147 материалов по 41 объекту, 3 408 фотографий
Красная часовня в Сиенгтхонг Вате. Часть 14
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
Следующей фотогеничной «конфеткой» монастыря является Красная Часовня, у которой, как водится масса других названий — La Chapelle Rouge, Haw Tai Pha Sai-Nyaat), или часовня Лежащего Будды. Часовня находится за Симом, с левой стороны.
Гид обращает наше внимание на боковые стены этой часовни, которая задумывалась быть красной, но неумолимое время и солнце поспособствовало, чтобы стенки выцвели до розового цвета, на котором тем ярче проступает мозаичная инкрустация из стекла. И эта мозаика иллюстрирует как религиозные мотивы, так и повседневную жизнь Лаоса.
Мозаики были добавлены во время масштабной реставрации часовни в 1957 году в ознаменование 2500-летия со дня смерти Будды и достижения им нирваны. Первоначальная дата постройки часовни неизвестна, она имеет трехслойную крышу с восемнадцатью церемониальными кронштейнами для наг, поддерживающими самую низкую крышу, и четыре изящных декоративных навершия Чофа, расположенных по концам двух верхних слоев.
В красной часовне Королевского вата Сиенгтхонг, в его алтаре, хранятся статуи Будды, одна из них, датируемая 16 веком, в 1931 г. экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.
Статуя лежащего Будды под замысловатым ламбрекеном выполнена из бронзы, выражение лица Будды полно покоя, умиротворения, оно одухотворено, и поэтому прекрасно. Бронзовый лежащий Будда около двух метров в длину, является одним из самых ценных лаосских буддийских изображений.
Он выполнен в классическом лаосском стиле (отличном от тайского) и одет в струящийся хитон. Будда лежит на правом боку, правая рука поддерживает голову. Через левое плечо Будды переброшен хадак, шарфик, символизирующий мир, добрые намерения, сострадание, пожелание счастья и процветания. На изображениях других Будд были надеты гирлянды из шафранных цветов.
Надпись на основании изображения указывает, что оно было создано в 1569 году по приказу Короля Сайсеттхатхират. Гид еще раз подчеркивает, что фигура Будды была вывезена в Париж в 1931 году и заняла видное место в павильоне Индокитая на международной колониальной выставке. По возвращении в Лаос Будда был помещен в гостиной французского чиновника во Вьентьяне, а затем в 1949 году был перевезен в Ват Пракео Вьентьяна. Пламя униша (узел волос) на голове Учителя было добавлено там же, в Пракео.
Через три года его вернули в Луангпрабанг. Фигуру лежащего Будды обрамляет ковровая роспись с изображением ступ и Будд. Остальной интерьер часовни украшен золотыми трафаретными рисунками на черных стенах внизу, а верх стен содержит многочисленные маленькие фигурки золотого Будды. Рисунки содержат изображение 15 чудес, которые по преданию, Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия), где он излучал огонь и воду из своего тела и испускал множественные золотые лучи, которые наполнили пространство тысячи миров.
Можно обойти часовню по периметру, рассматривая многочисленные, порой примитивные, мозаики, описывающие различные сцены традиционной деревенской жизни: деревья, лодки, повозки, слонов, дома, охоту и рыбалку, работу и игры, а также религиозные сцены, размещенные наверху стен.
Например, с южной стороны явно видны изображения игр, лодок на реке и повседневной активности людей. К сожалению, часть мозаик утрачена, так как была повреждена штукатурка, пришедшая в негодность от влаги.
Мозаики показывают нам вымышленную историю простолюдина, сына богатого купца, который использовал свое остроумие и здравый смысл, чтобы стать важным министром короля.
Исследователь лаосской литературы, Луи Фино, назвал ее «разумной сказкой», что для европейцев было бы притчей. Имя автора этой истории неизвестно, но, вероятно, оно было написано во время правления Соулингнавонса (Surinyavongsa, 1637-1694), который правил дольше любого лаосского короля. История рассказывает о периоде процветания, религиозного рвения, мира и величия. В ней также описываются люди, приезжающие издалека, чтобы проконсультироваться с мудрым министром-простолюдином, дающим умные советы. Ну чем не еврейский Соломон.
Хотя на мозаике изображена пылкая эпоха религиозной веры, процветания, мира и благого правления, лаосская реальность, к сожалению, не всегда совпадала с эпохой выдуманного счастливого периода. Завершая свой рассказ, гид подчеркивает, что Красная часовня передает гармонию сакрального и светского в своей структуре, а также во внутреннем и внешнем орнаменте.
Великолепные позолоченные дверные проемы представляют собой шедевр резьбы, дверные боковины можно рассматривать в целом, а можно читать по ней отдельные куски. Например, на левой стороне от двери можно увидеть лежащего Будду, а правая сторона содержит столько изображений, что можно потратить на нее еще больше времени, фотографируя каждый фрагмент отдельно.
За Красной Часовней виднеется другое здание, поменьше, и это Харнилище Типитаки — Хранилище Типитаки в Сиенгтхонг Вате. Часть 15
Продолжение следует...
- Адрес:
Wat Xieng Thong
Дешёвый ✈️ по направлению Луанг-Прабанг