Луангпхабанг известен как «город монастырей». Монастырей здесь действительно много. Они, конечно здесь не для того, чтобы давать приют самостоятельным путешественникам. Изначально огромное по меркам города количество монастырей было связано с тем, что основанный еще в VII веке Луангпхабанг с середины XIV века был столицей королевства Лаос (ранее оно называлось Лан Санг) вплоть до победы народной революции и создания в 1975 году социалистической республики.
Монастыри при коммунистах
После победы коммунистов монастыри конечно оказались не в почете. Правда, прямых гонений на монахов все же не было, и монастыри насильственно не закрывали. Но в стране с атеистической идеологией религия оказалась не в чести. Сразу же упала престижность религиозного образования, все меньше и меньше людей приходило в монастырь и все меньше было желающих стать монахами. Счастливчики, которым удалось попасть в состав партийно-хозяйственной номенклатуры если и не становились автоматически атеистами, то по крайней мере старались не афишировать своего интереса к буддизму.
Однако для жителей Лаоса буддистский монастырь – центр не только религиозной, но и общественной жизни, место проведения праздников. До появления государственных школ в ватах получали начальное образование. В зависимости от богатства и щедрости членов общины лаосские монастыри могут быть построены из бамбука и покрыты соломенной крышей, а могут быть возведены из кирпича, камня, стекла и бетона.
С конца 1950-х гг. повстанцы движения Патхет Лао пытались привлечь буддистских монахов на свою сторону, чтобы пропагандировать через них революционные взгляды. Стал активно озвучиваться тезис о родстве буддизма и марксизма – как учений, направленных на искоренение страдания. Отказ монахов от собственности трактовался как торжество коммунистических идеалов. Главный монах страны, Высший Духовный Наставник (Пхасангхалата), оказался не слишком восприимчив к новым идеям, поэтому ему запретили проповедовать и вынудили в 1979 г. эмигрировать в Таиланд.
Простым монахам проповедовать не запрещали, но записывали их проповеди на магнитофон, анализировали и давали рекомендации, что говорить можно, а что нет. Если монах к рекомендациям прислушивался, его оставляли в покое. Непонятливым запрещали проповедовать, особо непонятливых отправляли в специальные лагерные школы – воспитывать революционную сознательность. В результате часть духовенства стала заниматься пропагандой «единственно верных взглядов».
Монахи, правильно понимавшие тонкость политической ситуации, образовали новую буддистскую ассоциацию, а прочие покинули монастыри или эмигрировали в Таиланд. Количество монашествующих резко сократилось, монастыри опустели, религиозные церемонии привлекали все меньше прихожан. В буддистских школах стали обязательными уроки политграмоты.
В конце 1980-х гг. давление со стороны государства ослабло. Теперь с каждым годом все больше и больше прихожан принимает участие в религиозных праздниках, а монастыри опять стали центрами общественной жизни. Даже официальным лицам разрешено принимать участие в церемониях, а в исключительных случаях даже становиться монахами.
Второй импульс возрождению монастырей дал туризм. С каждым годом количество иностранных туристов растет в геометрической прогрессии. Старые и самые оригинальные с архитектурной точки зрения монастыри стали превращать в музеи — с платным входом. На территории стали появляться лотки с сувенирами для туристов. Поэтому сейчас примерно половина монастырей на территории Старого города по сути ни что иное как обычные музеи.
Маторани и садо-мазо
После посещения нескольких монастырей музеев начинаешь замечать в них общие, характерные именно для Луангпхабанга элементы. Первое, что сразу бросается в глаза — статуя женщины с длинными черными волосами. Это Маторани — Мать-Земля. Статуя изображает молодую девушку, моющую волосы. В Лаосе широко распространена легенда о том, что именно она защитила Будду от нападения демона Мара. Будда призвал в помощь Мать-землю в качестве свидетеля его благих дел. Маторани выступила перед Марой и заявила, что Будда совершил столько благих дел, сколько капель упадет с ее волос. И с них хлынул такой мощный поток воды, что он просто смыл и самого демона и все его войско. Именно этот эпизод и изображает статуя Маторани, стоящая в каждом монастыре Луангпхабанга.
Другой оригинальной особенностью буддистских монастырей Луангпхабанга можно считать фрески с изображениями ада. Такие изображения можно встретить в любом буддистском монастыре (буддисты признают существование ада для грешников, но по их представлениям грешники попадают туда не навечно, а только на какой-то срок — на исправление). Но именно в монастырях Луангпхабанга сцены пыток и истязаний выполнены с огромной тщательностью, со всеми мельчайшими подробностями, с огромной фантазией в плане способов пыток и издевательств, и даже с каким-то чисто садистским удовольствием от вида мучений грешников. Такое отношение к чужим страданиям даже немного как-то не по-буддистки. Но факт остается фактом. Им нравится изображать сцены пыток на стенах буддистских храмов — вероятно, исключительно с педагогическими целями, а не для собственного удовольствия.
Бюджет
Виза. Въезд на 2 недели — безвизховый. 2 доллара сбор на границе.
Валюта. Кип. 1 доллар США — 7.9 тыс. кип.
Транспорт. Автобус Ванвьенг — Луангпхабанг — 110 тыс. Автобус Луангпхабанг — Хуай Сай, на границе Таиланда — 150 тыс. кип.
Еда. Пиво БирЛао — 8 тыс. кип. Жареный рис с овощами — 15 тыс. Чай — 8 тыс. кип. Свежевыжатый сок — 12 тыс.
Ночлег. Гестхаус в Луангпхабанге — 80 тыс. 2-мест, 120 тыс — 3-мест.
Достопримечательности. Вход в музейный монастырь в Луангпхабанге — 50 тыс. кип.