591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Avenida de Brasília, 1350 Lisboa
- www.padraodosdescobrimentos.egeac.pt/
Дважды застывшие в камне Первооткрыватели великой эпохи.Ч.74
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Авторами этого памятника были архитектор Коттинелли Тельмо и скульптор Леополду де Алмейда, посвятившие свое детище 500-летней годовщине со дня смерти Энрике Мореплавателя (1394-1460), третьего сына Жуана I, который финансировал походы вдоль побережья Африки.
Здесь на берегу реки Тежу была реализована отличная задумка – памятник высотой 52 метра выполнен в виде трехпарусной каравеллы, взрезающий водную гладь.
Однако первоначально в этом месте был установлен временный монумент, заказанный в период режима диктатора Салазара, и он был приурочен к Португальской Всемирной выставке 1940 года.
Комплекс зданий и сооружений был построен на набережной, чтобы стать частью экспозиции под названием "Mundo Português", чтобы отпраздновать 800 лет основания португальской нации (1140 — 1940).
Квартал Белен в Лиссабоне был полностью перестроен и приобрел монументальный характер, который он сохраняет до сих пор...хотя, к сожалению, некоторые из первоначальных зданий были снесены.
Например, через пару лет после окончания выставки, памятник мореплавателям был снесен за ненадобностью. Однако он так понравился жителям, что через 20 лет его восстановили, сделав точную копию оригинала.
В те времена, когда еще информационное пространство не знало интернета, современных средств связи и других достижений науки и техники, мировые ярмарки служили некоторыми «вехами в ходе истории», формируя процесс модернизации и глобального прогресса в материальной форме.
С середины 19 века, когда такие «ярмарки тщеславия» начали шагать по планете, современным СМИ пришлось адаптироваться к стандартам Всемирной ярмарочной системы. Социокультурная значимость экспозиций выходила далеко за рамки простого сбора предметов и их демонстрации широкой публике через регулярные промежутки времени.
«Разработанные и проводимые в качестве местных мероприятий, для национальных субъектов они представляли собой весьма сложные места обмена и встреч, а также сопоставления и корректировки, дифференциации и конкуренции. В сотрудничестве с Всемирными выставками проводились многочисленные международные конгрессы и научные конференции, на которых обсуждались такие вопросы, как стандартизация измерений, весов и патентов».
Португальская Всемирная выставка (Exposição do Mundo Português) проходила в Лиссабоне с 23 июня по 2 декабря 1940 года. Эта грандиозная выставка была организована в целях пропаганды превосходства Португалии, что совпало с двумя знаменательными событиями в истории Португалии: основанием страны в 1140 году и восстановлением независимости от Испании в 1640 году.
Мероприятие было организовано так, чтобы конкурировать с Всемирной торговой ярмаркой 1939 года, проходившей в Нью-Йорке, которая попыталась скрыть спад экономики (великую депрессию) 1930-х годов в Соединенных Штатах. На Лиссабонской ярмарке 1940 года были представлены основные экспонаты из всех колоний, контролируемых Португалией, и Бразилия была единственной независимой страной из приглашенных. Португальская Всемирная выставка привлекла более 3 миллионов посетителей и была широко оценена большинством посетителей.
«Фактически это событие было бесстыдной пропагандой и возвеличиванием слабого правительства «нового государства», но у него были и долгосрочные последствия, которые продолжаются до сегодняшнего дня. Западная часть Лиссабона подверглась серьезному омоложению, также во время Всемирной выставки 1940 года был заложен фундамент Лиссабонского аэропорта. Кроме этого, Португалия косвенно многое выиграла от выставки, поскольку она подтвердила нейтралитет страны и избавила ее от вступления в войну».
Место проведения торговой ярмарки находилось между северным берегом реки Тежу и монастырем Жеронимуш. Сегодня эта территория охватывает культурный центр Белем и сады прямо перед монастырем. Для ярмарки была специально построена пристань, и ее центром притяжения стал памятник Padrão dos Descobrimentos и копия галеона семнадцатого века. Выставка была открыта 23 июня 1940 года главой португальского государства Марешалом Кармоной и будущим диктатором Оливейрой Салазаром, который занимал тогда должность председателя Совета.
Выставка преследовала своей целью придание легитимности идеологии диктата и его ценности, среди которых немалое место отводилось идее величия нации, возрождение которой планировалось осуществить через серию мифов и символов.
А если говорить конкретнее, то будущий диктатор страны Антонио Оливейра Салазар использовал Выставку для продвижения своих политических целей, используя идею идентификации нации.
Грамотный манипулятор, Салазар назначил руководить Секретариатом Национальной Пропаганды Антониу Ферро, который сумел провести широкомасштабный маркетинговый ход, способствующий созданию Португалии образа скромной нации, несущей в мир миссию цивилизации.
И здесь, как в любой политике, все средства были хороши для достижения основной цели, прикрытой легким флером выставки. Даже то, что местом выбора для нее служила территория перед Жеронимушем, откуда португальские мореплаватели отправлялись на исследование неизведанных земель, начиная с 14 века.
Выставка была организована вокруг Praça do Império, пространства, объединяющего павильоны и специальные секции.
«Образуя четырехугольник с «монументальным фонтаном» в центре, площадь была ограничена основными выставочными павильонами; Павильон Португальцев в мире, разработанный Коттинелли Тельмо, на западной стороне, и павильон Чести и Лиссабона, разработанный Кристино да Силва, на восточной стороне.
Эти павильоны были перпендикулярны реке, но отделены от нее Avenida da Índia и железнодорожной линией. В южном конце площади было «зеркало воды» Антониу Лино и «Памятник Первооткрывателям», также разработанный Коттинелли Тельмо в сотрудничестве с Леопольдо де Алмейда, расположенный рядом с доками Белема. Другим символическим элементом был «португальский корабль», судно, созданное как точная копия галеона 17 — 18 века».
Сегодня этой каравеллы здесь нет, она исчезла в вихре революционных событий 1974 года (а может, еще раньше?), зато появился в 1966 году мост, которому было присвоено имя Салазара, но оно было заменено в ходе той же революции на 25 апреля.
Позднее, 20 лет спустя, был восстановлен и памятник великим сынам Португалии, также на площади перед ним появилось мозаичное панно, выложенное плитами, изображающими розу ветров и огромный компас с картой мира в центре. На этой карте обозначены морские пути первооткрывателей 15-16 веков, и мы пытаемся сфотографировать себя возле Португалии, с направлением на Кабо Верде. Сейчас здесь столпились туристы, они просто стоят и слушают гида, но очень мешают нам, их ноги постоянно попадают в кадр. Да и солнце ушло за тучи, так что решаем вернуться сюда позже.
Застывшие здесь навеки в камне Первооткрыватели своим видом еще раз убеждают нас, что, несмотря на то, что великая эпоха для Португалии осталась далеко позади, вклад бесстрашных сынов этой страны остался в памяти не только их потомков, но и людей во всем мире.
Прежде чем говорить о самом памятнике в деталях, так сказать, мне хочется чуть-чуть погрузиться в славную историю страны, и начать ее с рассказа о Генрихе (или Энрике) Мореплавателе, потому что без этой значимой фигуры не было бы морского и колониального могущества Португалии, ничего не могло бы быть на этой земле построено красивого и величественного в будущем — Энрике Мореплаватель и его команда. Ч.75
Продолжение следует...
- Адрес:
Avenida de Brasília, 1350 Lisboa
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон