Добраться до этого монастыря не так уж сложно: Лавра преподобного Саввы находится всего в 14 км от Иерусалима в Кедронской долине, сворачивающей к Мертвому морю. Прямо ко входу ведет хорошая дорога. И, хотя автобусы сюда не ходят, но можно доехать на такси из Иерусалима или Вифлиема.
Спрашивается, зачем идти пешком через пустыню?
На это есть три причины: во-первых, хоть монастырь и находится в доступной для израильтян зоне С, дорога проходит через зоны В и А, куда нам вход запрещен.
Во-вторых, израильтяне привыкли путешествовать по пустыне еще со времен Моисея.
В-третьих, и это главное, когда мы приходим со стороны ущелья реки Кедрон, мы получаем такие виды, которые и не снились тем, кто приезжает по дороге.
И еще: особам женского пола вход на территорию запрещен, поэтому, для меня это единственная возможность увидеть хоть что-нибудь изнутри.
Ну вот он, монастырь – крепость, снятый в ранний утренний час.
Сейчас 6 утра, многие еще спят после вчерашнего ночного перехода. Но к 7 утра мы уже соберемся вокруг нашей путеводительницы Эйнат, и она нам расскажет о истории монастыря: и о том, чем гордятся монахи, и о том, о чем стараются умолчать.
А пока давайте посмотрим, что можно увидеть отсюда, с другой стороны ущелья.Вот что увидел русский паломник игумен Даниил, побывавший в лавре в начале 12 века:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомскогоморя. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы».
Честное слово, мы увидели то же самое.
Перед нами Кедронское ущелье, которое начинается с Геены Огненной,
Все испещренное пещерами и тропинками.
А на горе – окруженный с трех сторон крепостной стеной – сам монастырь. Внутренние строения монастыря я могу посмотреть только отсюда. Особам женского пола вход в монастырь запрещен. Настолько, что говорят, даже животные на территории монастыря – только самцы.
Это, конечно, преувеличение. Но известно, что даже мать самого Саввы Освященного гостила вне территории монастыря. Для нее была построена специальная «женская башня», хорошо защищенная маленькая крепость.
Вон там Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Мужчины зайдут посмотреть его поближе, но я-то нет!
Гид нам показала и пещерную церковь и церковь Софии, матери Саввы.
Часовню-усыпальницу самого Саввы (с золотым куполом), а так же другие часовни и скиты.
Рассказала наша путеводительница и истории монастыря, в основном те, о которых монахи предпочитают не распространяться. Потому, что другие истории можно будет рассказать и у монастыря.
Вон та башня наверху – библиотека.
И в этой библиотеке чего только нет: монастырю более 1500 лет. И все эти годы тут жили монахи. В библиотеку попадали все новые манускрипты, и ничего не выносили. Когда, наконец, решили навести там порядок, пригласили аспиранта Университета Богословия в Колумбии Мортона Смита.Он составлял каталог целый месяц. И вдруг в манускрипте 17 века обнаружил 3 рукописные страницы. Это оказалось письмо, а может и копия письма Климента Александрийского, автора «Стромат», к некоему Феодору. И там этот Климент не только упоминает о существовании 2-х евангелий от Марка: в одно, общеизвестное, входит то, что Марк считал полезным для наставления в вере, а остальное, для посвященных, составило Тайное евангелие от Марка.
В письме упоминается, что Тайное евангелие хранится в Александрийской церкви. Но где-то произошла утечка и кое-какие скандальные тексты выплыли наружу.
Климент цитирует 2 предложения из Тайного евангелия и сообщает Теодору, что все остальное – подделка. Но и эти 2 цитаты настолько скандальны, что поднялся большой шум.
Одни обвиняли Смита в подделке. Другие — того монаха, который некогда переписывал письмо.
Третьи считали, что подделано само Тайное евангелие от Марка.
Тогда израильские ученые поехали в библиотеку, нашли листы в указанном месте и сфотографировали на цветную пленку, а затем вернули листы обратно. И вот это было ошибкой. Больше их никто не видел. (Сам Мортон снял черно-белые копии)
Манускрипт, где они хранились, отправили в Иерусалим на реставрацию. Официальная церковь ни о каком письме ничего и знать не желает. А диссертация Мортона Смита, изданная в 1951-м до сих пор в продаже, и вызывает множество споров.
Пока мы слушали, мы узнали еще один способ осмотреть Мар Сабу: над нами, шумя моторами, пролетела целая группа дельтапланов.
Дослушав до конца эту детективную историю, мы собираемся в путь. Идти, конечно, недалеко. И рано: монастырь открывается только в 10. Но к этому времени идти уже будет слишком жарко. Зимой, кстати, он открывается на час раньше.
Спустились мы с горы, сначала по тропинке, потом по лесенкам, мимо пещеры самого Саввы Освященного. Дальше, через речку Кедрон по мостику, и наверх, вдоль стены, мимо женской башни ко входу. Под ранне-утренним палящим солнцем. Ну и что, что 8 утра? Пустыня и летом — не шутки.
Шли медленно, но пришли рано. Сели в тенечек, чтобы послушать продолжение рассказа. На сей раз рассказ о создании монастыря. Впрочем, его следует называть не монастырем, а лаврой. Лавра, в переводе с греческого — переулок, проход. Лаврой называли место, где монахи жили в отдельных кельях, иногда и в паре километров друг от друга. Все это связано тропинками-проходами, от них и пошло название.
Сам Савва пришел на Святую землю из Каппадокии. И было ему 18. Какое-то время прожил в монастыре, потом отправился путешествовать по пустыне (кому это понять, если не нам?)
Питаясь травой и вступая в неравный поединок с демонами, поднялся Савва на вершину горы Мунтар (она же Азазаель, на которую и мы поднялись по дороге в Мар Сабу Черная гора Азазель. ). Там Савве явился ангел, указавший ему на ручей Кидрон, и показавший ему грот, в коем ему предстояло жить. Собственно поэтому Савва и построил на горе церковь, от которой осталась только россыпь камней.
Прожив здесь 5 лет,
Савва написал «Иерусалимский устав», который используют до сих пор и основал "Великую лавру", на месте которой и находится монастырь, который мы называем Мар Саба, а православные Лаврой Свааы Освященного.В конце 5 века в монастыре было всего 150 иноков. Первой постройкой стала пещерная церковь,
Потом, при поддержке императора Юстиниана I, построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня.
К концу жизни святого Саввы, а дожил он до 94 лет, в основанном им монастыре проживало до 5000 монахов.
Во время арабского завоевания Палестины (7-й век) власти халифата не препятствовали бедуинским племенам разбойничать и грабить христианское население. В 786 г. бедуины после месячной осады взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены и поруганы, а монахи поголовно вырезаны. Это было не последнее, но самое жестокое нападение. С помощью из Константинополя монастырь восстановили.
В 1187 г., после завоевания Иерусалимского королевства Саладином, на лавру св. Саввы снова напали, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.
У монахов не было сил противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II дали монахам возможность возобновить деятельность лавры.
Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясением 1837 г.
В 1840 г. монастырь был восстановлен на средства России, между прочим.
Сейчас в обители проживают 15 монахов — греки, румыны и русский. Работать им запрещено, должно только молиться. Условия строгие: кушают один раз в день, утром.
Вот один из монахов открыл монастырь ровно в десять. Сам он грек, но говорит по-русски. Первое, что спросил – православные ли мы. Врать смысла нет, думаю, что он знает кто мы и откуда пришли. Так как православные паломники приезжают на минибусах, а не пешком, как мы.
Врать мы не стали, сказали, что не православные, но верим в единого бога. После чего мужчинам предложили посмотреть монастырь, только просили внутри не фотографировать. Тут уж как повезет: могли и внутрь не пустить, а иногда и фотографировать разрешают. Тут уж как повезет.
Подъехали первые паломники – румыны.
И монах заговорил по-румынски. Потом вынес ковчежец с мощами святого Саввы. Роздал бесплатно брошюрки о Лавре и о Савве, ваточки с миррой и бутылочки с лавандовым маслом.
Автобусы приезжают, один за другим. Сегодня людно.
Инок унес ковчежец и вынес листочки от пальмы. Эта пальма считается чудесной — настой из ее листьев лечит у паломниц бесплодие. К пальме прилагается листы с описанием действий. Как настой делать, сколько поститься, сколько молиться, сколько воздерживаться от супружеских отношений и т.д.
Вышли наши мужчины. Надо добираться обратно, но по такой жаре это физически невозможно. Ибо, как писал Бунин «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской». По-арабски вади называется эль-Нар, что значит «огненный».
И Эйнат, которая привела нас сюда, договаривается с водителями минибусов, привезших паломников и нас вывозят обратно по дороге. Заодно нас завезли в еще один монастырь Святого Феодосия (Мар-Доса), который открывают еще реже, чем лавру. Но это уже другая история.