя Ашоки — он, собственно говоря, и был основоположником буддизма как мировой религии.
Сейчас на месте предполагаемого рождения Будды создали огромный парк, окруженный стеной. Территория — просто огромная. Ее буддисты всего мира в складчину выкупили у непальского правительства.
Парк Лумбини - памятник ЮНЕСКО
Автобус останавливается прямо у входа в парк. Здесь туристов сразу же атакуют велорикши, здесь же можно арендовать велосипед, чтобы объехать всю территорию парка. Мы же с Олегом, по примеру Будды предпочли прогуляться пешком — без всякой спешки. От входа прямо в самый центр парка ведет широкая дорога. Вскоре направо от нее отходит дорога поменьше. На повороте установлены указатели десятка различных храмов. Но мы продолжаем движение вперед — в самый-самый центр комплекса. Именно там — в географическом и духовном центре храмового комплекса находится храм Майя Деви, посвященный матери Будды. От храма остались только фундамент и основание кирпичных стен. Сверху их накрыли легкой крышей — для защиты от дождя. В самом центре павильона установлен памятный камень, который, как полагают, стоит именно на месте рождения Будды Гаутамы.
У павильона построили огромный бассейн, на берегу которого посадили гигантское дерево бодхи, и установили колонну царя Ашоки с памятной надписью.
Хинаянисты — направо, махаянисты — налево!
Место рождения основоположника мировой религии — очевидно, святое место для всех его последователей. Но все религии пережили раскол. Достаточно вспомнить как христианство разделилось на православие и католичество (от него позднее отпочковался протестантизм), ислам — на суннитов и шиитов. Не избежал этой общей участи и буддизм. Он поделился на хинаяну и махаяну.
И сейчас, также как в христианстве существуют «католические» и «православные» страны, среди буддистских стран есть страны, где живут преимущественно поклонники хинаяны (Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма, Камбоджа) или махаяны (Япония, Китай, Корея). Даже на территории комплекса, созданного на месте рождения основоположника буддизма, махаянисты и хинаянисты не хотят смешиваться. Они просто поделили всю территорию парка на две части. Справа — для поклонников хинаяны, слева — махаяны. Места здесь много. Каждая буддистская страна может получить свой участок и строить буддистский монастырь или хотя бы храм, в полном соответствии с местными традициями в религиозной архитектуре. И сейчас во время прогулки по парку можно во-первых понять, в какой стране какой буддизм (достаточно увидеть, в какой половине парка ее храм), а во-вторых увидеть «классический» образец тайского, японского, корейского, китайского, и даже … французского или немецкого (как оказалось, это тоже буддистские страны!) храма.
Классические храмы — китайские, японские, бирманские, французские ...
Это в стране храмы могут отличаться — строили их в разное время, в немного разных стилях. А здесь «китайский» храм — это именно такой, какой должны быть идеальный китайский храм. Размеры храмов, кажется никто не ограничивает и специально не задает. И трудно сказать, от чего зависит размер и великолепие храма — от религиозного рвения жителей страны или исключительно от ее материального достатка. Теоретически самым большим и «богатым» должен быть японский монастырь. Но он как раз ничем и не блещет. Более того, его даже толком еще и не построили. Сейчас, как это не странно звучит, самый богатый и внешне великолепный храм — немецкий. Чуть поодаль от него корейцы строят просто монстрообразное здание — своеобразный небоскреб на общем фоне. Но создается впечатление, что они не рассчитали своих затрат. Бетонную коробку отгрохали огромную, а денег на внешнюю и внутреннюю отделку нет. В этом отношении молодцы китайцы — все уже сделали, как надо (им впору принимать заказы на строительство у соседей — не даром же сейчас в мире большинство товаров производится в Китае).
Есть храмы — открытые для всех и есть, наоборот те, на территорию которых можно заглянуть только через щель в воротах. Самый большой (причем, открытый для всех — вне зависимости от вероисповедания) монастырь построили корейцы (он рядом с их гигантским недостроенным храмом). В этом монастыре любой желающий может получить келью (вернее, кровать в 1-2-3-4-местной келье — как в отеле, в зависимости от своих финансовых возможностей) и трехразовое питание (кормят всех одинаково — поэтому и стоимость питания одинаковая). Также, как и в отеле, останавливаться можно хоть на 1 день, хоть на три месяца. А для тех, кто хочет остаться здесь еще дольше, есть и специальная услуга — продление непальской визы (ее дают максимум на три месяца, но потом можно неоднократно продлевать).
А где же «наш» храм?
Строительство храмов, ступ и монастырей идет полным ходом — обстановка как на гигантской строительной площадке. Но развернуться еще есть где — пустырей пока значительно больше, чем застроенных участков. Если вдруг какая-нибудь новая страна вдруг станет «буддистской», то для нее тоже найдут место. Удивительно, что здесь пока нет даже самого маленкого бурятского дацана. Ведь буддизм в России — одна из официально признанных религий. Почему у немцев и французов буддистские храмы уже есть, а у россиян (среди которых буддистов не меньше, чем среди немцев или французов) — нет?
Бюджет
Виза. Виза на границе. Транзит 1 день — 5$. 15 дней — 25$, 30 дней — 40$, 90 дней — 100$, доп день — 2$.
Транспорт. Тансен — Байрава — 105 рупий. Байрава — Лумбини — 35 рупий.
Питание. Жареная лапша — 15 рупий. Рисовые шарики с супом — 15 рупий. Кока-кола — 110 рупий. Жареный арахис — 20 рупий.
Ночлег. Гестхаус «Сад Лумбини» — 300 рупий/комната.
Достопримечательности. Вход на территогрию мемориального парка — 200 рупий.