Говорят, хорошее средство от печалей — это шопинг. Говорят, лучшие друзья девушек — это бриллианты. Ещё говорят, что богатые тоже плачут. Наверное, всё это — правильные штампы?
Есть великие примеры того, как раненое сердце лечили сумасбродным мотовством.
История последней португальской королевы и её дворца — один из таких впечатляющих примеров.
Дворцы Португалии поражают своим разнообразием и великолепием. Невозможно выбрать, какой из них роскошнее или производит самое сильное впечатление.Но с уверенностью могу сказать, если речь зайдёт о "начинке", ни один не сможет сравниться с Национальным дворцом Ажуда в Лиссабоне. Его интерьеры настолько богато заполнены мебелью, гобеленами, статуями и экстравагантными предметами декоративно-прикладного искусства, что просто не верится, до какой степени была богата королевская семья Португалии.
Это беспрецедентное, безмерное богатство потекло в руки монархов в 1700-х годах, когда в португальской колонии Бразилии были обнаружены алмазы.
Строительство дворца началось в конце 18 века, на месте деревянного королевского дома в предместье Лиссабона, небольшом местечке Ажуда. Сейчас оно входит в состав района Белем. Дворец возвели в стиле классицизма, и это одно из первых неоклассических зданий в столице.
У его главного входа в специальных нишах расположились 23 мраморные статуи, символизирующие добродетели, такие, например, как Щедрость и Благодарность.
Во время французского вторжения дворец был захвачен войсками Наполеона, а королевская семья была вынуждена покинуть Португалию и бежать в Бразилию. Только в 1826 году дворец снова стал королевской резиденцией и оставался ею вплоть до 1910 года, когда военным переворотом монархия в Португалии была свергнута.
Теперь Национальный дворец открыт уже в качестве музея, хотя на цокольном этаже расположены залы, предназначенные для частных и официальных мероприятий. Здесь также проводятся государственные приемы в сфере культуры и искусства.
Удивительно, насколько хорошо сохранились все ценности. Ведь есть же "хорошая" традиция, свергая монархов, как следует всё растащить, в смысле экспроприировать.
Последним королём Португалии был Луиш I, он вступил на престол в 1861 году, и вскоре женился на итальянской принцессе Марии-Пиа Савойской. Королева была юна, отличалась изящным вкусом и любовью к пышной роскоши. В сравнении с её апартаментами, даже покои короля Луиша I выглядят значительно проще и скромнее, если такие слова вообще можно применить относительно дворца Ажуда. Судите сами.
Проходя через вестибюль, гости и послы ожидали приёма в Дипломатическом зале, где потолок расписан изображениями животных, а на стенах — гобелены с королевскими гербами.
Часто король с королевой принимали официальных гостей в Большом зале Аудитории — Grande Sala de Espera. Гостей рассаживали на бархатных стульях с золотой отделкой, в окружении восьми испанских гобеленов со сценами охоты.
Во время наиболее важных государственных приёмов и торжеств, гостям предстояло подняться на второй этаж, в южную башню дворца, по великолепной лестнице, украшенной тонкой резьбой
Там находится самый официальный зал — Тронный. Его стены задрапированы красным шелком, а полы покрывает драгоценный паркет.
Обед подавался в Большой столовой, освещенной тремя большими люстрами из бронзы и хрусталя.
Потолок столовой расписан аллегорическими изображениями времён года и месяцев, с Аполлоном в солнечной колеснице.
По четвергам король "ходил на работу" — исполнял служебные обязанности в Зале Указов. Здесь подписывались государственные бумаги и издавались законы — в окружении драгоценных ваз, золоченой мебели и трёх гобеленов с батальными сценами
Но не только официальные залы дворца Ажуда поражают роскошью. Его жилая часть ни чуть не уступает, напоминая драгоценную шкатулку.
Спальня королевы оформлена в наполеоновском стиле, который был популярен в Европе во второй половине 19 века. Стены обтягивает синий шёлк, тиснёный серебром. Высокий балдахин над кроватью в тон стенам, синий, с золотом и серебром. На полу поверх ковра брошена шкура белого медведя, а темная мебель украшена богатой деревянной отделкой.
Эту спальню Луиш приготовил для своей невесты, когда был в неё безумно влюблён. Как ни менялись впоследствии супружеские чувства, вид комнаты сохранялся все годы неизменным, как символ любви.
К спальне примыкает комната для гигиены, в ней установлены унитаз и биде — инновации, пришедшие из Англии в 19 веке.
Спальня короля обшита белыми с золотом панелями, на полу — дорогой паркет, а фантастический потолок сделан в виде расписного купола. В изголовье кровати висят портреты португальских монархов
Музыкальный зал славится своим огромным дубовым камином, на дымоходе которого красуются золотые эмблемы португальских родов. Стены обтягивает розовый, тиснёный золотом шёлк, мебель — розовый бархат. На виолончели любил играть король, а королева была пианисткой.
Совершенно великолепен зал Гобеленов. На стене висит портрет королевы Марии-Пиа в белом платье, в окружении уникальных гобеленов, выполненных по эскизам Гойи. Гобелены привезены из Италии, они были частью приданого королевы.
Интересна Синяя комната (Sala Azul или Blue Room), которая совсем не синяя, а светлая, с золотистыми шелковыми обоями с драпировкой. И синего в ней — только две огромные китайские вазы Цынь.
Поскольку меня всегда восхищают необычные потолки, в Синем зале я тоже не могла пройти мимо
Синяя комната служила королевской гостиной,примечательно, что её пространство зрительно расширено двумя большими зеркалами на противоположных стенах и романской аркой, сквозь которую можно видеть соседний зал Карвальо
В те времена, когда мужчины и женщины отдыхали после обеда отдельно, королева с дамами из Синей комнаты могли видеть кавалеров в зале Карвальо (Дубовом), который использовался в качестве курительной комнаты.
Королева Мария-Пиа Савойская вышла замуж в 15 лет. Поначалу у них с Луишем была страстная любовь, но когда пыл поутих, король пустился во все тяжкие, изводя супругу бесконечными изменами. Королева, как могла, пыталась отвлечься от депрессий, всё более усугублявшихся на почве ревности. А могла она, прежде всего, хорошенько тратить казну, коллекционируя украшения, заказывая бесконечные наряды и декорируя дворец все более дорогими коврами, мебелью и посудой.
Мария придумала целую Розовую комнату (Сала Кор-де-Роза), чтобы расположить в ней свою коллекцию саксонского фарфора. Вся мебель в этой комнате затейливо украшена фарфоровыми вставками.
Идея зимнего сада, в котором стены покрыты ониксом,а в центре красуется фонтан из каррарского мрамора, тоже принадлежит королеве.
Да и на бильярде, вопреки ожиданиям, играл не король, а королева. К такому вот, не очень дамскому увлечению, она пристрастилась, чтобы не думать об обидах.
Из Бильярдной сделан проход в Янтарную столовую для королевы, она была любительница устраивать приёмы и балы. Casa de Jantar da Rainha богато декорирована красным шёлком и дорогой древесиной. На полу — паркет, инкрустированный для блеска бронзовыми вкраплениями.
Королева тратила так много, что была сильно не популярна в народе. Бывало, и в Парламенте поднимался вопрос о её расходах. Марии-Пиа приписывают высказывание: "Если народ хочет королеву, он должен за это платить". Не хотел народ платить, и королеву не хотел — в этом Марии ещё предстоит убедиться. Придёт время, и огромные деньги она начнёт тратить на благотворительность. А пока, для повышения популярности, она заказывает портрет, на котором предстаёт — о, чудо! — совсем без украшений. Увы, этот портрет не добавит королеве популярности, ведь, хотя украшений и нет, пуговицы на её "скромном" платье бриллиантовые.
Вот такая история беспрецедентного богатства и мотовства. Очень хочется показать всё, что я наснимала во дворце Ажуда, но не хочу перегружать заметку. Кому интересно увидеть детали мебели, дорогие паркет, посуду и гобелены, смотрите здесь: Интерьеры дворца Ажуда
В заключение добавлю, что мы совершили ошибку, когда отправились во дворец пешком из Белема. Идти всего 25 минут, но сильно в гору, это утомительно. На такси будет быстро и не дорого, да и автобусы ходят регулярно. А из центра Лиссабона,от площади Праса-ду-Комерсиу до дворца Ажуда ходит трамвай № 18