Вот если бы вы внезапно и основательно разбогатели на спекуляции с недвижимостью, то что бы вы сделали? Не знаете?
А вот некто Гриффин Дженкинс Гриффит, как раз-таки разбогатевший на спекуляции с недвижимостью, знал!
Однажды, уже разбогатевший, он отправился в обсерваторию на горе Маунт-Вилсон, что высится над Лос-Анджелесом. Богач взглянул на небо через крупнейший (в то время) в мире 60-дюймовый телескоп — и был потрясён.
"Красиво!" — скорее всего сказал он и пожертвовал Лос-Анджелесу 100 тысяч долларов для строительства в Голливуде городской обсерватории.
Меценат решил, что здесь должны появиться и мощный телескоп, и зал науки для публики, и кинотеатр для показа фильмов о науке. В общем, раздобрился сердечный. Я, кстати, тоже не так давно, неожиданно найдя на тротуаре 500 рублей, очень расчувствовался и отдал 50 рублей нищему, сидевшему неподалёку. При этом испытав, как говорили в советские времена, чувство полного удовлетворения от своей неслыханной щедрости.
Не знаю, какое чувство испытал господин Гриффит после того, как город его дар принял, но из-за политических дрязг реализацию проекта с обсерваторией затянул.
Видимо, расстроился и с горя умер. А как бы поступили вы, если б отдали свои кровные в 1912 году, а проект завершили в 1935?
В общем, торжественное открытие обсерватории состоялось без Гриффина Дженкинса Гриффита.
Но всё, как говорится, к лучшему, прости Господи. Долгая подготовка имела, как ни странно, свою положительную сторону: технологии продвинулись, и обсерватория получила, например, самый по тем временам современный планетарий.
Сегодня Обсерватория Гриффита ― одно из знаковых мест Лос-Анджелеса. Вы найдёте его во всех туристических справочниках и различных рейтингах с пометкой "must see".
В чём же секрет его притягательности решил выяснить и я, отправляясь второй раз на дню к Голливудским горам.
Вместе, на пару с гидом, мы держали путь из центра города по направлению к территории парка Гриффита (Griffith Park), что на южном склоне горы Голливуд (Mount Hollywood), где, собственно, и располагается Обсерватория.
Было 6 вечера и, казалось, мы без труда доберёмся к 7 часам до Mount Hollywood. Но не тут-то было! Видимо, идея всенепременно прибыть к 7 вечера к вышеуказанному месту пришла некстати одновременно к тысячам других лос-анджелесцецев и, как говорится, гостям города.
Очередь-змея припаркованных авто оккупировала обочину узкой дороги и нам пришлось с черепашьей скоростью продвигаться на своём авто к основной парковке без видимой гарантии найти там свободное место.
Вы скажете, а на какой ляд мне приспичило прибыть к конечному пункту именно к 7 часам вечера? А дело в том, что, как минимум, добрая половина всего устремившегося к Обсерватории народа страждет в это время созерцать эффектный закат солнца на фоне надписи "Hollywood". Это у Вас, в Мухосранске, солнце заходит в середине августа в 10 часов, а в правильном американском городе Лос-Анджелесе ему велено отправляться на покой аккурат к семи.
Наш авто тем временем безнадёжно застрял в пробке, и я, отчаявшись добраться на четырёх колёсах, плюнул, образно говоря, на них и ринулся, стремглав, на своих двоих конечностях к заветной цели.
Несмотря на неимоверные усилия и неправомерные обгоны по встречке параллельно двигавшихся автомобилей, к финишной черте (обзорной площадке возле Обсерватории), я примчался, опоздав минуты на две к голливудскому закату.
Ещё надеясь на чудо я, растолкав толпу фоткающих закат зевак, попытался запечатлеть желанный вид, но, увы, поздно.
Я так и сказал, реагируя на создавшуюся ситуацию: "Увы!" И, в ответ на вопросительные взгляды окружающих, добавил ещё какой-то трудно переводимый оборот речи. Ну, а поскольку при этом вопросительные взгляды людей продолжали оставаться вопросительными, добавил, трудно переводя на понятный им язык предыдущее выражение: "Чьорт побэры!
В ответ присутствующие понимающе кивнули и стали стремительно расходиться.
Я сфотографировал БУКВЫ без солнца и не без досады констатировал, что поутру уже делал это, причём более удачно, в присутствии дневного светилы.
Ну, да ладно, — решил я,- и направился к обсерватории, чтобы проверить, на что были потрачены 100 тысяч мистера Гриффита.
Внутри здания обсерватории под главным куполом установлен гигантский маятник Фуко, который используется для демонстрации вращения Земли.
В планетарии Самуэля Оушена демонстрируются такие интересные шоу-программы, как «В центре Вселенной» (Centered in the Universe), «Вода это жизнь» (Water Is Life), «Свет Валькирий» (Light of the Valkyries) и «Время вышло» (Time's Up).
Все эти интересные программы я не смотрел, потому что они платные, а я — путешественник бюджетный и очень падкий на халяву. Цена билетов на посещение шоу-программ, как я выяснил, для взрослых и детей 13 лет и старше – 7 $, 60 лет и старше – 5 $; 5-12 лет – 3 $
до 5 лет – бесплатно.
Как вы понимаете, в самую льготную категорию я не подпадал по определению. Будучи одержимым получить какую-то скидку, хотя бы снизив цену до 5$, я усиленно стал изображать возраст 60 и старше. Мои изображения, видимо, никого не убедили, и мне было предложено заплатить полную цену билета.
Посчитав это форменным безобразием и оскорблением памяти господина Гриффита, я отправился посещать бесплатные мероприятия, тем более, что их здесь немало.
Так, в обсерватории находятся выставочные залы с экспонатами и тематические выставки, связанные с космосом, на смотровых площадках расположены телескопы, пользоваться которыми может каждый желающий.
В восточном корпусе расположен 12-дюймовый телескоп фирмы "Zeiss". Вечерами, когда небо над обсерваторией чистое, крыша открывается и телескопом могут пользоваться посетители, причём бесплатно.
Когда крыша обсерватории открылась, у дверей помещения с телескопом уже дежурили несколько десятков страждущих посмотреть на звёздное небо, хотя к тому моменту оно было ещё не звёздным.
Я, проявив природную смекалку, зашёл с другой стороны помещения, где не было народа. Это оказался выход. Я увидел его (телескоп), он был от меня в нескольких шагах! Первое инстинктивное движение было направлено к нему (к телескопу), поскольку претенденты на место под звёздами были не столь активны, как я, скорее даже вяловаты.
И в тот момент, когда моя левая рука легла на огромную трубу телескопа, правый глаз прищурился в предвкушении волшебного зрелища, а периферическое зрение зафиксировало изумлённые моею непосредственностью взгляды окружающих, во мне что-то дрогнуло, и я догадался, хоть и не сразу, что это во мне зашевелилась Совесть.
Я открыл правый глаз, отвёл левую руку с помощью противоположной, и молча отправился к выходу. Меня переполняло чувство, сродни тому, какое я испытал, отдав 50 рублей нуждающемуся в описанной выше ситуации.
Я понял, что поступил благородно, и испытал уже второй раз в жизни чувство полного удовлетворения.
Может, кто скажет, что это пустяк, и не стоило этим поступком занимать время просвещённой публики. Но я так, не считаю. Мне кажется, что он (поступок) является скромным продолжением благого дела мистера Гриффита, который в своё время не увидел результата своего капиталовложения, равно, как и я, не увидел звёзд, которые в тот момент ещё не зажглись над Лос-Анджелесом, хотя мог это сделать, не будь я столь благороден.
И ведь ничего, не озлобились мы с мистером Гриффитом на весь мир, не возроптали!
Всем же читателям советую, если удосужитесь побывать в Обсерватории, всё же прильнуть глазами к телескопу, поскольку 100 лет назад мистер Гриффин Дженкинс Гриффит, посмотрев в телескоп, сказал, что если бы все люди смогли заглянуть в этот телескоп, то мир, непременно, изменился бы.
Я не посмотрел, и мир пока не изменился. А вот вы попробуйте! Авось...
P.S. Да, и ещё. После посещения Обсерватории мы с гидом спустились с Голливудских гор ещё к одному любопытному месту, кое имеет смысл увидеть, будучи в Лос-Анджелесе в тёмное время суток.
Это старые, отслужившие свой век городские фонари, которые решили не выбрасывать, а позволить им порадовать людей, ведь люди в массе своей нуждаются в свете. Некоторым экземплярам, к слову, уже более 100 лет.
А, кто не удосужится посетить это место вечером, может прийти сюда в дневное время, поскольку здесь располагается Музей искусств Лос-Анджелеса (Los Angeles County Museum of Art), говорят, имеющий очень приличную и разнообразную коллекцию.
Адрес: 5905 Wilshire Boulevard Los Angeles United States