Лиссабон — город разномастный, он мавританский и современный, местами обшарпанный, но и сверкающий одновременно. Лиссабон — город разноцветный...
Однако, невообразимой смесью или хаосом я бы его не назвала, определенная система внутри Лиссабона прослеживается, и очень четко. Так, например, если, глядя под ноги, обнаруживаем кальсаду, значит, подняв голову, увидим вокруг элегантность — прекрасный бульвар, либо просторную площадь, дома 18-го века, скульптуры и фонтаны...
Что такое кальсада? Это — тротуар, португальская мостовая! Особенная, тщательно вымощенная вручную черными и белыми булыжниками, из мраморизованного известняка и черного базальта. Ее бы правильно назвать мозаикой, столь неповторимы и разнообразны покрывающие огромные площади орнаменты. Проверим это вместе? Тогда давайте начнем прогулку с площади у вокзала Кайш-ду-Содре, где кальсада расстелена круглым "половичком" у ног монумента
Отсюда улица Арсенал приведёт нас на площадь Praca Municipio — тихое и, как правило, немноголюдное место в районе Байша. Здесь находится красивое, неоклассическое здание мэрии, построенное в 1865 -1880 годах, которое считается одним из элегантнейших в Лиссабоне. Центральный фронтон с рельефными скульптурами поддерживается большими коринфскими колоннами, что придает строению нечто древнегреческое.
Но кроме архитектурного изящества, мэрия обладает исторической ценностью, ведь именно с ее балкона 5 октября 1910 года, была провозглашена республика. Это был день завершения португальской монархии.
В центре площади, как символ правосудия, установлен Pelourinho — позорный столб. Привязанных к таким столбам осужденных обычно подвергали публичной порке, но этот столб, построенный в 18 веке, явно не предназначен для таковой цели. О том, что столб — именно символ, свидетельствует его несколько легкомысленный дизайн, состоящий из трех скрученных рифленых колонн, увенчанных глобусом.
Еще один современный штрих к черно-белому дизайну площади Муниципио — ярко красные инсталляции, на мой взгляд, делающие общий вид особенно нарядным.
Пять минут неспешным шагом, и вот мы уже на площади Коммерции, огромной и дворцовой. Кстати, это ее второе название — Дворцовая. Это место в моем понимании, как торжественные ворота от реки Тежу в центр города, и наличие высоченной Триумфальной арки особенно усиливает это впечатление. Открытое пространство и вид на реку добавляют месту мощь и размах. Но особенно площадь Коммерции полюбилась мне дизайном кафешек, расположенных в галереях по периметру.
От Триумфальной Арки уходит на север улица Аугушта (Rua Augusta) — основная пешеходная торговая улица Лиссабона, туристическая артерия Байши.
Изобилие орнаментов кальсады здесь просто поразительное, но смотреть все время себе под ноги ни в коем случае нельзя! Ведь тогда можно пропустить много интересного: фасады домов в стиле помбалино, кафе, кондитерские, модные, обувные и ювелирные магазины. И, главное — подъемник Санта Жушта. Первая мысль, естественно о том, что элеватор — забавный туристический аттракцион со смотровой площадкой наверху. Следующая ассоциация — с Эйфелевой башней в Париже.
Но эти мысли вовсе не верны. Санта Жушта построена в 1902 году, как обыкновенный городской лифт: на нем можно подняться из нижнего района Байша в верхний — Байрру-Альту, преодолев перепад высот в 32 метра между "этажами" Лиссабона. На столетний юбилей, в 2002 году, Элевадор-ди-Санта-Жушта признали памятником национального значения.
Если же мы не будем подниматься в Байрру-Альту, а продолжим путь по улице Аугушта, то выберемся к самой красивой, на мой взгляд, площади города.
Площадь Роси́у (порт. Praça Rossio), — само название звучит, как весна, как роса. Брызги фонтанов и сиреневые грозди джакаранды... Почти нигде не употребляется ее официальное название Площадь Педру IV, лиссабонцы его так и не приняли. О короле Педру напоминает только памятник в центре площади.
Я так и не привыкла к красоте Росиу, каждый раз восхищаясь ею заново, даже в пасмурные дни! Сердце снова замирает, под ногами действительно колышутся волны кальсады — такой вот зрительный эффект. А эти великолепные фонтаны, заказанные во Франции, как они напоминают своих "собратьев" на площади Конкорд!
Но историческая составляющая вовсе не так прекрасна, как внешний вид. Будучи одной из главных площадей города уже в XIII—XIV веках, Росиу видела казни и аутодафе. Именно здесь, во дворце Эстауш, заседала португальская Инквизиция. Этот дворец, кстати, выстоял даже во время великого землетрясения, тогда как остальные особняки, окружавшие площадь, были разрушены.
Еще одно важное здание, возле которого стоит задержаться — построенный в 1887 году вокзал Росиу. Красивый фасад в стиле нео-мануэлино с двумя входами, в виде подков, скрывает за собой одно из крупнейших инженерных сооружений XIX века в Португалии. Для того, чтобы железнодорожные пути, пролегающие в направлении вокзала по центру города, не мешали движению транспорта, их вывели через специально построенный 3-километровый тоннель Росиу.
Рядом с вокзалом расположена историческая площадь -Рестаурадо́риш ( Praça dos Restauradores) по-русски означает "площадь Восстановления", имеется ввиду восстановление независимости Португалии в 17 веке после 60 лет владычества Испании. В центре площади установлен обелиск в память о героях всех войн за независимость того периода.
Здесь снова "ковер" с орнаментом кальсады, а вокруг — пышность и нарядность зданий и скульптур! Кроме фасада вокзала Росиу, на площади привлекает великолепием розовый дворец Фож, построенный на стыке XVIII и XIX веков.
Ровно с этого места начинаются "Елисейские поля" Лиссабона — утопающий в зелени проспект Свободы (Avenida da Liberdade). Элегантная улица, длиной более километра, уходит строго на север. Она появилась в конце 19-но века, и на ней сразу начали селиться обеспеченные жители и строиться элитные дома. Вдоль улицы расположились респектабельные особняки, гостиницы, рестораны, магазины и бутики. Автомобильное движение здесь довольно активное, но вся серединная часть проспекта отдана под пешеходную зону. Здесь много небольших площадей с памятниками и монументами, а главное, конечно, кальсада. Более километра прекрасной мозаики, узоры которой практически не повторяются.
Проспект Либердада заканчивается огромной круглой площадью Маркиза Помбала, посреди которой установлена высокая колонна с его монументом. Маркиз держит за гриву льва — символ королевской власти, а вокруг в медальонах помещены барельефы его соратников.
Значение личности этого человека для Португалии историки сравнивают со значением личности Петра I в России. Будучи Премьер-Министром во время правления короля Жузе I , Помбал пользовался почти неограниченной властью, провел множество экономических и социальных реформ, преобразовал армию и флот, реорганизовал Университет Коимбры.
Главное же, что узнает о Маркизе любой, из прибывающих в Лиссабон, это успехи Помбала в ликвидации последствий страшного землетрясения 1755 года, практически уничтожившего город. Маркиз изрек тогда свою знаменитую фразу: "Что же теперь? Мы похороним мертвецов и накормим живых!" — и немедленно приступил к руководству работами по реконструкции. У Помбала отлично получилось возродить город из руин, именно этот, "его" красивый и элегантный Лиссабон мы только что увидели, следуя за нитью причудливых узоров кальсады под ногами.