Из других зданий, расположившихся по периметру площади, надо без сомнения выделить Palazzo Pretorio. Преторианский дворец был построен в средние века для нужд местной администрации; с 1494 года там располагались городской глава и судебные органы. Палаццо заметно отличается от соседних зданий элегантными арками, под которыми восседает автор проекта, архитектор Маттео Чивитали - конечно не лично, а в виде статуи. Интересно, что сын архитектора, участвовавший в расширении пространства за арками, лукканцами не увековечен.
Ах да, в своём рассказе я совсем пропустил другой дворец, попавшийся нам по дророге, Palazzo Pfanner. Этот красивый комплекс с абсолютно не итальянским названием Пфаннер начали строить в 1660-х годах по прихоти богатых купцов Морикони, не поскупившихся ради собственного удовольствия пригласить архитекторов аж из самой Генуи. Те, в свою очередь, потрудились на славу, воздвигнув в северной части Лукки барочное здание самой вычурной формы. В дальнейшем дворец перешёл к другой купеческой семье, чьим радением к постройке добавился сад в итальянском стиле, разбитый, вероятно, в начале XVIII века. Всё вместе много лет спустя так пленило приглашённого в Лукку австрийского пивовара Пфаннера, что тот выкупил дворец не считаясь с расходами и устроил в нём своё фамильное гнездо.
И, конечно же, было бы ошибкой не упомянуть про ещё одно фамильное гнездо, дом знаменитого композитора Джакомо Пуччини, уроженца здешних мест. Портретами этого человека обклеена если не вся Лукка, то значительная её часть: действительно, горожанам есть чем гордиться, ведь помимо прочего опера Пуччини "Богема" уверенно входит в пятёрку наиболее популярных произведений этого жанра. Сам автор, кстати, сидит с гордым видом перед своим домом, положив ногу на ногу...
Интересно, ходил ли будущий композитор в церковь святого Александра? - она ведь находится практически напротив его дома. Наверное, ходил, потому что хоть по скромности и простоте фасада этот храм никак нельзя признать одним из самых заслуженных зданий Лукки, а между тем так оно и есть. Действительно, эта церковь, будучи построена в начале XI века, уникальным образом дошла до нас в практически первозданном виде, без заметных изменений. На её примере мы теперь можем понять, как сформировался и расцвёл романский стиль Лукки, отличающийся гармонией форм и чёткостью линий.
Другую возможность изучить образцы великолепной стилистики даёт посещение Palazzo Mansi; далеко не каждому музею посчастливилось так же, как луккской Пинакотеке: она ведь занимает один из самых роскошных особняков во всём городе. Здание, построенное в 1600-х годах, представляет собой прекрасный образчик стиля барокко, тогда как внутренние интерьеры относятся к помпезному XVIII столетию. Наверное, одной мебелью можно было бы привлечь внимание туристов, но ведь залы дворца наполнены великолепными произведениями искусства, включая картины таких мастеров, как Тинторетто, Веронезе и других.