591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Rue Trindade 32
Обман зрения, мир искусства или реальность? Ч.92
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Через какое-то время подходим к очень красиво облицованному плиткой дому на небольшой площади имени художника Рафаэль Бордалло Пиньейру, жившего в нем.
Этот Casa do Ferreira das Tabuletas, построенный в 1865 году, на месте бывшего Монастыря Святой Троицы (демонтированного в 1835 году), состоит оно из четырех этажей и мансарды. Строили его по заказу Мануэля Морейра Гарсия, галисийского капиталиста, обладающего сильными масонскими взглядами и убеждениями.
Привлекательный дом в стиле Помбалино прямо весь устлан плиткой, его фасад, за исключением первого этажа, покрыт азулежу, представляющими группу масонских символов и аллегорических фигур — Земля, Вода, Торговля, Промышленность, Наука и Сельское хозяйство. Плитки были разработаны художником Луис Феррейра (Luís António Ferreira), бывшим в то время директором лиссабонского завода Viúva Lamego. Его завод производил панели, известные как Ferreira das Tabuletas с вазонами цветов, деревьями и аллегорическими
фигурами. Производитель керамической плитки был больше известен как Феррейра дас Табулетас (плиточник?), отсюда и название дома.
Эти панели с ручной росписью являются прекрасным примером эклектики романтической культуры конца XIX века.
«Полихромная композиция азулежу полностью заполняет пространство верхних трех этажей, прекрасно интегрируясь в архитектурную структуру здания в виде сценографической схемы, создавая эффекты глубины и богатства полутонов».
И уж если говорить об азулежу, то снова чуть коснусь этой темы (Многострадальный павильон Карлуша Лопеша. Ч.58). Это искусство возникло в Португалии в XVII веке, и было оно чисто национальным ремеслом, а, следовательно, имеет и сохранило до наших дней черты народной культуры и вкуса с религиозным духом и нюансами восточного творчества. Когда экономика страны начала приходить в упадок, и уменьшилось количество импортируемых товаров для украшения церквей и дворцов, в том числе дорогих ковров и гобеленов из Фландрии и Голландии, вот тогда и сработала пословица «голь на выдумку хитра». Народная смекалка выдумала им замену, выкладывая производимую в изобилии плитку в виде азулежу «коврового типа». Так на стенах внутренних помещений и на фасадах домов появились «керамические ковровые покрытия», каждое из которых неповторимо и уникально. Просмотрев один из сайтов с фотографиями таких фасадных ковров из азулежу, мне захотелось еще раз посетить Лиссабон, чтобы побродить по городу, разыскивая необычную отделку домов.
Возвращаясь к столь нестандартному дому, мы очень рады, что совершенно случайно набрели на него, потому что он представляет собой один из самых оригинальных образцов декоративного оформления фасада, включая масонские символы, связанные с идеалами владельца, такими как Око Провидения, с различными аллегориями. Необычность здания еще заключается в том, что художнику удалось внедрить ложные архитектурные элементы, такие как ниши с человеческими фигурами в классическом стиле, представляющими Землю, Воду, Промышленность, Торговлю, Сельское хозяйство и Науку, а также имитируя картины-обманки (Tromp l'oeil, в переводе с французского «обман зрения»). Этот жанр европейского изобразительного искусства был известен еще в Древней Греции, и пришелся как нельзя кстати в оформлении этого дома. Каждый стоящий возле странного дома с картинами ведет с собой спор-диалог, «где же грань, разделяющая мир нарисованный, т.е. мир искусства, от того, что считается миром реальности».
В любом случае, художник черпал свое вдохновение из источника простых форм, композиций и мотивов, адаптируя их в керамической плитке. Оказалось, что он был автором и панелей, украшающих интерьер пивной Cervejaria Trindade, которую мы себе пометили для посещения.
Феррейра дас Табулетас был известен тем, что начал свою художественную карьеру живописи с изготовления «табулеты» (керамической плитки с картинками, представляющими общественный интерес). Он является одним из самых представительных художников плитки 19-го века.
Если говорить об этом конкретном здании, то в его плиточной облицовке, художник использовал ряд цветов между желтым и чрезвычайно разнообразным цветом каракатицы. В треугольном аттике, образно коронующем здание, можно увидеть тот самый «Глаз провидения», который должным образом сопровождается пятиконечной звездой, и треугольником-пирамидой. Кстати, время от времени каждый из нас сталкивается с этим известным масонским символом, и не только на долларовой купюре. Всевидящее око в треугольнике можно увидеть на фронтоне Казанского собора в Санкт-Петербурге, над иконой Божьей Матери Исаакиевского собора. Точно такой же знак есть прямо посреди обелиска погибшим во время Первой мировой войны в Москве.
Центральные окна здания, выстроились вертикально, и мы можем найти шесть аллегорических фигур в нишах, одетых в наряды классической эпохи, изображающие символы, о которых я уже упоминала. Например, две фигуры на первом этаже изображают Землю и Воду, что они означают, какой намек нам дают? Вода – символ гибкости и изменчивости, но при этом сохранения самой себя, а вот Terra (Земля, как планета, так и почва, одна из алхимических элементов) — это основа, материя (в противовес духу, воздуху, эфиру).
27 октября 1956 года в ресторане, расположенном в этом здании, произошел пожар. В 1973 году в городской совет Лиссабона поступило предупреждение о плохом состоянии плитки на главном фасаде. 15 февраля 1980 года был введен запрет на фасадные работы, потому что были замечены случаи разборки и снятия плитки. Через 10 дней владелец дома начал восстановление утраченной плитки, привлекая для восстановления компанию Manuel Marques Antunes S.L.
Мы идем по короткой Руа Тринидад, ведущей от площади Карму и направляемся к театру Тринидад – Театр Троицы и романтизм. Ч.93
Продолжение следует...
- Адрес:
Rua da Trindade, 28 — 34 / Largo Rafael Bordalo Pinheiro
1200-468, Lisboa
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сейчас читаю книгу про музеи мира, какой у них всех был сложный путь станлвления. Но были и меценаты...
И как многое делалось , чтобы сохранить историю для потомков!
Комментарий понравился: