В старой Японии, в её феодальном прошлом, каждый город рос вокруг своего замка. Потом, во время реставрации Мэйдзи, почти все замки сожгли, разобрали, сломали сами японцы. Те, что не успели сгореть во время реставрации - дожгла Вторая мировая война. Осталось немного, и, как почти всё хорошее в нашем мире, оставшиеся замки тоже остались только по ошибке. Самый знаменитый, самый красивый замок Японии Химэдзи сейчас есть потому, что находится в такой глухой деревне, что про него просто забыли. Химэдзи даже никогда не воевал, не с кем было.
История любит ходить кругами. Во время реставрации Мэйдзи замки разрушали, перед войной на волне японского национализма строили заново. Сейчас новый подъём, и ко многим, многим замкам подъезжают краны и бетономешалки - строить заново. Строится новый дворец в Кумамото, строится новый дворец и в замке Нагоя. Всё меньше и меньше остается табличек на старых стенах "здесь был замок, теперь его нет", как, например, в Сэндае.
В таких случаях строят замок, а получается Храм Христа Спасителя, бетонный макет-переросток. Раньше замки строили так: лорд давал всем вассалам задание - принести по камню. Камни - большая ценность. На многих выбиты гербы тех самураев, которые их тащили. В Кумамото замок начался с камня, отданного совсем бедной старушкой, у которой этот камень был единственным. Огромные камни отдавались большими властителями, иногда и при личном участии. На каменный фундамент уже приходили плотники и собирали собственно сам замок. Не краны и бетономешалки, как теперь. Снаружи получается как настоящий замок, внутри - сплошное разочарование. В замке в Осаке внутри установили лифт, в Нагое - снова лифт, в Окаяме - ещё оригинальнее - эскалаторы, как в супермаркете. Я пока был не во всех замках Японии, но большая часть из них внутри - вот такое грустное зрелище. Замок Нагоя, к сожалению, не исключение.
Зато замок Нагоя отличается от всех остальных не только зелёной крышей и золотыми карпами, которых с него постоянно воровали. Он отличается ещё и уникальной важностью в истории. В феодальные времена Япония была не единой страной, а более чем двумя сотнями вечно воющих королевств. Три великих человека называются «объединителями Японии», три великих воина и властителя, ставившие себе целью захватить всю Японию, как Александр Македонский захватывал весь мир, и все три эти человека были родом из одной и той же префектуры Аити. Ода Нобунага, родившийся прямо в том месте, где сейчас стоит замок Нагоя, был первым из них. Два других - Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Так что Аити есть, чем гордиться, и помимо World Expo 2005.
Ода Нобунага в 15 лет стал наследным владельцем крошечного замка одного из самых маленьких и бедных из этих 260 королевств, которое располагалось на земле современной Нагои. Даже проходящие странники открыто называли его «бака доно» - властитель-дурак, и Ода Нобунага был не против такого имени. Оно позволило ему выжить и скопить силы, пока все правители других кланов считали ниже своего достоинства обращать внимания на бедного дурака.
Первую битву Ода Нобунага выиграл в 1560-ом году. Клан Имагава пришел с армией в 25 тысяч воинов, против 3 тысяч. Перед битвой Ода пришел в храм со своими воинами и молился за победу. После молитвы он встал перед своими солдатами и сказал:
- Я подкину монетку, и пусть, если Будда со мной, она упадёт решкой!
В тишине упала монета, и все воины увидели решку, и пошли в бой, веря в помощь Будды. Ода победил, и на обратном пути Хаяси Садо сказал:
- Волей богов мы выиграем эту войну, несмотря ни на что, и боги показали нам это монетой сегодня с утра!
- Какие боги? - спросил Ода и вынул монету, на которой с обоих сторон была решка.
А в 1571-ом Ода сжег до основания самый большой буддийский храм того времени на горе Хиэй – сжёг всех: монахов, женщин, детей и скот.
Только не подумайте, что буддийские монахи в те времена только молились о мире во всем мире и напоминали Далай Ламу. Монахи пили сакэ, содержали проституток, растили детей, а, кроме того, не платили налогов и тренировались как воины, выступавшие на стороне того, кто платил больше, убивая не менее жестоко, чем воины Оды. Без победы над монахами завоевание Японии не было бы возможным.
А замок Нагоя сгорел во время Второй мировой, как спичка. К счастью, картины и предметы из замка успели заранее вынести, и они сохранились. Укоризненно смотрит с древней панели пушистыми мордами замечательная семья: удивительный золотой тигр, весь, как и положено, в полосках, и самка его - пантера, в круглых черных пятнах. В те времена ни одного японца, уверенного в том, как живут тигры, не было, поэтому произошла ошибка - думали, что пантера в природе самка тигра. Только вот про детей художник явно не был уверен. Маленький тигро-пантерёнок получился не с полосками и не с кружками, а с квадратиками на шерсти.
Из замкового рва тоже укоризненно смотрят морды – но нет, не крокодилов. Крокодилов в Японии водится не больше, чем тигров. А как же тогда ров охранять? Наполнять водой без крокодилов абсолютно глупо, а то может ещё плавающие самураи придут, им так только легче будет. Большая пустая яма с вертикальными стенами в этом отношении уже надежнее. И ещё круче, если в ней живут дикие рогатые животные:
Вот такой вот город Нагоя: всюду дымят заводы Тойоты – компании, сравнимой по значимости для Японии с нашим Газпромом; ездят с работы и на работу унылые рабочие; стоит рядом с памятником двум собачкам, забытым японской экспедицией на южном полюсе зимой и найденным живыми и здоровыми на следующий год, старый антарктический корабль; украсились снегом ряды одинаковых трех- и пяти-этажек, а изо рва у бетонного замка тянут головы вверх живые олени.
Декабрь 2005