Сегодня последний день декабря. Неужели где-то трещат морозы, не взлетают из-за обледенения самолеты и не работают аэропорты? Вчера мы прилетели из Ханоя, и сейчас находимся в древней столице Лаоса – Луанг Прабанге.
Даже не верится, что всего несколько дней назад каким-то чудом мы вырвались из начавшей обледеневать Москвы. После нас поднялись в воздух еще два-три самолета, а потом все столичные аэропорты встали и на несколько дней наступил коллапс. У десятков тысяч людей тогда поломались все зимние каникулы.
Это был конец декабря 2010 г...
Но в Луанг Прабанге — вечное лето. Столики ресторана, в котором мы обсуждаем наши планы по путешествию, уютно расположились в тени больших деревьев на высоком берегу реки. Под нами медленно текут мутные воды Меконга – самой главной реки полуострова Индокитай. Во время нашего путешествия мы увидим ее во многих местах. А из Камбоджи в Южный Вьетнам попытаемся проплыть по ней на лодке.
Река течет через весь город. И здесь она не самая широкая – мы находимся примерно на половине ее течения.
Луанг Прабанг всегда был в центре жизни страны. Он был и древней столицей одноименного королевства и, позднее – государства Лаоса. Город всегда являлся и буддистским центром страны, но был закрыт для туристов до 90-го года прошлого века. Однако, после отставки короля Сисаван Ватта в 1975 г и установления коммунистического режима, он потерял статус столицы. Все же многие лаосцы еще верят в то, что когда-нибудь Луанг Прабанг снова станет главным городом страны.
Город небольшой – его население всего около 20 тысяч. Но в нем более 30 самых знаменитых действующих буддистских монастырей. Или, как их здесь называют – Ват. Но когда-то их было в два раза больше!
Здесь нет громкой музыки и шумных развлечений и город живет в своем неспешном ритме, установленном много веков назад. Раз и навсегда. Очень хорошо видно, что в нем органично переплелись и прошлое, и настоящее.
В Луанг Прабанг не стоит приезжать только на один день, как это делают большинство "плановых" туристов. Чтобы до конца понять его ауру, нужно пробыть здесь хотя бы дня три -четыре. Но, даже если кому-то и выпадет однодневное счастье, его можно использовать с толком и увидеть почти все, чем богат этот город.
Но, в то же время, нужно понимать, что здесь не только спокойное течение реки, но и времени. В Лаосе никто никуда не спешит и везде есть только «здесь и сейчас».
Будды многолики как и сама жизнь и их жесты как бы говорят — "Успокойтесь, не спешите. Все вокруг — суета!"
Утро в Луанг Прабанге начинается очень рано. Еще темно, и ни один лучик солнца пока не пробивается сквозь утренний туман, стелющийся над рекой. Но улицы уже полны народа. Все идут в одном направлении – к центральной части города за школой. Это место пропустить невозможно. И все торопятся занять там места получше. Одни — чтобы удобней было давать подаяние, другие – чтобы лучше видеть это благодеяние – церемонию раздачи пищи монахам.
Это происходит каждое утро, и повторяется из года в год, и из века в век...
Здесь не так все просто. Это не подаяние нищим и обездоленным, а целая жизненная философия лаосцев.
Ведь согласно теории буддизма — чем больше благих дел ты совершишь в этой жизни, тем больше улучшишь свою карму. И — как следствие – тем больше ценностей получишь в следующей жизни, и в следующем перерождении.
Но что же такое «карма»? Это важное понятие в буддизме. Говоря коротко – это программа действий человека, которая досталась ему от прошлой жизни. Если человек был склонен к хорошим поступкам – он будет совершать их всегда – такова его карма. И наоборот…
С точки зрения обычного буддиста, задача жизни состоит в том, чтобы обеспечить себе лучшие условия в будущей жизни. Поэтому каждый старается в этой жизни совершать только благие поступки. И подаяние пищи – самый легкий из этих путей. Можно, конечно, сразу построить монастырь и получить на этом большее количество «очков». Но это не каждому по карману.
А передавая пищу монахам, можно не только улучшить свою карму, но и сделать другое благое дело – накормить своих умерших предков. Лаосцы полагают, что, переродившись, они живут среди нас сейчас, и совсем рядом. У них может быть другой облик – человеческий, или звериный, но им ведь тоже нужна пища.
Вот, наконец, со стороны монастыря показалось колышущееся оранжевое пятно – это вышли монахи. Они медленно и степенно приближались к нам. Большинство из них были совсем молодые ребята. На краю тротуара, по которому они проходили, сидели женщины с приготовленными для монахов блюдами. В основном это были рис и овощи.
Утро выдалось довольно прохладным и было только градусов 15 тепла, но все монахи были одеты довольно легко и шли босиком. Их одежду составляла только длинная до пят оранжевая накидка, переброшенная через одно плечо. Они шли спокойно и с достоинством принимали подаяния в большие миски, которые держали перед собой.
Рядом с ними вертелись какие-то мальчишки, и монахи время от времени передавали часть пищи и им. Кем они были? Беспризорниками? Из бедных семей? Набрав полные кастрюльки и ведерки, мальчишки убегали, а монахи продолжали свой степенный ход дальше.
Монахи все выходили и выходили из монастыря, который располагался за пару кварталов от нас, и этой цепочке, казалось, не будет конца. Но вот появились и последние. Самые молодые — почти совсем дети. Но и они с достоинством прошествовали мимо. А женщины, показалось, с каким-то особым уважением и благоговением смотрели на них и отдавали последние, самые вкусные, и оставленные только для них, яства.
Эта церемония длилась минут сорок и, раздав все, разошлись и дающие, и страждущие.
Солнце медленно и, как бы по-лаосски нехотя, поднималось из-за холмистого горизонта.
Начался новый день...
Чем его можно заполнить в Луанг Прабанге? — Один день в Луанг Прабанге. День
А еще можно взять экскурсию по горам и джунглям и искупаться в водопаде — Лаос. Трек к водопаду Tad Se
Или с утра искупать слонов, потом прокатиться на них по джунглям, а затем пройти на серьезное испытание — на рафтинг по бурным рекам Лаоса! — Лаосские активити – слоны и рафтинг
Фильм автора "Лаос — бальзам для души" — overland.com.ua/фильмы/лаос-б…