Много ли мы знаем о народностях, живущих среди нас поблизости, и их обычаях. Вот, к примеру, удмурты, или вотяки, как их раньше называли, вышедшие из коренных племен, населявших поволжские и прикамские земли. Со своим самобытным укладом жизни, обрядами, верованиями и сложным языком, относящимся к фино-угорской группе. Северные удмурты (слово расшифровывают как "человек племени "уд"), имея контакты с русскими с 11 века, уже в 1489 году вошли в состав русского государства. Южные, попав под власть Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды и Казанского ханства, влились лишь спустя почти 60 лет. То, что сейчас называется Удмуртией, в 19 веке стало частью Вятской и Казанской губерний.
Издревле удмурты селились вдоль речек, сопровождая выбор места своеобразным обрядом выгона белого быка со священным ковшом на рогах. Где тот остановится, быть там деревне. Селения, называвшиеся гуртами, были небольшие, без улиц, в основном починки да выселки, насчитывавшие не больше 25 человек. Чтобы построить дом, семья для совета звала туно – знахаря-жреца, ослушаться которого крестьяне побаивались. Тот, погадав, и указывал место для постройки дома-усадьбы. С годами родовая усадьба расширялась и пополнялась новыми постройками родственников.
В 1557 году Ожмек Черный от 17 удмуртских семей обратился к царю Ивану Грозному за благословением на принятие христианской веры. Но большинство семей не спешило отказаться от язычества. Веруя в злых духов, удмурты всеми силами оберегали свое жилье, ежегодно совершая обряды изгнания шайтана из дома. Вооружившись липовыми палками и зажжёной лучиной, они с пронзительным криком били ими по всем углам избы и двора, а затем выбегали за ворота, показательно плюнув вслед выгнанному духу. А свежеструганной палкой рябины, колотя по стенам избы, изгоняли вселившуюся в домочадцев болезнь. Оберегом и недоступной для нечистой силы считалась печь, до которой после ссоры с домашними нужно было дотронуться. Даже существовало поверье, что из-за частых перебранок между членами семьи дом покидает его дух-хранитель, а после захода солнца и вовсе нельзя было шуметь и баловаться, чтобы чертей шумом не привлекать. И много еще разных табу: нельзя было сидеть на пороге, мести сор в его сторону, словом, не выносить мусор из избы.
Возможно, многие обычаи сохранились и в современных удмуртских селениях, таких как Лудорвай в 12 километрах от Ижевска, большой по местным меркам деревне, насчитывавшей уже в 1859 году 58 дворов, где проживало 518 человек, и работали 4 мельницы. Одно время деревня даже была центром Старовеньинской волости. Сейчас это обычное село с единственным магазином, школой, библиотекой и шестнадцатью улицами, среди которых есть и Вишневая. Словно из песни Юрия Антонова. Чего сюда меня понесло? А вот об этом отдельный сказ.
Почувствовать дух удмуртской деревни помогут строки из стихов удмуртских поэтов в приложении к фотографиям.