6 материалов по 3 объектам, 35 фотографий
- GPS
- Италия, Viale dei Romagnoli, 717, 00119 Roma RM, Италия
- 39 06 5635 8099
- ostiaantica.beniculturali.it
Древнеримский театр в Остии Антика. Ателланы минувших дней
В таких случаях стараюсь рук не опускать, а смело стучусь в запертые двери. Иногда их открывают. А далее следует с моей стороны монолог. Слова, из которого, я, точно начинающий актёр, выучил наизусть и отрепетировал не однажды.
— Извините, пожалуйста! – вкрадчиво обращаюсь к лицу, открывшему дверь – Я в вашем городе впервые. Приехал издалека и только на один день. Я очень люблю театр! Не могли бы вы впустить меня, только в фойе и всего на пару минут. Очень хочется почувствовать атмосферу вашего театра.
В большинстве случаев заклинание срабатывает и театр распахивает передо мной свои двери, а далее, когда плацдарм для дальнейшего наступления подготовлен, следуют другие слова, типа хотелось бы посмотреть гардероб, откуда всё начинается, буфет, а ещё зрительный зал и гримёрки.
Через час или около того моя экскурсия обычно заканчивается. Напоследок я искренне благодарю лицо, мне открывшее двери, и прощаюсь. Таков вкратце нехитрый рецепт приобщения к театральному миру, когда он закрыт. Надеюсь, никто не сочтёт мой опыт — чересчур вызывающим, если так, то позволю себе продолжить театральную тему, поговорим об ателланах.
Как, вы не знаете, что такое ателланы? Тогда самое время посетить Древний Рим (имеется ввиду государство), ибо именно там, на подмостках тамошних театров, с огромным успехом у простой публики проходили те самые ателланы.
Исключительно фарсовые и очень короткие представления, дабы не утомлять зрителей. Как сказал бы классик, для нас важнейшим из всех искусств сегодня являются ателланы.
Комедии давно минувших дней нас ожидают в городке Остия Антика, что в 25-ти километрах от Рима.
Две тысячи лет назад город располагался на берегу Тирренского моря в устье реки Тибр. Остия, как раньше он назывался, был главным портом империи. Сюда приходили корабли со всего известного тогда Света.
Сегодня город далёк от моря и представляет собой археологический музей под открытым небом.
Здесь на удивление довольнно неплохо сохранились многие его постройки, личные дома горожан, а также общественные здания: инсулы (многоквартирные и многоэтажные дома), термы, храмы, форум и театр, в который мы и отправимся.
Но прежде хочу напомнить известную многим ещё со школьной скамьи фразу: «Хлеба и зрелищ» (лат. Panem et circenses). Тем, кому данное выражение незнакомо, поясню, то слова древнеримского поэта Ювенала, произнесённые им в одной из своих сатир. Если кратко, так напоминалось гражданам Рима об их привилегиях – бесплатном хлебе и безбилетном посещении всевозможных зрелищных мероприятий. Кстати, к хлебу ещё полагалось оливковое масло и чечевица. Теперь о театрах.
Их в Римской империи существовало два типа – амфитеатры и театры. В первых, как правило, происходили убийства животных и гладиаторские бои. В театрах же за редким исключением, о чём несколько позже, никого не убивали, здесь показывали представления: трагедии, комедии, всевозможные ателланы, а ещё балет и пантомиму.
Культуру театральных постановок Рим позаимствовал у греков, правда, не самые лучшие её образцы. Например, при проведении ателлан со сцены нередко звучала непечатная латинская лексика. Зрители, в большинстве своём простой люд, были в восторге. В ателланах как правило принимали участие четыре главных персонажа или маски.
Это Макус – дурак, ловелас и обжора с ослиными ушами и к тому же – горбун.
Паппус – глупый, но богатый старик.
Буккон – другой обжора, болтун и хвастун.
И наконец, Доссенус – провинциальный философ и по совместительству шарлатан, также с горбом за плечами.
Видимо, данный телесный дефект, как признак некоего профессионального мастерства, был очень любим у тамошней театральной общественности. Чего нельзя сказать о самих актёрах, рабах и вольноотпущенных, они на социальной лестнице занимали самую низшую ступень. За плохую игру их могли даже высечь. Представьте такую картину, встаёт со своего места недовольный зритель и кричит возмущенно в зал: «Не верю!». После чего плохого актёра тут же уволакивают за кулисы. Да простят меня современные театральные деятели, но думаю, было бы неплохо и им ввести у себя подобную практику.
В представлениях были задействованы и женские персонажи, но их исполняли исключительно актёры-мужчины. Видимо, старались как-то оберегать тонкую и легкоранимую женскую психику. А было от чего. Так во времена Юлия Цезаря ателланы, как вид театрального действия, был под запретом. Уж больно рьяно критиковали актёры верховную власть. А Калигула тот вообще однажды приказал сжечь одного из актёров. Что тот сказал императору, неизвестно, но после таких нападок ателланы потеряли свой голос, став исключительно мимическими.
Теперь после краткого ознакомления с устройством театральной жизни древних римлян проследуем в зал, вернее на каменные скамьи, что полукругом опоясывают сцену.
При этом выбирать можно любое понравившееся место, сегодня уже никто не посмотрит, к какому сословию вы относитесь. Время стёрло все различия.
Театр в Остии был построен в I в. до н.э. государственным деятелем и полководцем Марком Агриппой, другом императора Октавиана Августа. Поначалу он вмещал 2500 зрителей. Позже театр расширили, и он смог принимать уже 4000, при тогдашнем населении Остии в 50 тысяч. Трупа театра подчинялась своему хозяину – антрепренёру.
Он вёл все дела, договаривался о представлениях, репертуаре, а также материальном довольствии своих актёров. Иногда те желали простой плотской пищи. Для привлечения публики на представления, по городу размещалась реклама – специальные глиняные таблички, некий прообраз современных афиш.
В наши дни в театре Остия Антики также дают различные представления, от традиционных трагедий с комедиями до эстрадных и цирковых выступлений. Здесь можно услышать монолог Гамлета: «Быть или не быть…» или прослушать классическую итальянскую оперу: «Сердце красавиц склонно к измене…».
В общем, культурная жизнь в городе не прерывается. Правда появилась входная плата, но ведь современные актёры не рабы, их даром кормить никто не станет, даже маслом и чечевицей. Театральное искусство вечно, пока в кассе продаются билеты. На том, пожалуй, закончим короткую экскурсию по древнему театру.
Пожелаем ему успехов и процветания, а нас ждут другие подмостки и двери. Пока ещё не открытые. Однако у нас имеется заклинание.
Остия Антика, наши дни
(все фото из личного архива)
- Адрес:
Viale dei Romagnoli, 717, 00119 Roma RM, Италия
- Дополнительная информация:
Время работы:
вторник — воскресенье 8:30–18:15
понедельник закрыто - Телефон:
39 06 5635 8099
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Лидо-ди-Остиа
- 8 ноя 2018, 23:53удалитьПоражает сохранность эдакой древности!
А еще пинии, они вне конкуренции! - 9 ноя 2018, 00:31удалитьДревний город на удивление очень хорошо сохранился. А ведь ему уже более двух тысяч лет. Лена, если будете в Риме, обязательно съездите в Остию Антику, то совсем рядом. А заодно и к морю. Всё можно успеть за один день. Уверен, не пожалеете.
- 10 ноя 2018, 00:40удалитьСергей, спасибо за фото и за познавательный рассказ Я конечно,знала про "хлеба и зрелищ", но никогда не задумывалась, что и то и другое давалось бесплатно. Так что наш Петр I не был первооткрывателем такого рекламного трюка в Кунсткамере, помните, он давал каждому посетителю по чарочке водочки.
Так что кому — хлеба, а кому и водочки... - 10 ноя 2018, 01:53удалитьПочему-то вспомнилось древнее выражение: "Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого". Это к тому, что чем больше тайн открываешь, тем больше их остаётся.
А что до бесплатной раздачи продовольствия, так у нас климат — суровый, без креплёных напитков не обойтись. И по поводу культуры, мы больше к всякого рода странностям тяготеем, опять же от природы. Однако север.) - 13 ноя 2018, 18:57удалитьВеликолепно, Сергей!
С удовольствием при Вашей помощи приобщилась к культуре древних ателланов
😀 - 16 ноя 2018, 22:10удалитьСергей, прекрасно! Хочется, как после хорошего спектакля, аплодировать стоя! :)
- 16 ноя 2018, 22:21удалитьСпасибо, Лена!
И хотя спектакля в тот день не было, как и раздачи бесплатных продуктов питания, но впечатления от театра остались хорошие, будто премьеру посетил.