«…Замок был совершенно удален от всех людных мест, и его уединенность и тишина вокруг служили могучими стимулами разврата. Горный пейзаж и приближенность к небу придавали ему еще большую привлекательность…» Маркиз де Сад, «120 дней Содома»
В тот октябрьский вечер, как обычно шел дождь, такой привычный затяжной и нудный для Лондона. Не являясь большим любителем промокших плащей, я в спешке перебирала книжные развалы на набережной под мостом. Смешной продавец «книжного старья» в лягушачье-зеленом плаще, лет тридцать тому назад вышедшем из моды и смятой широкополой шляпе обещал мне, что у него есть чудо книженция именно для меня. Букинист, утверждая, что это величайшее произведение входит в сто обязательных к прочтению книг и она обязательно взорвет мой мозг, протянул мне книгу, завернутую в коричневую плотную бумагу. «//Маркиз де Сад, «120 дней Содома»// — значилось на пожелтевшем авантитуле. Я быстро представила себя со стороны, что во мне не так… Конечно, я слышала про маркиза, чье имя стало синонимом и прародителем «садизма». И как воспитанная девочка на благочестивых порядках со всеми присущими правилами и нормами, естественно, еле сдерживала глаза, чтоб они не выпали из орбит. Но как представитель студенчества была подвержена дикому любопытству и познанию вещиц сверхстранных в этом мире. К тому же, на экраны только вышла кинокартина «Перо маркиза де Сада» с Кейт Уинслет в главной роли, которая после «Титаника» просто захватила мой разум. И я решила пойти в ногу со временем, пусть и мелкими шажками.
Меня хватило ровно на 10 страниц, и это мировой шедевр обязательный к прочтению..?! Нет, это энциклопедия маньяков и извращенцев. После прочтения хроник "галантного века", понимаешь, почему после революции гильотина работала круглосуточно. Спрятав эту опасную книженцию, завернутую странным букинистом в хозяйственную бумагу на самую дальнюю полку, я благополучно позабыла про нее и про маркиза… Пока на старших курсах на так называемом «Маршрутоведении» мне не выпала персона Маркиза де Сада для составления маршрута его «злачных мест» (жизненного пути). Так, я впервые узнала про Лакост…
Лакост — тихий городок в Провансе на одном из холмов Люберона, чье спокойствие неоднократно нарушал великий французский новеллист (он же извращенец Маркиз де Сад)
Больше всего Лакост известен благодаря замку (точнее тому, что от него осталось), который являлся родовым поместьем де Сад.
Мы приехали в Лакост сразу после дождя, который застал нас в Боньё Влюбленная в Боньё. Время уже было вечернее, а прошедший дождь разогнал всех туристов. Поэтому нам достались пустые улицы, где лишь ветер хозяйничал да черные коты, приближаясь к которым, те издавали противное мяуканье. Может, и коты знают что-то не хорошее о людях в этих местах и передают из поколения в поколение…
Оставив машину на парковке рядом с местной церковью, мы вдалеке увидели Бонье, который находился на противоположном холме. И насладились прекрасными видами, навевающие самые приятные и романтичные чувства, а отнюдь не способствующие пренебрежению моральными устоями… Странно вообще, как эта красота могла воспитать такого садиста.
Хотя чего ж тут странного. Мать маркиза, будучи фрейлиной принцессы де Конде, очень надеялась, что у ее сына и юного наследника завяжутся тесные дружеские отношения, которые помогут Донасьену (а именно так звали маркиза…) занять нужное положение в обществе. Конечно, многие историки наковыряли в этом факте некий гомосексуальный аспект, якобы мать подталкивала на прелюбодеяния своего сына. О каких подталкиваниях может идти речь я, честно, не мыслю, благо тогда, что принц, что будущий маркиз-извращенец были еще маленькими детьми. Да и Донасьен не проявлял никакого интереса к своему названному другу, и в конечно счете хорошенько ему навешал, за что был выслан из дворца к своему дяде аббату в Прованс. Донасьен поселился в старинном замке, огражденном массивными каменными стенами. В нём находился большой подвал, в котором Донасьен любил оставаться на долгое время один. Память об этом месте де Сад сохранил на всю жизнь. Как и улицы Лакоста на всю жизнь сохранили память о маленьком де Садике… Возможно он когда-то бегал «белый и пушистый» по ним, петляя к замку все выше и выше, да и мало каких воспоминаний еще хранят эти мощеные улочки.
Оригинальные каменные ворота, именуемые La Porte de la Garde, ведут в другой мир, в другой Лакост. Вот он здесь Прованс настоящий, где время, кажется, остановилось еще в эпоху Средневековья.
Где местные спрятались то ли от надоедливых туристов, то ли от не упокоенных душ, которые начинают блуждать по улицам ближе к вечеру. Ведь за все то время, что маркиз де Сад отметился здесь было похищено и обманным путем завлечено огромное число девушек с целью совращения. 70-е годы XVIIIвека были страшными для этих мест, особенно для родителей у кого были хорошенькие дочери.
Когда попадаешь на эти каменные пустые улицы, где царит мертвая тишина, тоже в первое время хочется скорее куда-нибудь спрятаться.
Поднимаясь все выше, город начинает тебе открывать свое настоящее лицо – маленькой красивой деревушки Прованса. Живописные каменные улочки, вьющиеся змейкой все выше и выше, и казалось бы по ним способен вскарабкаться только физически выдержанный человек, но они так притягивают своей красотой, что ты даже не чувствуешь всей тягости подъема.
Старинные домики, выстроенные, будто специально в качестве декораций к какой-нибудь сказке, и не важно, что сказка эта может оказаться про Синюю Бороду, главное, как эффектно сейчас смотрятся все эти архитектурные неровности.
Цветы, городок действительно хорош летом после дождя, когда вокруг все цветет, а в воздухе витает сладко-пряный аромат прованских цветов и трав.
Ну и конечно роскошные виды на окрестности — все это складывается в идиллическую картину сказочного городка.
Главная мощеная улочка особенно живописна, она буквально влюбляет в себя. Здесь на редкость огромное собрание красивых старинных домов, создающие чарующий ансамбль с традиционно провансальской атмосферой. Пожалуй, другие городки не могут похвастаться такой естественностью. Здесь не надо ничего придумывать. Все и так прекрасно!
И конечно наше внимание от всех этих улиц забрала изящная кованая колокольня, венчающая башню – характерная особенность провансальской архитектуры. Она по-своему девственно прекрасна и беззащитна…
Особенно в отличие от замка, который находится на самой верхней точке холма. К замку ведет множество ступеней, с которых открываются интересные перспектива и виды на окрестности.
Да и сам замок может похвастаться прекрасными панорамными видами.
А в остальном это, кажется, даже и не замок, а остатки крепости. Этот замок, как считают многие историки и действа, происходившие в нем, как раз-таки и послужили прототипом замку и сюжету, описанному в «120 дней содома». Здесь в 1774 году находился под так называемым «домашним арестом» Маркиз де Сад, и безвылазно сидел в подвалах замка. Но недолго длилось время его праведной жизни. Уже в феврале 1775 года де Сад, устав от затворнической жизни, похитил трёх местных девушек с целью изнасилования. Правда уже спустя много лет маркиза снова «закроют» в полуразрушенном и разворованном революционерами замке, но причиной послужат уже его провокационные произведения с сексуально-девиантным поведением героев. От чего старый маркиз сойдет с ума, пролечится во многих лечебницах, а затем, волоча жалкое существование, умрет в нищете. Странно, конечно, что за все его прегрешения, местные не растерзали маркиза и не разгромили его замок раньше. Но видимо судьба выписывает людям свои счета, чтобы и они помучались…
А сейчас Маркиз де Сад почитаемый товарищ, уважаемый философ и новеллист, сильно повлиявший на развитие сюрреализма, обязательный к прочтению. Начитавшись которого, знаменитый модельер Пьер Карден купил замок. Карден организовал в замке летний фестиваль, посвященный музыке и театру. Кроме того, была учреждена литературная премия де Сада за "свободу мысли" с наградой в виде черного кожаного хлыста. И каждый год в Лакосте собирается элитная тусовка. За всем происходящим и сам маркиз приглядывает, правда в виде современных скульптур.
А тусовались этим вечером у замка лишь улитки..
И какой бы садизм там не появился благодаря маркизу, для Лакоста имя де Сада обернулось добром, и маленькая деревушка на холме каждый год принимает тысячи туристов. Сложно сказать, как ко всему этому отнесся бы сам де Сад, однако весьма вероятно, что использование его любимого замка с такой целью ему понравилось бы, тем более он всегда любил чрезмерное внимание к своей персоне. Наверное, чтобы воспринимать его, надо быть философом до мозга костей, и тогда маркиз покажется гением. Ведь не каждый бы решился даже подумать об этом, а тем более написать. Его книги затаскивают в пучину событий, где видя порочность, начинаешь понимать и ценить добродетель, которая в этом мире в меньшинстве. Здесь стираются грани адекватности, и многие начинают задумываться: «а извращение ли это?». И каждый решает для себя сам, где граница его вольности.