На днях в Алматы приезжал мой друг Слава Ермолин, тибетолог, переводчик, учитель Алмазного Пути. Мы с ним успели обсудить наши совместные планы. В очередной раз мы хотим отправиться в Восточный Тибет, чтобы найти места связанные с традицией (линией) Карма Кагью тибетского буддизма.
Слава с киргизскими друзьями уехал в путешествия вокруг Иссык-Куля с целью найти очередные камни с тибетскими мантрами. Буддийское наследие в Средней Азии довольно велико, хотя многие об этом и не догадываются. Например "Капчагайские Будды" или ущелье Иссык-Ата под Бишкеком.
А пока Слава проявляет научное рвение, я решил рассказать как мы нашли два года назад в Лхасе дом, где родился и жил один из самых великих тибетских учителей современности 17-й Гьялва Кармапа Тхае Дордже.
Известно, что 17-й Кармапа Тхайе Дордже родился в Лхасе. Шамар Ринпоче приводит следующее описание места и обстоятельств его рождения:
"Будучи мужем и женой, Мипам Ринпоче и Дечен Вангмо поселились в Лхасе в квартире, снятой у старой женщины в районе Баркор на одноимённой улице, которая на три четверти окружает знаменитый храм Джоканг. В 1983 в браке у них родился сын. В возрасте двух с половиной лет маленький мальчик начал говорить людям, что он Кармапа. Случилось так, что хозяйка дома была дальней родственницей 16-го Кармапы, которая встречала его незадолго до того, как он бежал из Тибета в 1959. Однажды 16-й Кармапа сказал ей: "Ещё в этой жизни ты встретишь меня снова". Из-за особенного поведения мальчика она была убеждена, что он действительно Кармапа. В силу своей преданности, она позволила семье Кармапы находиться в своей квартире бесплатно. Однако Мипам Ринпоче ничего не говорил о своём сыне, надеясь, что он окажется реинкарнацией великого ньингмапинского мастера Каток Ситу Ринпоче."
В июне 2014 группа из 22 практикующих буддизма Алмазного Пути из Казахстана, России и Израиля, ведомые мной, отправились в Тибет с целью совершить обхождение вокруг священной горы Кайлас, для чего 2014 (Год Лошади) считается особо благоприятным. Однако разрешение на посещение собственно региона Кайласа в этот период времени нам получить не удалось, и вместо этого мы провели около двух недель путешествуя по Центральному Тибету, посещая значимые для последователей Карма Кагью в частности и буддистов вообще места, пещеры и монастыри.
В число обязательных объектов конечно входило и духовное сердце Лхасы — храм Джоканг, в котором находится прижизненная, как утверждают буддисты, статуя Будды Шакьямуни, привезённая сюда в VII веке китайской принцессой Вэньчэн. Считается, что эта статуя Будды (тиб. Джово) была сделана ещё при его жизни. Вся старая Лхаса фактически представляла собой в основном концентрическую структуру вокруг Джоканга.
Когда наша группа оказалась в Джоканге, нас осенила идея найти то место, где родился 17-й Кармапа Тхайе Дордже. Ведь, как известно, он родился где-то неподалёку от храма. С этим местом было связано множество циркулировавших в 90-е и 2000-е рассказов и слухов про то, как тот или иной лама (упоминался и Цечу Ринпоче и другие знаменитые ламы) тайно посещал этот дом, услышав про необычного мальчика, который может быть следующей реинкарнацией Кармапы.
Кроме вышеприведённого описания Шамарпы, мы также располагали не слишком обнадёживающими инструкциями от кхенпо Карма Чёчога, который поздней осенью 1993 г. он по поручению Шамара Ринпоче отправился инкогнито в Тибет с письмом о признании Кармапы, чтобы найти там семью и мальчика и по возможности вывезти их в Индию. Первую часть этого плана, правда со множеством приключений, Карма Чёчогу выполнить удалось — посетив бывший дом Мипама Ринпоче в Лхасе и не обнаружив там семью, он продолжил искать их по всему Тибету, пока не нашёл их вернувшимися на родину в Восточный Тибет. А от того, чтобы тайно вывезти семью Кармапы через Гималаи в Индию, пришлось на том этапе отказаться: уже наступала зима, и к тому же самого Мипама Ринпоче незадолго до этого парализовало, он был совсем нетранспортабелен... Тогда был задействован альтернативный план, согласно которому Педро Гомес, как он сам об этом часто рассказывает, вывез Кармапу из Китая через Гонконг, выдавая его за своего сына.
Карма Чёчог сообщил нам название бокового переулочка возле Баркора, где ранее располагался дом семьи Кармапы. Но предупредил, что, скорее всего, найти это здание не удастся: даже он сам, посетив Лхасу спустя 15 лет, более не смог его отыскать, т.к. этот дом уже к тому времени снесли и построили на этом месте что-то новое.
Начав спрашивать в районе этого переулка у старых людей, которые могли помнить, что происходило здесь в 1980-х, мы сначала терпели фиаско — нас хаотично отправляли по кругу к кому-то другому, и никто не мог сказать ничего определённого...
Случайно в нашем броуновском блуждании мы оказались в маленьком магазинчике — мастерской по рисованию тханок, где, наряду с молодыми тханкописцами, сидел старик на вид лет 60-70, который оказался сыном той самой женщины, когда-то пустившей к себе жить семью Кармапы! Старика звали Чёга, и он обещал показать нам имеющиеся у него фотографии тех времён, но, когда вся наша группа из 22 галдящих иностранцев, ввалилась в этот маленький магазинчик, он, испугавшись возможных последствий, послал нас сначала получать разрешение у местных властей... Власти, сидящие в увешанном красными знамёнами кабинете, сделали вид, что ничего не понимают, и на этом первый раунд наших поисков завершился...
На фото ниже: Вход в тот самый магазин тханок, где мы нашли Чёгу. Во внутреннем дворе этого же дома место, где родился 17-й Кармапа. И Чёга, обнаруженный нами в магазине с тханками.
Решение подсказал наш замечательный китайский гид, которого на русский манер звали Володьей (как в той известной латиноамериканской песне :))), не очень-то верящий в идеалы тибетского буддизма. Он предложил сходить к Чёге на следующий день без лишнего шума с ним вдвоём (Володья и Слава). Так мы и сделали. Когда мы, не без сложностей снова нашли старика через работников этой мастерской, он отвёл нас в свою квартиру, находящуюся в доме, построенном прямо на том же самом месте, где в 1983 родился 17-й Кармапа.
Чёга действительно приходился родственником 16-у Кармапе. На стене в его квартире, мы обнаружили и сфотографировали огромный портрет 16-го Кармапы, маленькую фотографию Шамара Ринпоче, а также, коллаж со старыми фотографиями, где он, ещё молодой сидит рядом с Мипамом Ринпоче, и, наконец, держит на руках маленького Кармапу Тхайе Дордже!
Нашей радости не было пределов! Ведь нам удалось найти то самое легендарное место, с которым было связано столько историй, и которое, казалось, найти было почти невозможно...
Далее по нашей программе мы посетили другие наиважнейшие для Карма Кагью святыни — такие как монастырь Цурпху — главную резиденцию Кармап в Тибете, монастырь Янгпачен — бывшую главную резиденцию Шамарп, город Шигадзе, где в 1642 году правители Тибета из династии Цангпа (ученики и покровители Шамарп и Кармап) в своём замке потерпели окончательное поражение от призванных 5-м Далай-Ламой монголов Гуши-хана...
Ниже на фото: Наша группа пьёт воду из священного озера Намцо, где медитировал 3-й Кармапа