У монастыря Жеронимуш (порт. Mosteiro dos Jerónimos) хватает статусов, чтобы с гордостью называться в Португалии самым-самым. Он и образец готической архитектуры страны, и выдающийся памятник в стиле мануэлино, и лучшее проявление португальского искусства, и объект Всемирного наследия, и одно из семи чудес Португалии, «жемчужина» португальской столицы и визитная карточка Лиссабона. Кроме того, Жеронимуш называют самой посещаемой достопримечательностью города. Немало для одного сооружения? Но из песни, как говорится, слов не выкинешь, что есть, то есть. С него-то мы и начали знакомство с Лиссабоном.
А точнее с церкви монастыря. Церковь Святой Марии Вифлеемской считается центральной и самой красивой частью монастыря, к которому относятся приделы, часовни и бывшие монашеские кельи, но знаменит он больше своими искусно украшенными порталами. Вход в церковь – он же вход в монастырь, через нее можно попасть в обитель.
Вход на территорию монастыря платный, в церковь — свободный, поэтому и очереди там нескончаемые.
Жеронимуш приковывает к себе взгляды уже одним внешним видом. Только фасад масштабного сооружения около 300 м в длину. И «лицом» обращен к реке Тежу, стремящейся соединиться с океаном, как и несколько веков назад. Он светлый и праздничный, изящно-ажурный, с элементами каменного кружева. Убедиться в золотистости стен из-за туч, нависший над Лиссабоном, не повезло, но если верить гиду на слово, в погожий день оттенок известняковых стен напоминает цвет песчаной отмели.
И как заслуженный шедевр-ветеран Жеронимуш вправе рассчитывать на добрые слова от благодарных потомков и яркие впечатления, которые будет хранить память.
Строение это в предместье Белен (знаменитая Башня Белен (Belem) и Монумент Первооткрывателям напротив через парк) находится на юго-западе Лиссабона. Надо сказать, район этот хоть и старинный (он был свидетелем Золотого века Португалии), но на исторический центр в «старом городе», какие бывают в каждой столице, не тянет. Он больше похож на современный культурный центр с музеями, широкими дорогами и площадями вокруг. Назван район в честь Св.Марии Вифлеемской (Igreja de Santa Maria de Belém).
В прошлом тихая и мирная окраина не была густо заселена. Моряки, покидая родные пенаты, отплывали из порта Рештелу (Restelo) к берегам Африки. Когда здесь появилась 1-ая молельня точно неизвестно, а часовню Санта Мария де Белем монашеского ордена Христа построили на ее месте в середине XV века по приказу принца Энрике (теперь Генрих Мореплаватель у главного входа). Рыцари ордена, они же монахи-миссионеры, отслужив молебен в часовне за успешное плавание, вместе с моряками отправлялись к новым землям.
Волею судьбы в этой же часовне морской офицер Васко да Гама со своей командой бесстрашных мореходов накануне путешествия к берегам Индии провел ночь в молитвах, после чего 08.07.1497 армада кораблей под белыми парусами с красным крестом покинула Лиссабон и вышла навстречу неумолимой стихии.
В необходимости экспедиции, собственно говоря, и убеждать-то сильных мира сего в поте лица не пришлось, король просто назначил Васко да Гама «открывателем морского пути в Индию», а команду снабдил всем необходимым.
Удача улыбнулась Португалии, и феноменальный успех мероприятия превзошел все ожидания. Хотя вернулись не все, в августе (сентябре) 1499 года остатки армады (2 судна с командой в 55 человек) пришвартовались в порту Лиссабона. Восторженный король пожаловал герою-первопроходцу солидную пенсию в 1000 крузаду и почетный титул дона (только перед 2-ым плаванием он удостоился титула «Адмирала Индийского океана» со всеми привилегиями, а в 1519 году стал графом Видигейра и получил в собственность земельный надел).
Здесь-то в защищенной от ветров бухте благочестивый король Мануэл I и пожелал воздвигнуть как памятник-монумент монастырь, испросив загодя высочайшего благословения у святейшего Престола на его постройку, где бы монахи денно и нощно молились за отважных мореплавателей. Получив одобрение Папы и в благодарность Деве Марии за удачный исход экспедиции, 06.01.1502 (или 1501 года, тут авторы источников не договорились), первый камень в будущий монастырь был заложен.
Строительство велось на средства от продажи баснословно дорогих специй. Привезенные сокровища обогатили Португалию. Выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз превысила затраты на организацию похода. Теперь путь в Индию, ставший козырем в руках короля, мог стать гарантией притока средств в казну государства.
И на великой цели не экономили. Почти целый век длилось строительство храма, за время которого он пережил 4-х архитекторов.
Начинал Диогу де Бойтака, которому принадлежит общий замысел и определение контуров сооружения. С приобретением земли в 1513 году король повелел расширить территорию будущей обители. Вскоре архитектор приказал долго жить, и 2-ой контракт в 1517 году был заключен с Жуау де Каштильу. Работы активизировались, под его руководством были выполнены Зал капитулов, где обсуждались дела земные (там покоится 1-й мэр Белема, историк и писатель Алешандру Эркулану), крытая галерея клуатра, трапезная с отделкой плиткой азулежу, ризница, часовни. Сетчатый свод церкви, выдержавший впоследствии землетрясение,
и великолепно оформленный южный портал 32 м высотой — тоже дело его рук
(он почти всегда закрыт, а вход в церковь через арку левее).
В центре Богоматерь с Младенцем, держащая в руках вазу с дарами волхвов. Фигуры пророков, апостолов и святых отцов по обеим сторонам от неё. Колонну между дверьми венчает Генрих Мореплаватель (с которого практически все и началось) с мечом и со львами у ног. Поле фронтона со скульптурами (тимпан) украшено сценами из жизни блаженного Иеронима, над всем этим герб Португалии. Статуя Михаила архангела с крестом ордена Христа венчает весь ансамбль.
Над главным церковным порталом (там расположены кассы)
трудился Николя Шантарен (он же украшал и западный портал), внесший в архитектуру элементы ренессанса. Сцены из жития Христова над входом, по сторонам скульптуры Мануэла I со Св.Иеронимом и его 2-ой жены королевы Марии Арагонской со своим покровителем — Иоаном Крестителем.
В 1521 король умер, и работы приостановили, возобновив их лишь почти 2 десятилетия спустя (1540-1551). Центральный алтарь, хор в церкви и кельи для монахов по периметру внутреннего двора были поручены Диогу де Торралва.
Пока шло строительство, Португалия на какое-то время была завоевана Испанией, но даже сильной Испании вести сразу 2 большие стройки было затруднительно. После временного затишья заканчивать возведение монастыря и заниматься его внутренним убранством доверили Жерониму де Руау, который в пространство между нефом и алтарем внес элементы маньеризма, оригинально увязав воздух и свет с декоративными деталями,
и, добавив скульптурных изваяний, придал привлекательности фасаду здания.
С 1580 года трудности с финансированием проекта вновь прервали строительство храма. Только в 1604 году основные работы худо-бедно были завершены, но отделка продолжалась.
Удивительно то, что землетрясение 1755 года, разрушившее почти до основания Лиссабон, повредило сооружение, не нанеся монастырю серьезных «увечий». Остроконечные башенки на фасаде здания и купол над колокольней, заменивший рухнувший шатер, возвели лишь во 2-ой половине XIX века.
Стиль мануэлино, представляющий собой синтез пламенеющей готики, ренессанса и мавританского стиля – уникальное изобретение португальцев, названного в честь короля Мануэла I, и аспекты, заложенные в XVI веке, в основном сохранены. Но так сложилось, что внешний облик строения менялся на протяжении столетий. Реконструкция XIX века внесла в оформление фасада черты неомануэлино, и, наконец, в начале прошлого столетия работы были закончены, после чего Жеронимуш приобрел свой актуальный вид.
В 1907 году монастырь коллегией патриотов города удостоился статуса национального достояния.
С 1983 года монастырь Жеронимуш и Башня Белен – достояние человечества и находятся под охраной ЮНЕСКО.
Когда-то монахи избрали самое красивое место в монастыре для чтения, самопознания и дум о вечном. А несколько веков спустя, в 1986 году здесь же во внутреннем дворике с крытой галереей, искусно украшенной аркадами и садом с фонтаном, признанным искусствоведами шедевром мануэлино (правда, украшение это скрыто от глаз большей части туристов), было подписано соглашение о вступлении Португалии в Евросоюз.
2007 год стал богатым на события, связанные с монастырем. В июле 2007 был оглашен список «Семи чудес Португалии», в который выбором жителей страны вошел и Жеронимуш. В октябре наш российский президент посетил это уникальное чудо архитектуры, а 13 декабря того же года в стенах монастыря проходил саммит лидеров стран-членов ЕС и был подписан Лиссабонский договор.
Когда строилось здание, берег реки Тежу близко подходила к его территории, и сада тогда еще не было (Тайм-аут в саду на площади Империи). А башня Белен вообще стояла на середине реки. После землетрясения река разлилась и нанесла много песка, благодаря чему башня оказалась на берегу, а монастырь от кромки воды отделили несколько сот метров.
По окончании строительства он был передан ордену святого Иеронима (Ordem de São Jerónimo), название монастыря Жеронимуш как раз отсюда. Монахам-иеронимитам надлежало неустанно молиться за упокой души почившего короля и во здравие его последователей, за моряков и мореплавателей, отбывающих на поиски новых миров, за их удачу во славу Португалии. Как выражение благодарности Деве Марии у монастыря иеронимитов есть и другое название – монастырь Санта Мария де Белем.
В Португалии, как известно, большинство монументальных культовых сооружений строилось в честь знаменательных событий, изменивших ход истории, и как хвала Небесам. И монастырь Жеронимуш стал грандиозным памятником Эпохи великих географических открытий и красноречивым свидетельством процветания страны, а кроме того местом упокоения особ королевской крови и выдающихся португальцев. Здесь в алтарной капелле в открытых аркадах меж боковых колонн гробницы королей и королев Мануэла I Счастливого, при котором Португалия достигла расцвета, и Марии Арагонской, Жуана III и Екатерины Австрийской (Донны Катарины). Мраморные слоны поддерживают монаршие надгробия.
Саркофаг короля Себастьяна I, прозванного Желанным, тоже здесь, но он пустой, так как в сражении в 1578 году в Марокко молодой король погиб (хотя тело его не нашли) и в Отчизну не вернулся.
Недалеко от входа спит вечным сном великий мореплаватель Васко де Гама, открывший Португалии и миру морской путь, соединивший Европу и Индию. Губернатор Португальской Индии, назначенный Жуаном III вице-королем Индии, установить там порядки не успел. В 3-ем индийском походе он заболел малярией и умер в Коччи 24.12.1524. Лишь в 1880 году его тело со всеми почестями было возвращено на родину и перезахоронено в монастыре Жеронимуш.
Есть в церкви гробницы поэтов Луиса де Камоэнса, автора прославленной «Луизиады» (где похоронен поэт точно неизвестно) и Fernando Pessoa, почти единственного поэта-философа XIX века в Португалии Alessandro Herculano.
Стройные 25-метровые колонны, будто корабельные мачты, поддерживают церковные своды, стянутые как сеткой ажурной каменной паутиной.
Кроме переплетенных растений на них можно разглядеть витки канатов, кораллы, раковины, даже чудищ морских.
В храме темновато, тусклый свет проникает лишь сквозь витражные окна.
Во время месс играет орган.
Барельефы, лепнина, статуи святых в нишах, кое-где видны элементы каменной кладки, на гравюрах сцены на библейские сюжеты. Часовня Святого Иеронима, построенная в 1514 году, по-прежнему занимает часть монастырского комплекса.
После выхода закона, запрещающего существование любых религиозных общин на территории Португалии, орден иеронимитов в 1834 году был распущен, и монахи покинули обитель, а монастырь с прилегающими землями перешел в собственность государства. Часть строений неподалеку занял королевский приют для бездомных и детей-сирот, до 1940 года там располагался детский колледж, сейчас комплекс открыт для общественности.
Кстати, кто знаком с португальским или силен в английском, может в стенах обители ознакомиться с выставкой, повествующей об истории монастыря Жеронимуш. А заодно (при наличии свободного времени) посетить Музей мореплавания, расположенный в стенах пристройки (где прежде размещались кельи монахов) и Национального археологического музея.