Приступая к рассказу о классических итальянских виллах эпохи Возрождения, следует для начала упомянуть, с чего вообще началась эта утонченная мода на роскошные загородные дома, слитые воедино с обворожительно пасторальным деревенским пейзажем.
Итак, Европа, XVI в. Сон средневековья сброшен. Старые нобили посрамлены новой, едва нарождающейся буржуазией, племенем деятельным, активным, не сидящем на месте, но ищущем в своих странствиях не романтики, любви и славы, а, в первую очередь, стремящиеся к собственной выгоде.
Новые хозяева Европы не могут похвастаться ни пышными титулами, ни вычурными гербами, ни пылкими девизами. Зато в их жилах течет не вязкая, голубая кровь умирающего клана, а бурлит жизнь. Они не привыкли сидеть и ждать, они хотят двигаться и самостоятельно контролировать свои вновь приобретенные и весьма обширные владения. Но кочевать они хотят в роскоши, а еще больше им хочется, чтобы роскошь эта была видна окружающим, потому что деньги сейчас заменяют им и титул, и честь, и славу.
К тому же изменилось и искусство войны. Благодаря развитию артиллерии больше нет смысла отсиживаться в укрепленных замках, жизнь в которых кажется сказочной только со стороны, а на самом деле в большей степени похожа на заточение в темных и холодных каменных мешках. И теперь сама жизнь объявила войну замкам и провозгласила мир дворцам.
Вот в эту прекрасную эпоху и повезло появиться на свет Андреа ди Пьетро, ставшему известным всему миру под псевдонимом Палладио, взятым им в честь греческой богини Афины Паллады. Родился Палладио в 1508 г. в Падуе, в семье мельника. В 1521 г. он стал учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы и отношением к ученикам. Андреа дважды пытался оттуда сбежать. Вторая попытка, в 1524 г., была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу, где начал работать в камнерезной мастерской Сан-Бьяджо. Вскоре по протекции мастера он был принят в гильдию каменщиков. В 26 лет Андреа женился на дочери плотника Аллеградонне Маркантонио, которая родила ему пятерых детей.
Не буду перечислять всех заслуг Палладио, скажу только, что он положил начало совершенно новому виду гражданской и церковной архитектуры, став основателем палладианства и классицизма и навсегда вошел в мировую историю как один из самых влиятельных архитекторов.
Своим заказчикам Палладио предложил не просто роскошные загородные дома, в которых с комфортом можно было бы жить и контролировать бескрайние пашни и виноградники. Он дал им храмы, на чьих стенах хозяева изображались рядом с греческими богам. Да, архитектору не под силу было влить в жилы этих людей голубую кров, но благородную упаковку для их тел он исполнил блестяще.
Первым загородным домом Палладио стала вилла Годи. Её строительство началось в 1537 г. по заказу Джероламо Годи для его сына, Антонио. В 1542 г. дом был завершен и стал использоваться в качестве загородной резиденции семейства.
Вилла расположена в 26 км от Виченцы, в местечке Луго ди Виченца. Она построена на склоне холма Лонедо, над рекой Астико, с тем расчетом, чтобы из дома можно было визуально контролировать окрестные земли, принадлежащие хозяевам дома.
Вилла выделяется среди других творений Палладио, потому что здесь еще не полностью сформулированы каноны палладианского классицизма. На этой вилле в меньшей степени проявляется «фирменный» чистый, легкий, но тяготеющий к богатому декору стиль архитектора. Основное здание при своей симметричности весьма массивно, лишено так характерного для Палладио орнамента и прочих архитектурных украшений. Эта вилла все еще в большей мере похожа на укрепленный средневековый замок, а не на воздушный ренессансный дворец.
Основное здание виллы состоит из трех мощных, строгих блоков. В центральное, прямоугольное здание поднимается высокая лестница, в которой можно увидеть сходство со средневековыми подъемными мостами.
Лестница ведет на небольшую лоджию, которая служит переходом между опасным и полным тревог миром за стенами дома и защищенным пространством внутри. На потолке лоджии изображен Меркурий и Весна, а на стенах – весталки и сатиры на фоне пейзажей, которые окружают виллу. В ложных дверях находятся изображения крестьянки и автора этих фресок, художника Падовано, а у главного входа – божество, защищающее дом.
Лоджия – это последний предел, до которого могут пройти непрошенные гости. Поэтому над центральным порталом, ведущим в главный зал виллы, начертан девиз: Procul est profani, который предостерегает от входа внутрь непосвященных, ибо это черта, покой и мир за которой не должно нарушать ничье нежелательное присутствие. Сами же хозяева могли любоваться отсюда своим прекрасным садом.
Главное украшение виллы – её фрески. Они выполнены разными авторами и в разное время, поэтому отличаются по стилю и по цветовой гамме. Первые фрески на вилле были написаны в 1540-х г. уже упомянутым Гуалтьеро Падовано. Кроме лоджии, он также расписал правое крыло виллы. Фрески Падовано обращены к мистике. На них можно увидеть многочисленных сатиров, духов-защитников дома, атлантов, животных и затейливые, гротескные орнаменты. Фигуры людей на фресках Падовано изогнуты, а их лица часто выглядят отталкивающе или даже устрашающе.
Левое крыло и главный зал виллы расписаны в начале 1560-х Джованни Баттиста Зелотти и Баттиста дель Моро. Их фрески более воздушные и светлые. Они изображают классические греческие пейзажи, коринфские колонны, олимпийских богов, сцены из античной истории. Фигуры здесь пропорциональны, а лица людей прекрасны.
Фрески виллы Годи почти не подвергались реставрации. Этот факт особенно удивляет, когда узнаешь, что во время Первой мировой войны, в 1917-1918 гг., вилла использовалась британскими военными как командный пункт и жилые помещения. В 1918 г. здесь даже провел несколько месяцев будущий король Великобритании Эдуард XVIII. На фреске, конечно, не он.
Главное помещение виллы – Центральный зал. Он первым встречает гостей дома и должен поразить их своей роскошью и красотой. Стены девятиметровой высоты украшены фресками Зелотти. Изображенные на них коринфские колонны и монохромные панели обрамляют ложные окна, в которых нарисованы пейзажи с похищением Европы и Ганимедом. На левой стене — битва Дария и Александра, на правой – Александр возвращает тело Дария.
Над главным порталом находится аллегорическая фреска, изображающая Геракла и Добродетели. Над входом начертан девиз: Libera nos a malo — Избавь нас от зла. В одном из «окон» Главного зала, как считается, сидит сам глава семейства – Джероламо Годи. По дугой версии на этом портрете изображен сам Палладио. Огромная, роскошная люстра выполнена муранскими мастерами в XVIII в. К центральному залу с каждой стороны примыкают по четыре небольшие комнаты: Зал муз и поэтов, Олимпийский зал, Зал Венеры, Зал искусств, Зал пути, Зал Триумфа, Зал Цезарей и Зал жертвоприношений.
Зал муз и поэтов расписан фресками Баттисты дел Моро. На них изображены большие монохромные кариатиды, музыкальные инструменты и книги, а также девять муз и поэты, среди которых, в частности, есть изображение Данте.
Олимпийский зал назван так потому, что он расписан фрескам Баттисты Зелотти, изображающими античных богов. В центре — Юпитер, Юнона, Кибела, Церера, Кронос, Диана. Справа от камина — Венера, Купидон и Вакх. Слева от камина — Марс и Нептун. На камине изображен Вулкан. Между фигурами богов стены заполнены рисунками античных руин, фрагментами статуй, фруктовыми и цветочными орнаментами.
На камине в Зале Венеры нарисована богиня любви в сопровождении Купидона и Вулкана. Справа от камина изображена Юстиция и Плутон, слева – Кронос. На противоположной от камина стене – Эней и Дидона. Над этой ложной дверью изображена фигура Благоразумия, а над настоящей дверью — Умеренности. Также на стенах можно видеть Юпитера и Нептуна Из двери–обманки в зал заглядывает юноша. Вообще это какая-то очень странная парочка. Мне они оба, почему-то, неприятны.
Зал искусств расписан аллегорическими фигурами, изображающими Искусства, а также классическими пейзажами. Парящие херувимы держат в руках оружие и музыкальные инструменты. В нишах нарисованы статуи божеств — Вакха, Аполлона, Меркурия.
Зал пути назван так по фреске Гуалтьеро Падовано, изображающей маленького мальчика, сидящего в окне-обманке на фоне сельского пейзажа. Фриз, идущий под потолком вдоль всего зала, расписан изображениями богов. Кроме этого зал украшен гротескными орнаментами, ложными ионическими колоннами и нишами, в нижней части которых изображены причудливые маскароны.
Зал триумфа получил название по фризу Гуалтьеро Падовано, изображающему победы Цезаря Мантеньи. На большом панно в центре зала нарисован пейзаж с Колоссом Родосским, слева от которого изображен один из братьев хозяина.
Камин украшен изображением божества-покровителя дом. Центральной люстры в этом зале нет, а свет исходит от установленных по углам светильников XVII в.
Зал Цезарей Падовано украсил светлыми, почти белыми коринфскими колоннами с позолоченными капителями, а также изображениями золотых бюстов римских императоров, которые и дали ему название. Среди этих изображений, возможно, есть и изображения хозяев виллы, что весьма вероятно, но доподлинно не установлено. Между колонн находятся пейзажи, изображающие горы и реки, а также гротескные орнаменты.
Зал жертвоприношений, несмотря на свое устрашающее название, представляет собой небольшую, уютную комнату, в которой сейчас установлена старинная кровать с балдахином. Имя же свое она получила благодаря расположенным над двумя дверями монохромным панно, изображающим римские жертвоприношения.
На нижнем этаже, под покоями хозяев, расположен хозяйственный этаж. Однако и здесь гостей виллы ждет еще один сюрприз — Зал времен года, расписанный фресками Зелотти, возможно, в соавторстве с Веронезе.
Фрески в этом зале достаточно серьезно пострадали от влажности, но все равно до сих пор великолепны. Зал украшают четыре фигуры времен года. На камине изображена Истина, а потолок украшает сцена победы Добродетели над Пороком, идентичная той, что находится в венецианском Палаццо Дукале.
Также на нижнем этаже находится просторная средневековая кухня с огромным камином, на вращающемся вертеле которого можно зажарить целого оленя или кабана.
По стенам развешана старинная медная посуда, а в углу, напротив камина, находится мраморная рабочая поверхность, предназначенная для разделка мяса и рыбы.
При всей своей массивности и простоте вилла прекрасно вписана в окружающий ландшафт. Она доминирует над ним, но при этом не выделяется на фоне зеленых холмов и окрестных долин. Вилла сливается с окружающей её сельской природой, а её изысканный сад является продолжением местных виноградников и пашен. При взгляде от подножья холма складывается впечатление, что вилла «росла» здесь все время, пока существует и сам холм Лонедо.
Небольшой итальянский сад, примыкающий к вилле, разбит в конце XVI в. — начале XVII в. Сад украшает фонтан, около 50 статуй античных божеств и различных аллегорических фигур. Благодаря герцогу Андреа Пьоване в 1852 г. сад был приведен в порядок и облагорожен, но при этом сохранил свою первоначальную планировку.
Кроме этого на вилле есть неплохой ресторан, антуража которому добавляет каменный колодец и старинный давильный пресс. А самые пытливые могут еще посетить и открытый здесь же палеонтологический музей, в чьей коллекции насчитывается более 300 экспонатов ископаемых животных и растений.
В 1994 г. вилла Годи внесена в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Информацию на английском и фото фресок можно посмотреть здесь: villagodi.com/english/index.h…
Вилла открыта для посещения с мая по сентябрь во вторник с 15:00 до 19:00, в субботу с 09:00 до 14:00, в воскресенье и праздничные дни с 10:00 до 19:00. В марте, апреле, октябре и ноябре вилла открыта во вторник с 14:00 до 18:00, в субботу с 09:00 до 14:00, в воскресенье и выходные с 14:00 до 18:00. Взрослый билет — 8 евро, дети с 4 до 12 лет — 4 евро, группа от 10 человек — 6 евро. Что касается моего личного мнения, то вилла Годи, пожалуй, произвела на меня самое сильное впечатление из всего, что нам удалось увидеть в окрестностях Виченцы. И она однозначно понравилась мне намного больше виллы Мазер, рассказ о которой еще впереди.