591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Chiado
Район Шиаду с одноименной площадью и нелегкой судьбой. Ч.95
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Бронзовая статуя высотой 78 метров была основана на фотографической съемке, которую скульптор сделал с целью вдохновиться на создание монумента.
Немолодой португалец как будто протягивает вам лотерейный билет, и он блестит у него в правой руке, обещая счастье выигрыша. Многие прохожие вкладывают ему в руку небольшую денюжку в знак любви и на удачу!
Рядом находится каменный памятник итало-португальской дружбы.
Что касается церкви Святого Роке, то она показалась нам достаточно простенькой, и мы не стали подходить к ней, да может, она была и закрыта вовсе.
Оказалось, что этот иезуитский храм был одним из старейших в мире и первым в Португалии. Построенная в 16 веке, церковь более 200 лет принадлежала ордену, вплоть до изгнания иезуитов из Португалии. Это одно из немногих зданий, переживших землетрясение 1755 года. Судя по фотографии, «архитектура церкви отличается скромной внешностью, с простыми прямоугольными формами и просторными помещениями, и пышным внутренним убранством». Такой стиль даже получил название «иезуитский». Добавлю, что в отделке использованы ценные породы дерева, мрамор, слоновая кость.
От площади Коэльо поворачиваем в обратную сторону и идем по ней до площади Ларгу до Шиаду (Largo do Chiado). Эта площадь узнаваема по установленному на ней бронзовому памятнику поэту Шиаду (Антониу Рибейру), сидящему в задумчивой позе.
«Антонио Рибейро Шиаду (António Ribeiro Chiado, 1520-1591), поэт и драматург, известный своими сатирическими произведениями. Антонио родился в Эворе, в бедной семье, родители отдали его в монастырь ордена францисканцев. В зрелом возрасте он покинул монастырь, впрочем, не сильно изменив образ жизни. Поэт хранил обет безбрачия, придерживался умеренности во всем, не смотря на то, что «тусовался» в богемной среде, носил монашеские одеяния».
В Лиссабоне Рибейру жил на нынешней улице Гаррет, раньше назывшейся Шиаду, за что и получил второе имя.
«Антониу Рибейру имел популярность не только как литератор, но и как замечательный имитатор голосов, жестов и характеров известных деятелей того времени. Памятник открыт в 1925 году, скульптор Жозе Соарес (José Alexandre Soares) изобразил сатирика в монашеской одежде и с иронической улыбкой».
С созданием литературной гильдии в 1856 году, интеллектуальный клуб того времени, Шиаду (Chiado) стал центром португальского романтизма. Не случайно, многие здания в этом районе были построены в семнадцатом веке, но есть там и более ранние сооружения.
«На этой небольшой площади Шиаду друг напротив друга стоят две церкви стиля барроко: церковь Нашей Богородицы Ду Лорету (Igreja Nossa Senhora do Loreto), заложенная в 1571 г. по проекту итальянского архитектора Фелиппо Терци с фасадом неоклассического стиля и парадной лестницей, и церковь Нашей Богородицы Ду Энкарнасау (Igreja de Nossa Senhora da Encarnação), которая была разрушена землетрясением 1755 г. и восстановлена несколько лет спустя Мануэлем Каэтану дэ Суза. Огромный фасад церкви, выполненный в стиле близком к неоклассицизму, частично украшен изразцами».
К памятнику мы подошли, когда уже совсем стемнело, но все же сделали пару фоток, а вот фотографировать церкви уже не имело никакого смысла.
Оглядываемся по сторонам, и замечаем вывеску самого фотографируемого кафе в Лиссабоне, и это Brasileira. Более того, английская газета The Telegraph недавно включила его в список лучших исторических кафе Европы.
Заведение было открыто в 1905 году и сразу стало популярным. Каждому лиссабонцу известно, что их знаменитый соотечественник и поэт Фернандо Пессоа приходил сюда за чашечкой крепкого бика (кофе), и поэтому его увековечили здесь, сидящим за столиком. Бронзовый поэт сидит за столиком, закинув ногу на ногу, он ждет своего заказа, а рядом стоит стул для тех, кто готов составить ему компанию. Композиция расположена так близко к столикам посетителей кафе, что кажется, он и в самом деле стал навечным его посетителем.
«Получив образование в Южной Африке, в ирландской католической школе, он был больше знаком с английским языком, чем с португальским, когда он писал свои первые стихи на этом языке. Литературный критик Гарольд Блум считал Пессоа «возрожденным Уитменом» и включил его в свой список из 26 лучших писателей западной цивилизации, не только португальской литературы, но и английской».
Удивительно, но из четырех работ, которые он опубликовал в жизни, три на английском языке. Фернандо Пессоа перевел несколько произведений с английского языка (например, от Шекспира и Эдгара По) на португальский, а португальские на английский. Как поэт, он писал под несколькими псевдонимами — такими как Рикардо Рейс, Альваро де Кампос и Альберто Кайро.
Что касается кафе, то своим названием Бразильера оно обязано тому, что импортировало и продавало кофейные зерна из Бразилии.
Фасад кафе не менее впечатляющий внутри, чем снаружи. Будучи построен и впоследствии отремонтирован в XX веке, он отображает красивые деревянные панели и потолки в стиле модерн. Стены кафе украшены картинами некоторых из лучших португальских художников 1960-х и 70-х годов.
Кроме того, там можно попробовать некоторые из лучших португальских традиционных деликатесов, наслаждаясь горячей bica у прилавка. Однако основная масса посетителей не приземляется внутри тесного зала, а усаживается под зонтиками на рядом расположенной террасе. Компанию им, как я уже говорила, составляет бронзовая фигура поэта-лирика и завсегдатая кафе Фернандо Пессоа, который от частых визитов сюда и прикладывания к рюмочке заработал цирроз печени, и в конечном итоге умер от этого.
Посмертная слава нашла героя, и здесь в 100-летнюю годовщину его смерти, здесь был установлен памятник. Закинув ногу на ногу, поэт как будто приглашает присоединиться к нему, присев на пустой стул и выпить. Все посетители усердно фотографируются с этим персонажем, отлитым в бронзе и запросто входящим в современный мир.
От этой площади начинается главная улица квартала Шиаду — Ру Гарретт (Rua Garrett), не очень длинная, но значимая по количеству брэндовых магазинов, многочисленных ресторанов и кафе, а также книжных лавок (например, Livreria Bertrand, открытая более 200 лет назад).
Сама улица Гаррет носит имя поэта Жоана Альмейда Гарретт (1799 — 1854), и далее, справа по ней в темноте видим церковь Богородицы Душ Мартиреш (Igreja de Nossa Senhora dos Mártires) (XVIII век). Эта церковь в честь мучеников, погибших на этом месте в ходе крестового похода. С правой стороны церкви на ул. Serpa Pinto можно найти музей современного искусства — Музей Ду Шиаду (Museu Nacional de Arte Contemporânea Museu do Chiado), в котором представлены работы самых известных португальских мастеров XIX в.
Надо сказать, что район Шиаду это такой лиссабонский вариант парижского Монмартра, здесь нашли прибежище многочисленные литераторы, художники и скульпторы. Пик своей славы этот аристократический район достиг накануне Второй мировой войны, отсюда черпали вдохновение писатели и поэты, художники и музыканты, здесь рождались традиции и вводилась мода на всякие новинки.
Интересно, что так здесь было не всегда, а этот один из семи холмов Лиссабона, стал заселяться в 12 веке. После Реконкисты сюда потянулись монахи, чтобы возводить здесь монастыри, следом за ними потянулись и благородные рыцари, возжелавшие построить здесь свои имения. Так было вплоть до 16 века. Именно тогда район получил свое сегодняшнее название, которое произошло от клички Gaspar Dias (у него был пропитый и прокуренный голос), который держал здесь трактир. Это питейное заведение было хорошо известно и популярно у местных жителей, да так, что «сходить к Шиаду» стало обозначать не только трактир.
Случаются странные повороты судьбы, и неизвестно был ли такой персонаж, как сиплый трактирщик, а вот аналогичная кличка насмерть пристала к монаху Антониу Рибейру, и ему-то и вменяется честь названия целого района.
«После землетрясения 1755 года квартал Шиаду преобразился. Нет, дело не в новых зданиях, а в людях. Квартал заселила новая социальная прослойка: буржуазия и масоны. Что же касается зданий, то последние следы землетрясения исчезли лишь к концу 18-го века.
В начале века 19-го район Шиаду переживает тяжелые времена: вторжение Наполеона, английскую оккупацию, опустошение после Либеральной революции. Квартал возрождается только с окончанием гражданской войны и победного возвращения Дона Педру в 1833 году.
Квартал Шиаду, как и всю Португалию, покидают все религиозные ордена. Монастыри и имущество отошли государству, а квартал вздохнул свободнее, избавившись от гнета церковников.
Его наводняют поэты, художники, писатели и политики. Открываются библиотеки и учебные заведения, кафе и клубы, театры и варьете с танцовщицами канкана. Именно так квартал Chiado стал самым богемным местом Лиссабона».
Все снова изменилось уже в 20 веке. Небольшой по площади квартал в считанные часы понес ущерб от охватившего его в 1988 году пожара. Многие оригинальные здания XVIII века сгорели в огненном вихре, но предусмотрительное государство нашло средства для реставрации уникальных зданий, представляющих исторический интерес. Всего было разрушено 18 зданий, более 1600 пожарных прилагали все усилия для ликвидации пожара. Этот огонь считается крупнейшей катастрофой в Лиссабоне после землетрясения 1755 года.
Сегодня, благодаря усилиям престижного португальского архитектора Альвару Сиза Вьейра, мы снова можем видеть элегантные дома модной одежды, лучшие в Европе обувные магазины, ювелирные салоны и студии известных художников. Сегодня этому богатому лиссабонскому району возвращена слава творца международной моды, и он является одним из самых космополитических и оживлённых районов столицы..
Длинный день подошел к концу, и нам не терпится уже на боковую, вытянуть утомленные ножки, поэтому идем на ближайшую площадь с трамвайной остановкой – Площадь Камоэнса и снова трамвай № 28. Ч.96
Продолжение следует...
- Адрес:
Chiado
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон