Следы советских космонавтов в Армении привели нас в Цахкадзор, о котором неоднократно упоминал при встрече Владимир Викторович Аксёнов, и куда мы направились разузнать, чем это место было примечательным в период советской космонавтики.
В Цахкадзоре нам повезло сразу — возле входа Главное здание олимпийского городка мы познакомились с Левоном Джулфалакяном, главным тренером сборной Армении по греко-римской борьбе, и Кареном Гилояном, знаменитым спортивным комментатором Первого канала Армении.
Цахкадзор славится своими горнолыжными курортами, а также мощным комплексом по подготовке олимпийских спортсменов в условиях среднегорья. Тренировки всесоюзного и международного уровня здесь проводятся с 70-х годов прошлого века. Это связано с тем, что высоты порядка 1500-2500 метров являютсямаксимально эффективными для приведения организма в хорошую физическую форму.
Использовались эти знания и при подготовке космонавтов, которые неоднократно проходили в Цахкадзоре месячные сборы. Чтобы узнать, чем они занимались и почему любили эти места, нам нужно было «взять языка», то есть местного старожилу, который помнит те времена и может рассказать интересные подробности.
Наши новые друзья Левон и Карэн сразу же потащили нас в ресторан угощать кофе и вкусным чаем с чабрецом. Туда же по телефону позвали ещё одного знакомого, Владимира Арутюняна, бывшего тренера по горным лыжам, который участвовал в сопровождении космонавтов в годы их приезда. Владимир рассказал нам некоторые подробности и повёл в гости к человеку, который проводил с космонавтами куда больше времени. Это Алексан Аракелян, бывший начальник спасательной службы Главной спортивной базы СССР. Алексан сразу же пригласил нас в дом, достал фотоальбомы и начал вспоминать былое.
Алексан Аракелян, бывший начальник спасательной службы Главной спортивной база СССР, сопровождающий тренер группы космонавтов в 1979-1981 гг. Декабрь 2010 г.
Большие группы космонавтов, около 30 человек каждая вместе с сопровождением (массажисты, врачи, КГБ-шники и т.д.), сюда «забрасывали» дважды, в 1979 и 1981 годах. Среди тех, кто приезжал тренироваться, были Аксёнов, Иванченков, Стрекалов, Александров, Серебров, Севастьянов, Волков, Савицкая и другие. Сборы длились месяц, жизнь при этом была наполнена смыслом от рассвета до заката и задолго после него.
С раннего утра, позавтракав, космонавты шли кататься на лыжах и проводили на горе время примерно до 16:00-17:00 вечера, когда начинало садиться солнце. Затем поздний обед, специально отложенный с тем, чтобы за световой день можно было сделать как можно больше спуско-подъёмов. После обеда физическая активность продолжалась в бассейне, на волейбольной площадке, в спортзале. Потом — ужин и немного свободного времени перед сном, которое нередко затягивалось до поздней ночи с бутылкой вина в ресторане с гостеприимными армянами. Везде, куда бы не заходили космонавты, сразу начинался банкет.
И Алексан, и Владимир с теплотой вспоминают то время, особенно хорошо отзываясь о космонавтах как о людях. В один голос они говорят о том, что это были очень простые ребята, без какого-либо пафоса, несмотря на то, что многие из них уже в то время были Героями Советского Союза и имели личные Чайки с водителями даже в Цахкадзоре. Ездили на этих машинах одни они крайне редко, в основном со своими друзьями, в том числе с тренерами из группы сопровождения. У каждого космонавта с собой были приличные деньги, которые они никогда ни от кого не прятали и хранили 25-рублёвые пачки (судя по всему, им выдавали по пачке на человека в месяц) прямо на полочке в гостиничных номерах. Доверие было полное и ни разу никто это доверие не пошатнул ни один по сути малознакомый человек, который оказывался в их ближайшем окружении.
Все космонавты влюблялись в Цахкадзор с первого дня сборов. И не только из-за красивейших видов, которые открывались с горы, но и благодаря армянскому радушию. Когда они приезжали в Цахкадзор во второй раз, то специально просили освободить от основной работы тех же самых людей, которые помогали им тренироваться в прошлый раз с тем, чтобы они сопровождали и в этот. Между ними завязывалась настоящая дружба.
Отдельно от больших групп в Цахкадзор в разное время приезжали Герман Титов и Валентина Терешкова. Это было примерно в 1968-1969 гг, когда Цахкадзор был центром пионерской жизни, в его окрестностях в то врем располагалось 37 пионерлагерей.
Некоторые фотографии тех времён мы попросили у Алексана разрешения переснять.
Третий слева — Александр Александров. Четвёртый — Александр Иванченков. Шестой — Александр Серебров. Цахкадзор, 1979-1981 гг.
Первый слева — Александр Иванченков. Пятый — Александр Стрекалов. Шестой — Александр Серебров. Цахкадзор, 1979-1981 гг.
А вот так выглядел Цахкадзор в декабре 2010 г, когда мы его посетили. Снега пока мало, но начиная с января горнолыжный курорт уже готовится принять толпы спортивных туристов.