Лион был одним из первых городов на территории Галлии, где стало распространяться христианство, поэтому здесь и находится главный кафедральный собор страны — собор святого Иоанна Крестителя или просто Сен-Жан.
Собор этот интересен и своей архитектурой, и своей историей. Столько ему пришлось увидеть за многие столетия своего существования! Он всегда играл роль духовного центра страны.
Строительство его было начато ещё в XII веке на месте древнего разрушенного храма эпохи Меровингов, кстати для строительства были использованы камни оставшиеся от древнеримских построек.
Строительство велось несколько сотен лет, так что собор является одним из долгостроев, поэтому и в архитектуре собора наблюдается смешение стилей. Старая восточная часть храма, обращённая к реке Соне, создавалась в классическом романском стиле. Здесь как раз и находятся самые старые части храма — они расположены ближе к воде.
Главный фасад начали строить только в XIV веке. В это время уже в архитектурную моду прочно вошла готика. Чем ближе к фасаду храма, тем сильнее заметно ее влияние. Что характерно, с тех давних лет он практически не изменился.
Внутренний интерьер его тоже достоин внимания.
Одной из достопримечательностей собора считаются его замечательные витражи с геометрическими рисунками. В апсиде есть сохранившиеся ещё с XIII века.
В соборе имеется орган XIX века.
Но основной достопримечательностью, конечно же являются астрономические часы, созданные в XIV веке. Это самые старые часы подобного типа во Франции. Они показывают часы, минуты, дату, положение Луны и Солнца относительно Земли, а также восход наиболее ярких звезд над Лионом.
Выглядят они очень занимательно. Наверху их находятся фигурки ангелов и святых, которые исполняют небольшую пантомиму четыре раза в день, изображая библейскую сценку, при этом они играют гимн Св. Иоанну. Вначале выскакивает петух (как же Галлия без петуха) и кукарекает, сообщая, по-видимому, Благую весть. Затем появляется дева Мария, а сам бог сидит на верху, наблюдает и отпускает благословление.
Во времена гугенотов, а затем в годы Французской революции храм подвергался вандализму. Якобинцы разрушили, разбили ценные готические витражи. Была серьёзно повреждена внутренняя отделка и разграблена обстановка храма. Всё как у нас, в этом мы с французами схожи. Но они сумели восстановить собор.
Как уже упоминалось о том, что храм имеет огромное духовное значение. В Сен-Жан проходили два Лионских церковных собора, посвященных объединению церквей. На втором из них это Папе удаётся, но через несколько лет Византия признает решение собора недействительным.
Другим ярким событием произошедшем в соборе было венчание короля Генриха IV с Марией Медичи. Генрих IV был самым уважаемым и любимым правителем Франции тогда, да и сейчас его таковым считают. За него говорят его дела. Король остановил гражданскую войну, которая грозила Франции настоящим расколом, ввел принципы веротерпимости и сделал Францию одним из лидеров мировой политики.
Но как мы знаем, что и у королей бывают проблемы. Была она и у Генриха. Его первая жена Маргарита де Валуа не родила ему наследников. А создав такую империю и не иметь законного преемника представлялось большой опасностью.
Разрешение на развод Папа Римский дал, оставалось найти невесту. И король обратил внимание на итальянку Марию Медичи, при чём не на её красоту, которой она и не блистала, а на богатство её отца. И в апреле 1600 года он сделал ей предложение и состоялось венчание "по доверенности" во Флоренции, где в роли жениха выступил отец Марии, а уже 17 декабря 1600г. в Лионе король впервые увидел невесту и сразу же состоялась торжественная церемония в соборе. Год спустя у Марии родился сын. Преемственность престола была сохранена.
Не менее значительным событием, произошедшем в Сен- Жен, было и возведение в кардинальский сан одного из деятелей Франции, интереснейшей личности, который оставил свой след в истории Франции и Европы. Нам он больше знаком по романам Дюма — это Арман-Жан дю Плесси де Ришелье, прозванный впоследствии "Красным кардиналом". Но в жизни было всё по-другому и гораздо интереснее. Удивительный был человек с интереснейшей судьбой.
Шёл 1622 год. В Париже неожиданно умирает кардинал де Рец. Мария Медичи прилагает все усилия для того, что бы эту должность получил Ришелье, к которому она благоволила, в дело вмешивается сам Людовик XIII и в результате этих усилий 37-летний епископ был возведён в кардинальский сан. Его поздравляли и друзья и враги. Все думали, что он поспешит в Рим к папе, но он не стал этого делать, у него были ещё и другие планы. Он видел себя не только кардиналом церкви, но и кардиналом государства.
И он не ошибся в своих расчётах. 22 декабря в кафедральном соборе лионского архиеписковства Людовик XIII в присутствие королевы-матери и всего двора возлагает на Ришелье пурпурную шляпу и мантию. С этого дня положение его при дворе меняется. Теперь с ним должны считаться даже члены Королевского совета.
Такие вот судьбоносные для Франции события произошли в данном соборе.
А выйдя из собора попадаем на площадь. Перед собором фонтан — беседка посвящённые Иоанну Крестителю.
И такая вот современная, жизнеутверждающая инсталляция со львом, у которой любят фотографироваться туристы.
А собор и сейчас является местом паломничества католиков. Но службы здесь проводятся только по большим церковным праздникам.