78 материалов по 20 объектам, 2 058 фотографий
- GPS
- Китай,
Лхаса.Старейший монастырь Джокханг и мини кора святости.Ч59
Этот совет является частью дневника «МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ…»
Вход в монастырь стоит 85 юаней, и мы не жалея расстаемся с ними, войдя в Джокханг в 16.30, за полтора часа до его закрытия.
Храм являет собой массивное здание из трех этажей и открытую террасу на четвертом. Его общая площадь 25 100 кв.м., он весь полон часовен, молитвенных келий и обладает самой почитаемой статуей в тибетском буддизме – той самой статуей Шакьямуни (Jowo Sakyamuni), благодаря чему храм имеет название Дом Jowo, или Дом Будды, Джокханг), которую привезла с собой одна из жен правителя Сонгцэн Гампо (принцесса Бхрикути, которая была родом из Непала).
.
Володя сообщает нам, что фигура Джово Ринпоче была изготовлена в Индии, а затем со временем была подарена Китаю, а теперь хранится в храме как самый священный объект Тибета. По этой ли причине или другой, но в ноябре 2000 года монастырь Джокханг был официально внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Наш Володя говорит очень быстро, и у нас никак не складывалась общая картинка истории возникновения этого монастыря, поэтому пришлось обратиться к интернету. Оказалось, что события, связанные со строительством монастыря, происходили во времена Династия Тан (618 — 907), которая характеризовалась экономическим процветанием и большим прогрессом в политике. В это время Китай считался культурным и политическим центром мира. Царь Сонгцэн Гампо (617 – 650, 33-й царь Тибета) был лидером королевства Тубо (или Тибета). Он активно продвигал буддизм в этом регионе, и во время его правления Тибет достиг большого прогресса в социальных сферах и впервые осуществил тесные контакты с соседними государствами. Чтобы способствовать дружеским отношениям с ними, он последовательно женился на принцессе Бхрикути Непальской и принцессе Вэнь Чэн из династии Тан. Когда в 641 году две жены прибыли в Лхасу, каждая принесла с собой статую Джово Шакьямуни. В это время большинство людей жили в палатках, и дворцов было мало. Чтобы разместить статую Будды, привезенную китайской принцессой Вэнь Чэн, король Сонгцэн Гампо построил Малый Джокханг (Рамоче). Завидуя ей, принцесса Бхрикути Непальская попросила Гампо построить Джокханг и для нее. Поэтому в 647 году был построен гигантский комплекс, который разместился на месте бывшего озера. Согласно легенде, это место было выбрано после многочисленных неудачных попыток построить храм в регионе. До этого каждый раз, когда монастырь был почти готов, он разрушался. Смущенная этим явлением, принцесса Бхрикути обратилась за помощью к Вэнь Чэн. Будучи ученой женщиной, Вэнь Чэн сказала принцессе, что пятно застройки было не просто частью ландшафта, а телом демоницы с озером вместо сердца. Поэтому, чтобы она не проснулась и не начала вредить людям, царь приказал пригвоздить и обезвредить ее, осушив для этого озеро Вотанг и построив храм. Для большей безопасности вокруг следовало воздвигнуть ступы и монастыри.
Чтобы построить монастырь, Вэнь Чэн посоветовал для засыпки озера использовать 1000 коз, чтобы принести почву с гор. Когда строительные работы были завершены, то монастырю дали имя Ra-Sa-Vphrul-Snang («ра» означает коза, а «са»- земля на тибетском языке), чтобы почтить память этих коз.
Независимо от того, верна легенда или нет, храм Джокханг стал оплотом буддизма на этой земле, став неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Город Ра-Са вырос вокруг храма и со временем стал известен как Лхаса, святая земля.
Священный образ Jowo Шакьямуни высотой в 1,5 метра, изготовлен из благородных металлов и украшен сверкающими драгоценностями. Статуя размещена на 1-м этаже. Это самая почитаемая статуя в тибетском буддизме, изображающая в натуральную величину Будду в возрасте 12 лет.
И тут нужно пояснить, что статуя Шакьямуни ценна не только из-за золота и драгоценностей, это редкое сокровище. Оказывается, при жизни Шакьямуни категорически не соглашался с идеей «личного поклонения» и не позволял создавать своего подобия в любом виде. Только три статуи, спроектированные им самим, были разрешены при его жизни. Первая — это подобие его в возрасте восьми лет; вторая показывает его в возрасте двенадцати лет, когда он еще был принцем Индии; и третья изображает его во взрослом состоянии.
«Почти двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого поддерживают резные столбики, увитые телами драконов. Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашу нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове — тяжелый венец из кованого золота, обильно украшенный драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными чётками.
Перед статуей, на нескольких ступенях, стоит множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди побогаче – деньги, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Монахи, меняющие заполненные чаши на пустые, позволяют особо щедрым посетителям подняться по ступеням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшинчиков, стоящих рядом со статуей».
Внутри храма еще есть статуи и самого императора и его двух жен – китайской и непальской. Вот только о тибетской ни слова, а ведь именно она наследника родила.
Мы ходим по лабиринтам часовен, хранящих фигурки различных богов и бодхисатв, и незаметно погружаемся в атмосферу религиозной ауры, которая свойственна этой древней таинственной стране.
Взбираемся вверх по узким почти вертикальным лесенкам и вздыхаем от увиденной красоты. И не только, так как здешний разряженный воздух превращает любой подъем в тяжкий труд, сбивается дыхание и не знаешь, как его стабилизировать.
Здесь крышу, также как и в Потале, венчают золотые ступы с колокольчиками (серто), позолоченные остроконечные башни, архитектурный элемент, свойственный буддийским зданиям. Эта деталь – не простое украшение, а огромный оберег, призванный сохранять и преумножать позитивную энергию места, которая доступна не только буддистам, но и адептам других религий.
Но главным украшением, расположенным над главным входом в монастырь, является Колесо Дхармы (чакра), окруженное двумя оленями. Это колесо означает единство всего сущего и символизирует самого Шакьямуни.
Это очень видовое и узнаваемое место, потому что через Колесо можно снять и саму Поталу. Кстати, и здесь мы поймали в кадр флаг рядом с мифическими гарудами, драконами, фигурками Будд и колесом Дхармы.
Оторваться невозможно, и мы делаем массу фото с позолоченными оленями, внимающими первой проповеди Будды, — они особенно хороши на фоне неба с облаками. Отсюда, с балкона, видны верующие (буддийские паломники), которые заняты очень важным делом. В нашем понимании это поклоны, на самом же деле это одна из форм буддийских практик – простирания, и это слово полностью отражает ее суть. Сверху отлично видно этих простирающихся паломников, молящихся возле положенных на землю ковриков. О чем они молятся, что просят?...
.
.
Сверху же видим и каменную стелу, к которой подойдем позже. А также высокий шест, обмотанный разноцветными молельными флажками. Виды на площадь с задником гор и величественным дворцом Потала – восхитительные! И мы, как и масса других туристов, делаем незабываемые для себя фото, то приближая, то отдаляя картинку.
.
.
На крыше народу немного, и нам удается сделать не только видовые кадры, но запечатлеть и себя любимого по очереди. Особенно умилило сочетание золотых ступ и красного коммунистического флага, этакое сочетание духовного и житейского.
.
Позолоченные ступы и другие украшения монастыря нестерпимо блестят на солнце, тихо позванивают колокольчики, а за нами неусыпно следят глаза мифического чудовища!
.
.
Володя скупо комментирует, что монастырь пережил разрушения во время монгольского вторжения. Конечно, сложно было ожидать от Володи рассказа об аналогичных (если не хуже!) действиях и во время оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Лично нам неудивительно было узнать позже, что во время китайской культурной революции часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.
.
Постояв и походив достаточное время на самой верхней точке монастыря, мы спускаемся на второй этаж. Этаж интересен тем, что здесь есть внутренняя галерея и отсюда открывается вид в другую сторону, на здания с восхитительной позолоченной черепицей и украшениями в виде оленей, молитвенных колес, мифических животных и птиц. Здесь все делают фото, не становимся исключением и мы.
.
.
.
.
Случайно в кадр попадает монах, и когда мы пытаемся принести свои извинения, он добродушно разрешает сфотографировать его.
.
.
Под карнизами кровли внутренней галереи можно видеть выстроенные в ряд резные фигурки животных, а также 108 фигур сфинксов с туловищем льва и открытой пастью с устрашающей челюстью из ряда белоснежных зубов.
.
.
.
.
.
.
.
Скорее всего, каждое изображение имеет какой-то сакральный смысл, но нам-несмышленышам дана возможность только рассматривать детализацию этих произведений искусства и восхищаться блистательными красками в росписях балок и стяжек.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Под оленями с колесом Дхармы расположен ряд изображения из буддийского пантеона, глядя на которые на ум приходят наши христианские святые, традиционно изображаемые на иконах.
.
.
.
За неимением времени мы трижды обходим балкон второго этажа внутри храма, совершая малую кору – Nangkhor, пытаясь проникнуть в мощное поле святости этих мест.
.
Здесь же на втором этаже размещена храмовая лавка, в которой мы покупаем освещенные витые «плетенки», символизирующие счастье, благополучие, долголетие.
.
.
.
Храм уже закрывается (около 18.00), нас не торопят, но дают понять, что наше время истекло, и мы вливаемся в человеческое море на площади, выйдя из ворот. Далее наши пути расходятся, девочки идут в ресторан Tibet Steak House, чтобы вкусить местной кухни, а мы бродим по местному рынку, приглядываясь к сувенирам.
.
Стоя на площади Баркхор, можно осмотреть весь комплекс, куда можно попасть через центральный вход местным жителям или сбоку, как мы, туристам.
.
.
Вокруг монастыря кружится бесконечный людской хоровод, а мы ищем глазами все четыре гигантских столба Tarchen, украшенных молитвенными флагами, расположенные в четырех углах площади Баркхор, о которых нам еще сверху говорил Володя. Это Гаден Тарчен на северо-востоке, Жиньяк Тарчен на западе, Келсанг Тарчен на юго-западе и Шаркьяринг Тарчен на юго–востоке.
.
.
Из центра площади также хорошо виден ряд обетных лампад-фонарей, мерцающий свет которых вечером указывают путь, ведущий в главный зал монастыря. А уж он, будучи возрастом более 1 300 лет, является самой старой святыней комплекса.
Почти перед входом, даже заслоняя его, растет ива, уникальная достопримечательность монастыря Джокханг. Монахи уверены, что дереву много-много лет, и оно было посажено здесь самой царицей.
Рядом установлена каменная стела высотой 5,6 метра, на которой в 823 году были высечены условия союза между Китаем и Тибетской империей.
«Верх стелы представляет собой миниатюрную крышу, какими покрывали дворцовые постройки, на верхнем коньке украшение в виде жемчужины на лотосовом ложе.
Сама стела имеет форму четырехугольного параллелепипеда, сужающегося кверху, и обладающего размерами с лицевой стороны 1,2 метра, высотой только стелы с венцом 3,8 метров. Цоколь выполнен в виде исполинской черепахи.
Текст на стеле на тибетском и ханьском языках подробно излагает эпизод заключения соглашения о союзе между танским императором Муцзуном и туфаньским правителем Чицзу Дзэданом».
Джокханг считается святым местом, и, как я уже упоминала, паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути (кора). При этом все верят, что совершившие кору освобождаются от отрицательной кармы и за один раз избавляются от всех грехов. Два огромных пузатых конуса перед главным входом – это гигантские курительницы, а дым от можжевеловых воскурений, обозначающих кровь Будды, витиеватыми струйками поднимаются в небо.
Как я уже писала, по периметру площади расположены разнообразные магазины и торговые ряды, при этом бойко идущая торговля отнюдь не уменьшает святости места.
Завтра мы временно покидаем Лхасу, и первым городом станет Шигацзе, где нам кроме знакомства с местными красотами, предстоит сделать отметку о посещении Тибета — Живописная дорога в бывшую столицу Тибета. Ч.60
Продолжение следует...
- Адрес:
Jokhang, Lhasa, Tibet, China
near No. 28 Bakuo West Street, Chengguan District, Lhasa
Дешёвый ✈️ по направлению Лхаса
- 19 июл 2021, 20:53удалитьОчень рада, что смогла передать ощущения
- 23 июл 2021, 21:44удалитьРада, что вам понравилось и вы его именно так ощутили.
- 1 авг 2021, 19:56удалитьТатьяна, в таком непростом деле как рассказ о буддистском монастыре, а этот один из самых знаменитых в мире, главное не только показать но рассказать. Вам это отлично удалось сделать, мне к примеру, как человеку, только что поездившему по дацанам Забайкалья (Агинско-Бурятский округ) стало многое что суть более понятнее — а символика она везде пересекается.
И правильно насчет Будды, никто из великих к величию не стремился, но люди создают культ и непременно после смерти из возводят к величию - 1 авг 2021, 21:33удалитьНа просторах Турбины главный специалист по буддизму — это Алмазов. Тут спору нет, но это накладывает на тебя очень большую ответственность балансировать на грани интересного рассказа, но не перегруженного трудными названиями и понятиями, а главное повторами.
Поездив по зарубежным буддийским странам, в памяти многое остается визуально, а вот сама история буддизма и его пантеон богов, каждый раз вымывается.
Интересное дело, чужая религия не становится тебе чуждой, ты видишь в ней аналогичные постулаты и всемирные ценности, и это помогает ощущать, что все мы в мире одинаковы, какой бы цвета ни была кожа, или религия, или политический строй.
Из наших российских дацанов пока удалось посетить только свой петербургский, а рассказы о вашем путешествии читала с интересом.
Повторюсь, мне всегда интересны все места, о которых пишут турбиновцы, даже если я ехать туда не планирую.
Спасибо за отклик, это всегда информативно и полезно - 5 авг 2021, 13:08удалитьРада, что понравилось. Небо, горы, неистребимая вера людей — все вместе это составляющие интересного тура