В Лорийской области Армении проживает одно из этнических меньшинств страны — община
русских молокан. Название произошло от слова "молоко", так как члены общины позволяли
себе пить молоко в дни поста вопреки религиозным предписаниям.
Сами молокане говорят про свою доктрину, что это их духовное молоко, как в послании апостола
Петра: " Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко".
Молокане, возникли в России во второй половине XVIII века, как разновидность православного
христианства протестантского толка, называли себя — духовные христиане. Молокане тут же были объявлены запретной сектой Русской Православной Церковью.
Религия молокан — это вера без церквей, крестов, икон и других изображений, созданных человеческими руками по своему вымыслу. Члены общины верят в живого Бога, он живёт у них
в сердце, в душе. Они не крестятся и не ставят свечей, скептически относятся к святым.
Крест они считают орудием врагов Христовых, на нём Он был казнён.
Вместо церкви у молокан дом, где по воскресеньям проходят собрания общины, глава которой
самый достойный и выборный — пресвитер. Самое главное для них — жить совершая благие
поступки, предписанные христианскими принципами.
Молокане стали группироваться в большие общины в центральных и южных областях России.
С самого возникновения они подверглись преследованиям, потом в 1805 году либеральный
Александр I подписал указ о свободе их вероисповедания, но при Николае I снова начались
гонения.
Переселение на Кавказ стало лучшим решением: власти заменили дорогостоящие военные
гарнизоны поселениями трудолюбивых трезвых русских людей, церковь избавилась от секты,
а сами молокане обрели свободу веры. В Армении возникли русские поселения Еленовка
(Севан), Никитино (Фиолетово), Воскресенка (Лермонтово).
Села Лермонтово и Фиолетово, куда мы заехали по пути в Дилижан, расположены на высоте
1800 метров над уровнем моря, основаны в 1820 году ссыльными молоканами Тамбовской
губернии. Сёла стоят в живописной Агстевской котловине между двумя хребтами — Ламбакским
и Халабским, красивыми 3-х тысячниками со снежными вершинами.
Асфальтовая дорога М8 идёт выше сёл, за деревьями видны только чисто русские двухскатные
крыши домов, поэтому мы свернули на сельскую дорогу, конечно, грунтовую, в нескольких
местах словно специально перерытую поперёк. Это дало нам повод ехать еле-еле и смотреть
по сторонам.
Ничего особенного, деревня, как деревня: дома с полисадниками или заборами с воротами,
терраски, лавки, садовые деревья, огороды. У калиток — берёзы! Почти у каждого дома!
За воротами видны не автомашины, а трактора.
Людей нигде не видно, из огорода одна бабуля смотрела на нашу белую машинку и признав
чужих, ловко скрылась за домом. Огороды большие, аккуратные гряды тянутся далеко, на них
всё так и "колосится".
Дома почти в одной цветовой гамме, видно, какую краску завезли в магазин, той и красят.
В деревне газ, трубы проведены вдоль улицы, но есть ли он на самом деле не знаю.
В конце улицы появилась ватага детей. Одни мальчики, с нашей машиной поравнялись только
четверо, остальные убежали за калитку.
Мы остановились. Я вышла из машины, поздоровалась. Дети поздоровались и замялись.
Я быстрее, чтобы они не разбежались, затараторила, что мы приехали из России и привезли
им гостинец — тульский пряник (шоколадки растаяли и растеклись от жары, пришлось выбросить).
Мальчики-братья, очень похожи, беленькие. Старший держал за ручку малыша с огромной
ссадиной на щеке. Я спросила, что с ним случилось, старший ответил — вчера упал с крыльца.
Пожалела, что не взяла книгу русских сказок — это был бы подарок, но кто знал...
Чтобы современная жизнь с доступными соблазнами не разрушила старого уклада и чтобы
сохранить уникальное человеческое общество нужно обособляться и отторгать всё чужое.
Молокане не пьют алкоголь, не курят, не прелюбодействуют, женятся один раз — разводов нет,
кино, клуба и телевизоров нет, мирских книг не читают.
В каждой семье три книги: Ветхий завет — фундамент веры, Новый завет — стены, крыша веры —
— "Дух и жизнь" М.Г.Рудомёткина (царя Духовных Христиан, узника Соловецкого и суздальского
монастырей, страдальца за веру).
Ранее диаспора русских в Армении была более многочисленной (1939 г. — 51464; 1959 г — 56477;
1979 г. — 70336; 1989 г. — 51555; 2011г. — 11911) по данным переписи населения. После Спитакского
землетрясения в 1988 году, эпицентром которого стали районы компактного проживания русского
населения, началась активная миграция русских из Армении в Россию, Австралию, Америку.
Затем распад СССР, конфликт в Карабахе, турецкая блокада и резкий спад экономики вызвал
очередную волну миграции. Принятие в 1993 году закона "О языке", когда всё делопроизводство и обучение было переведено на армянский язык и закрыты русские факультеты в техникумах
и вузах, русские специалисты вынуждены были уехать.
Между Лермонтово и Фиолетово раскинулось большое армянское село.
Молокане живут своим крепким хозяйством, разводят птицу, скот, кроме свиней, сажают огороды и сады. Раньше продавали мясо, овечью шерсть и фирменную квашеную капусту. Сейчас этот
бизнес не востребован. Сёла беднеют.
За честность и трудолюбие молокан с охотой брали на работу, теперь работы нет. Некоторые
ездят на работу в города России, работать вахтовым методом.
Молокане не отмечают день рождения и именины — у них нет святок. Имя даёт пресвитер, когда
община собирается на кстины ( наши — крестины). Затем трапеза за длинными столами, человек
на двести. Около 30 самоваров, потом домашняя лапша в бульоне (эмалированная миска на
четверых, едят деревянными ложками), затем подают мясо, в заключение — компот.
Заметьте, это всё не показуха, а реальная жизнь людей. Я, правда, не видела в Лермонтово
ни длиннобородых стариков, ни женщин в длинных юбках с передниками и в платках, но в
интернете есть такие фото.
Я заметила пытливый взгляд мальчиков-молокан, мы были им очень интересны и возможно,
они будут думать о далёкой России, родине их предков. Хорошо бы и России о них подумать,
а не помогать всему миру и прощать многомиллионные долги, за которые нет элементарной
благодарности.
Американская община содержит школу в Фиолетово (название в честь Ивана Фиолетова, одного
из 26 бакинских комиссаров), построила амбулаторию. Дети ходят в школу зимой, когда нет
посевной и уборочных работ. Читают учебники только в школе, дома никогда, учителей привозят
из Ванадзора на микроавтобусе. После окончания 8-го класса, школа пустеет, ни один из
молокан не получил, пока, высшего образования.