Город Лош оказался для нас сюрпризом из разряда тех, о которых потом вспоминают с глуповатой улыбкой на лице и зашкаливающим количеством междометий во время рассказа. От великого глашатая русской эмоции, по понятным причинам, мне придется отказаться и довольствоваться передачей восторга словами постными, лишенными эпатажного аромата и великой чувственности.
Дело в том, что при составлении маршрута Лош умело прикинулся заштатным, замшелым городком, в котором днем с огнем не сыщешь столь любезных моей душе благостей. Как ему удалось это сделать, до сих пор остается для меня загадкой.
Праздно болтаясь по округе, мы случайно наткнулись на замок, который будто сильный, гордый царь пернатых взгромоздился на самой вершине горы и пристально вглядывался вдаль бойницами пустых, равнодушных глаз.
Сомнения таили с каждым метром приближения к этому чуду…. Нужно было идти на решительный штурм и разбираться, что делает здесь эта неучтенная, случайная радость и какими трофеями мы разживемся в ее соблазнительных кладовых. Уже по огромному, утонувшему в цветоносах паркингу стало понятно, что мы только что попали в очень правильное место, и автомат, кушающий монетки, следует накормить досыта, потому как за час-другой с этим городом не управится даже торопыга Усэйн Болт.
История крепости Лош покоится на изъеденном временем фундаменте бесконечно далекого Римского владычества.
В IX веке появилось первое упоминание о примитивной деревянной башне, которая по мере сил, фанатизма и булыжников должна была оберегать мир, труд и май местных крестьян от всякой кровожадной нечисти. Башня, словно убежище очень предусмотрительного крота, была связана с селением многочисленными подземными туннелями, которым еще предстояло сыграть свою мрачную роль в истории региона.
Ну а в «просвещённом» X веке, удивительного имени рыцарь, -Фульк Нерра выстроил на месте деревянного посмешища грандиозный донжон, который на сегодняшний день является старейшим сохранившимся донжоном Франции. Вышеупомянутый Фульк больше жизни любил «отрезать уши» всему живому, что носило имя Блуа, а потому, дабы уберечь свои был вынужден утыкать принадлежащие ему земли крепостями. Война и бесконечная гонка сооружений стали главной страстью могучего графа Анжуйского, который даже на женщин отвлекался только по большим и очень нечастым праздникам.
Резня, ну или веселые рыцарские забавы между графами Анжу и Блуа закончились полной викторией анжуйцев. Чтобы скука не накрыла лихих саблеруких мужчин в доспехах английские и французские короли зачинили затейливое столетнее рубище во время которого Лош то и дело переходил из рук в руки. С переменным успехом жирные куски каменной плоти то нещадно грызли английские ядра, а то мололи в мелкий фарш французские мечи.
Наконец в 1205 году после годовой осады Лош окончательно стал французской вотчиной и был немедленно превращен в одну из самых мрачных тюрем королевства.
За его мощными, зубастыми стенами мелкой дрожью трясся немощный, трусоватый дофин Карл, и именно в Лоше великая Орлеанская Дева убеждала его короноваться в Реймсе.
После озарившего всю Францию костра на площади Старого Рынка замок Лош облюбовала для себя дама совсем иных достоинств и талантов. В далекие планы Агнесс Сорель не входило спасение любимого королевства и водружение французского флага над Парижем. На смену громоздким доспехам, смертоубийственным ядрам и кровожадным мечам в замок пришли изящные украшения, мягкие простыни и сладострастные поцелуи.
Ходит сплетня, что именно Агнесс ввела в моду платье, которое ненавязчиво прикрывало лишь одну грудь прекрасной девицы, а вторая тем временем была открыта всем ветрам и конечно же взглядам восхищенной публики. (Как легко догадаться, никому даже в голову не пришло вынести профурсетке строгий выговор с занесением в грудную клетку. Напротив в скором времени при дворе будто подснежники начали распускаться прехорошенькие мамзельки, у которых из декольте деликатно вываливалась, столь притягивающее мужской взгляд кой-чаво).
Ни одного фото Агнесс в своем загашнике мне обнаружить не удалось, а потому на выручку, как обычно, пришел всемогущий интернет.
При виде полуголенькой распутницы Карл VII лишь изредка мог невозмутимо следовать далее по своим неотложным монаршим делам, а потому очень скоро замок Лош был буквально оглушен истошными воплями трех юных мадмуазель, рожденных вне брака, но в большой и клокочущей страстями любви.
Истории о средневековой роскоши мне лично видятся слегка приукрашенными. Вот так выглядела ванна первой красавицы Франции, а заодно и самой богатой женщины королевства.
Справедливости ради нужно сказать, что король все таки собирался жениться на гологрудой куртизанке, однако прямо перед свадьбой прекрасная Агнесс весьма неожиданно отправилась на свидание с Господом да так с него и не вернулась.
Спать французские короли имели право с кем угодно, как угодно и сколько угодно, а вот место на троне подле монарха могла занимать лишь избранная. Первая фаворитка короля умерла от отравления ртутью, и практически каждому было ясно, что ядовитый металл она не ела ложками вместо супа и не пила в качества возбудителя перед визитами Карла.
По составленному загодя завещанию, Агнесс Сорель похоронили в церкви Нотр-Дам де Лош, которой она завещала 2 тысячи золотых экю. Однако несмотря на столь щедрый дар, «Прекрасная дама» покоилась в мире величественных церковных стен лишь десять лет. По прошествии этого срока, отличающийся неистребимой верой, настоятель церкви Нотр-Дам обратился к Людовику XI с просьбой вынести тело нечестивой грешницы за пределы Божьего храма.
Мне кажется, что именно так непричесанно и немного дико должен выглядеть вход в бесконечно старую, видавшую Бога церковь. Забавно, что такой портал с изображением животных называется бестиарий (лучшего места для обретения покоя редкая бестия — Агнесс найти себе просто не могла).
Тогда еще дофин Людовик очень живо откликнулся на предложение святого отца, однако предупредил правдолюба, что вместе с покойной церковь покинет и ее грязное золото. В храме немедленно состоялась освященная настоятелем летучка работников креста и кадила, на которой поведение великой блудницы было признано богоугодным и праведным, а скромная могила обзавелась роскошным надгробьем.
Следующей великой обитательницей Лоша стала легендарная Анна Бретонская. Приданое этой дамы было столь роскошным и внушительным, что она умудрилась стать женой аж двух королей Франции. Причем, если на второй брак с Людовиком XII она согласилась уже без скандалов и битья посуды, то выходя замуж за Карла VIII, демонстративно везла с собой из Ренна две кровати, в знак того, что ни под каким соусом не собирается спать с ненавистным ей королем.
Вы спросите почему здесь представлена именно эта фотография! Да потому, что по-моему именно с таким выражением лица герцогиня Бретани выходила за ненавистного короля Франции.
Однако замок Лош оглашали не только страстные крики избранных жен, хорошенький любовниц и жарких фавориток. На протяжении нескольких веков одним из самых густонаселенных и громогласных мест замка были ужасные клетки тюрьмы и кровоточащие камеры пыток. В свое время обитателями подземных темниц были миланский герцог Лодовико Сфорца, отец Дианы де Пуатье, замешанный в заговоре против короля Франциска I, предавший Людовика XI кардинал Балю, с десяток мятежных епископов и еще тысячи людей посягнувших или даже задумавшихся посягнуть на королевскую власть.
Особенно усердствовал в заполнении пустующего «нежилья» Людовик XI. К концу жизни он окончательно уверовал в то, что всякий его подданный спит и видит короля мертвым. Заговоры виделись ему во всем и повсюду. Особенно досталось от одержимого монарха кардиналу Балю, который, к слову сказать, был человеком не самой чистой совести и светлой души. Ему в знак особого внимания Людовик велел изготовить окованную железом клетку 2,5 метра в ширину, длину и высоту, которая висела под потолком и опускалась только по повелению короля. В этом убогом «курятнике» нечистый на руку Божий слуга провел 11 безвылазных лет. Историки утверждают, что король по несколько раз в неделю спускался к своему «любимому» узнику, вел с ним философские беседы и даже поигрывал в шахматы.
В знак уважения к другому великому узнику Лодовико Сфорца в Лоше была выделена целая комната, которую герцог от скуки и безделья превратил в некое подобие музея средневековой авангардной живописи. В своей темнице миланский пленник провел всего два года, но этого жуткому пьянице, бабнику и дебоширу хватило для того, чтобы превратиться в жалкого, сломленного старика, мечтающего о смерти и нашедшего ее сразу после освобождения.
По надписям на стенах темниц можно читать целые судьбы, следить за чьими-то далекими и бесконечными трагедиями, а иногда даже становиться свидетелями каких-то ужасных и диких смертей. Один из поздних владельцев замка, исследуя подземелья Лоша обнаружил замурованную дверь, за которой его дожидался несчастный, забытый всеми, узник. Благодаря сухому воздуху тюремной камеры его тело превратилось в мумию, и на глазах ошеломленного визитера рассыпалось в пыль от первого глотка кислорода и проникшего ветра.
Но не все в этом месте так мрачно и сумрачно, как истории бесконечного лабиринта подземелий. Выйдя на поверхность и во все глубину легких глотнув свежего, как разливное пиво, воздуха, ты понимаешь, насколько хороша эта жизнь. Сегодня на территории старого города во всю мощь солнечных батарей играет в свои затейливые игры нескончаемый свет, повсюду слышится сладкая музыка легкого веселого и задорного ветра, а бесконечное цветочное сумасшествие ни на секунду не позволяет тебе усомниться в том, что ты приехал сюда напрасно.
Чтобы не превращать эту статью в увесистую, масштабную книгу, я напоследок скажу пару слов об одном очень интересном музее Лоша. В нем собраны исторические костюмы, платья и предметы обихода средневековья, которые использовались в исторических фильмах, операх и театральных постановках. Наверное эту экспозицию будет особенно интересно посетить людям, увлекающимся искусством Франции, но даже для человека левым глазом посмотревшего фильм «Королева Марго» будет весьма любопытно увидеть наряд бесподобной Изабель Аджани.
А вообще Лош – место, которое стоит посетить даже, если изначально вы ехали в Париж или в Баден-Баден. От каждого камня его величественного донжона, из чахоточной сыри его подземелий, от изъеденных временем булыжников его мостовых исходит удивительный запах истинной, первозданной истории. Здесь все выглядит каким-то настояще-правдивым, и самое убогое воображение способно нарисовать такие цветастые картинки средневековья, что никакой королевы Марго ненужно для того, чтобы ввести вас в некий демонический транс прикосновения к галопирующему прошлому.
Лош – это история в чистом виде, история, которой я с детства упиваюсь до беспамятства, история, которой совсем скоро стукнет двадцать веков!
Рейтинг – 9/10