...
7
Пакистан. Ч-1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей Лахор, Пакистан
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Лахор

    Лахор

    LAT
  • 31.54541N, 74.33805E
  • Я здесь был
    Было: 24
    Хочу посетить
    708

    37 материалов по 13 объектам,  762 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ERCHOV 293
    097mcn 125
    Shche 125
    ilya 62
     
    ERCHOV
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Пакистан. Ч-1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

     

    Эта заметка является частью дневника «Пакистан»

    Пакистан!!! Каких только ужасов не сообщают про эту страну?! Сказать, что СМИ врут? Вроде и не врут, но события для новостной ленты выхватывают самые чёрные и самые "жаренные". Пакистан это 6-ая по численности страна мира, и уже на соседней улице от расчехлённого объектива телекамер происходит что-то другое.

    Одним словом, имидж Пакистану создан нехороший. Но далеко здесь ходить не нужно — Россию на Западе в новостях представляют примерно также.

    При всём при этом Пакистан страна самобытная, колоритная и интересная. Пакистан, как государство, образовался лишь в 1947 году, но его территория и его народы имеют древнюю историю, отобразить которую в одной статье просто не реально.

    Всё дело в том, что большинство стран и даже континентов имеют схематически похожую историю. Допустим Россия: язычество, введение христианства, монголы, допетровская эпоха, Романовы, Революция, СССР, Россия. Аравийские страны: доисламский период, Мохаммед, ислам и чередующиеся династии. Южная Америка: период до Колумба, колонизаторы, борьба за независимость, освобождение. То есть в истории большинства стран было несколько базовых поворотных моментов, тогда как с Пакистаном всё гораздо сложнее. Можно сказать, что поворотной точкой является создание самого Пакистана в 1947 году. Однако, просуществует ли государство в нынешнем виде ещё 70 лет? В наше время всё происходит очень быстро, и что будет завтра, при всех тех противоречиях, которые имеет Пакистан, сказать тяжело — отделение Бангладеш тому пример.
    Впрочем, цель автора на первоначальном этапе познакомить читателя с более древней историей Пакистана. Представьте ситуацию, бармен налил в стакан из разных бутылок — получился коктейль. Жидкости в стакане, не перемешиваясь, заняли каждая свой уровень. В этом случае есть что-то схожее со схематичной историей регионов, о которой я выше упомянул.

    А вот если налить в ёмкость из двадцати-тридцати бутылок, и всё это никак не перемешиваясь, так и останется в стакане разноцветными вкраплениями — вот это и будет аналог истории Пакистана.
    Дело в том, что народы Индостана общего единого государства не создали. Индостан, как и нынешний Пакистан, был поделён на множество территорий, где проживали в чём-то похожие, но в тоже время разные народы, и отличались они не только языком и вероисповеданием, но и географическими условиями бытия. Пакистан — это долина Инд, где зародились первые города, это жаркие и знойные пустыни Белуджистана, а также Гиндукуш и западные горы, крыша мира Гималаи и Карокорум.
    Пакистан периодически подвергался нашествиям и нападениям как иноземных племён и так целых армий. При этом его горные народы жили обособленно. И если в одной долине господствовала одна религия, принесённая одними проповедниками, то у соседей могли происходить в этот момент совершенно другие события...

    В романе "Джура" Г. Тушкана описывается малый заброшенный кишлак, затерявшийся в горах Памира, где проживающие в нём киргизы даже не подозревают о существовании огромного мира. По словам пакистанцев, на их территории до сих пор существуют горные народы, которые не имеют, либо не желают иметь каких-либо связей с внешним миром.

    Впрочем, мне, человеку из другой страны, попасть в сам Пакистан было тоже весьма не просто. Периодически не набиралась туристическая группа. Возможные попутчики пугались взрывов и терактов, о которых талдычили СМИ, или же я сам не мог поехать, закопавшись в делах.

    И вот наконец моя встреча с Пакистаном состоялась. В составе небольшой туристической группы из 7 человек мы прилетели в Лахор. Самолёт из Стамбула был заполнен всего на пятую часть. Многие пакистанцы нанимаются в качестве гастарбайтеров в арабские страны Персидского залива, тогда как Турция с Пакистаном хоть и дружит, но на работу граждан из этой страны особо не берёт.

    Древняя пенджабская пословица гласит: "Кто не видел Лахор, тот не родился!" Не успели мы выйти из самолёта, как моему спутнику 097mcn на телефон пришла от папы смска: "Ты родился! Ты в Лахоре!"
    Прохождение границы было вполне обычным, но вот выход в город уже удивил. Начало мая, а в Лахоре жара! Даже в 3 часа ночи чувствуется её испепеляющее дыхание. Пёстрая толпа пакистанцев встречает своих родственников, посыпая их розовыми лепестками, и одевая им на шею цветочные бусы. Если не знать, что ты в Пакистане, по внешнему виду люди ничем не отличимы от индийцев: те же сари на женщинах, и те же длинные одноцветные рубахи на мужчинах.

    Загружаемся в микроавтобус и направляемся в отель. Дорога пуста. По ночам в Пакистане движения на дорогах почти нет. Как далее выяснилось, подобное не случайно. На первом же посту нас остановила полиция, продержав какое-то время. Полицейские проверяли наши паспорта и наши визы, что-то куда-то записывали и кому-то звонили.

    Не будем забывать, что Пакистан периодически подвергается атакам террористов, оттого и столь пристальное внимание к иностранцам. В свою очередь, обычные люди, дабы не оказаться между молотом и наковальней, по ночам стараются никуда не ездить. В последующем мы не видели ночью в городах и посёлках ни то чтобы машин, но и вообще пешеходов. Лахор хоть и называют городом, который не спит никогда, ночью с его улиц исчезает любое проявление жизни.

    Рассвет предъявил нам абсолютно пустой город. Запомнившаяся картинка разительным образом отличалась от того, что довелось увидеть несколькими часами позже.
    Передохнув в Отель где вполне можно переночевать, первым делом я поднялся на крышу, дабы посмотреть на город сверху.

    Девять часов утра. Лахор проснулся, поспешив укутаться в пелену смога. Шумный и колоритный Восток, оставив как всегда на потом приведение в порядок своих крыш, равномерно, подобно супу в кастрюле, забурлил и запестрел укрытыми в чадру женщинами, звуками автомобильных сигналов, рёвом мотоциклов, лошадьми и быками, запряжёнными в повозки.

    4

    Автор: ERCHOV2

    Воздух в эти утренние часы уже достиг 30 градусов. Что же здесь творится в июле?

    Насмотревшись на Лахор сверху, мне страстно захотелось хоть немного пройтись по улицам, которые удивительным образом превратились в базар.

    Спускаюсь вниз и спрашиваю у охранников отеля, можно ли мне прогуляться самому? безопасно ли подобное? Они отвечают, что вполне безопасно, иди и ни о чём плохом не думай.

    13

    Автор: ERCHOV1

    Первое, что меня опять-таки поразило, так это весь тот упорядоченный хаос, что творился на дорогах.
    4

    Автор: ERCHOV

    Пешеходы, мотоциклисты, машины — все неким образом понимают последующие действия друг друга.
    6

    Автор: ERCHOV

    Если ты не позавтракал, можно купить только что пожаренную снедь.
    9

    Автор: ERCHOV

    Разноголосые торговцы зазывают покупателей,
    8

    Автор: ERCHOV3

    предлагая как фрукты,
    10

    Автор: ERCHOV

    так и свежевыжатые соки.
    7

    Автор: ERCHOV

    Нищих и попрошаек не видно, всевозможного мусора не много. Кто-то спешит на работу с наушниками в ушах и в деловом костюме, кто-то в национальной одежде, при этом для многих сама улица является рабочим местом. Почистить обувь, мне предложил трудяга сапожник, который чуть в стороне от отеля прямо на асфальте развернул мастерскую.
    9

    Автор: ERCHOV

    Только я подумал, как они тут все аккуратно ездят, и тут на моих глазах мотоциклист, не успев притормозить, всадил машине в бампер. Последний шумно смялся, изогнулся, напрягся, но при откате колеса, вернулся в своё прежнее положение.
    Водитель вышел, посмотрел и поздоровался с мотоциклистом. Участники ДТП перекинулись парой слов и вполне спокойно разъехались. В Москве подобное я представляю с трудом, тогда как в "террористическом Пакистане" агрессии в людях нет совершенно!!!
    Улыбаешься человеку, приветствуешь бородатого и сурового дядьку — он расплывается улыбкой в ответ.
    10

    Автор: ERCHOV

    И всё же, если у черепахи толстый панцирь — у кого-то очень острые когти. На той улице, где мне довелось жить, через каждые 20-30 метров присутствовали либо полицейские, либо военные, либо секьюрити.
    4

    Автор: ERCHOV

    Первое, что мы посетили в Лахоре, это был знаменитый Лахорский исторический музей.

    Лахорский музей первоначально создан в 1865-66 годах в зале здания Пенджабской выставки 1864 года и впоследствии переместился на нынешнее своё место на улице Мэлл в 1894 году.

    13

    Автор: ERCHOV

    Отец Редьярда Киплинга, Джон Локвуд Киплинг, был одним из самых первых и самых известных кураторов музея.
    11

    Автор: ERCHOV


    Нынешнее здание музея было спроектировано известным архитектором сэром Гангой Рамом. Музей является крупнейшим в стране.
    14

    Автор: ERCHOV

    Дабы попасть на территорию, проходим через рамку металлоискателя. На входе в здание ещё один пост. Смотрителями в музее работают отнюдь не бабушки, а отставные (а может и действующие) военные.
    11

    Автор: ERCHOV

    Обычно, переходя в музеях из зала в зал, совершаешь планомерное путешествие во времени. Здесь же музейные экспозиции представлены несколько хаотично, без соблюдения временных рамок.
    4

    Автор: ERCHOV

    Я же, на правах автора, расскажу об увиденном соблюдая хронологию.

    Пакистан является государством, на территории которого зародилась древняя Хараппская культура. Хараппской её принято называть по названию посёлка Хараппа (в Пенджабе). В долине Инда археологи обнаружили множество городов, расцвет которых пришёлся на 3 тыс. до н.э. Посуда той эпохи достаточно высокого качества, тонкостенная, выполнена на гончарном круге и хорошо обожжена.

    8

    Автор: ERCHOV

    Знаменитый Мохенджо-Даро обнаружен учёными в начале прошлого века. Его строительство велось по чёткому, заранее разработанному плану.
    2

    Автор: ERCHOV

    Городок возведён на холме. Его дома и улицы имели единую систему канализации. Верхняя часть поселения была защищена крепостью. Здесь располагались зернохранилище, городской рынок, зал для собраний а также культовые сооружения.
    4

    Автор: ERCHOV

    С учётом того, что Индская цивилизация распространялась вдоль Инда и вдоль морского побережья, учёные делают вывод, что сформирована она была под влиянием Месопотамии, возникшей за несколько столетий до неё. Мортимер Уилер в своей книге Древний Индостан сообщает следующее:

    Хотелось бы отметить одну интересную деталь, связанную с Мохенджо-Даро. Две раньше других сделанные постройки в цитадели – городское хранилище и одна из башен около юго-восточной оконечности цитадели – были выполнены из обожженного кирпича, но внутри укреплены деревянными деталями, что соответствует технике постройки из кирпича и дерева, но совершенно чуждо технике постройки из обожженного кирпича.
    Под влиянием индийского климата деревянные детали вскоре пришли в негодность, и потребовалось укрепить сооружение при помощи кирпича. Этот урок был усвоен, и впоследствии строили только из обожженного кирпича. Можно предположить, что мастер, делавший первоначальную постройку, был иностранец, знакомый с техникой строительства, характерной для более сухого климата, и незнакомый с местными условиями. Это может рассматриваться как пример привнесенного влияния извне, однако только археологический материал может показать его масштаб, если таковое вообще имело место.

    Подводя итоги сравнения двух цивилизаций, можно сказать, что с учетом того, что при известном общем сходстве наличествуют существенные отличия в деталях, нет никаких оснований утверждать, что индская цивилизация возникла в результате неожиданной или постепенной и всеобъемлющей колонизации со стороны Шумера.

    6

    Автор: ERCHOV


    В шумерских текстах Индскую цивилизацию предположительно называли «Мелухха». В годы расцвета её население достигало 5 миллионов человек, что составляло — 10% мирового населения.

    У обеих культур есть много общего , как, например, высокий уровень жизни "среднего класса" горожан и высокий уровень гражданского сознания.

    3

    Автор: ERCHOV

    Некоторые исследователи полагают, что жизнь в Уре мало чем отличалась от её аналогов в долине Инда. По древней Месопотамии Ч 31 Древний Ур
    И тем не менее некоторое отличие прослеживается.
    1

    Автор: ERCHOV

    Например, в Мохенджо-Даро найдено большое количество всевозможных печатей, что говорит о тотальном контроле торговли со стороны властей. До нас дошли фигурки животных, вылепленных из глины в форме игрушки. Изучая подобные артефакты, учёные пришли к выводу, что они имеют именно местное происхождение.
    4

    Автор: ERCHOV

    В каких Богов верили люди Хараппской культуры? Чёткого ответа на этот вопрос нет. Правители той эпохи, если судить по большим домам, которые по всей видимости были дворцами, придерживались светского образа правления и от простого народа не отдалялись. В долине Инда не обнаружено величественных храмов. Индская культура не стремилась создать умопомрачительные предметы декора, и практически никак не проявила себя в искусстве.

    2

    Автор: ERCHOV

    Более того, ни в Хараппе, ни в Мохенджо-Даро не найдено каких-то царских или княжеских захоронений.
    2

    Автор: ERCHOV

    Расцвет Хараппской культуры — 2600-1900 гг до н.э. Её закат приходится на XVIII—XVII века до н. э. Данный период соответствует вторжению западных племён — ариев. Оные, захватив Хараппское царство, устремились в долину Ганга.
    Некоторые учёные подобную версию называют натянутой, ибо исторических фактов здесь явно не хватает. Скорее всего люди переместились в бассейн Ганга под влиянием климата, а менее развитые арии пришли на их место (ряд учёных заявляет, что на территорию Индостана устремились не только арии, но и другие племена).

    В музее можно видеть большой камень, весь исписанный письменами.

    6

    Автор: ERCHOV

    Хараппская письменность до сих пор не расшифрована. Мы даже не представляем, к какой группе народов относился её язык. Здесь же представлены каменные изваяния, найденные на территории Пенджаба. По словам музейного гида, они относятся к Индской культуре.
    3

    Автор: ERCHOV

    Но, как это часто бывает, какая-либо новая находка археологов может полностью поменять наше представление об этой цивилизации. Тем более, что на территории самого Индостана археологи отмечают исторический разрыв эпох, который продлился почти 500 лет?

    В общепринятом варианте предлагается следующая историческая картина. Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам — знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

    Что такое индуизм? Фактически это язычество с огромным пантеоном богов. В некоторой степени индуизм в чём-то схож со славянским язычеством. В индуизме тоже есть своё писание — это веды, которые были даны человечеству через священных мудрецов.

    Если буддизм, христианство и ислам имеют людей-создателей, то индуизм возник и далее развивался сам — в этом его сила и его слабость. Индуизм с его кастовой системой замкнулся в себе. Как религия он не смог шагнуть за пределы Индостана. Даже на своей территории во второй половине I тысячелетия до н.э. индуизм начал слабеть, уступив джайнизму,

    2

    Автор: ERCHOV

    который в свою очередь далее потеснил набравший силу буддизм. Подобное закономерно, ибо брахманы мало интересовались происходящим в мире.

    Светская поэзия индусов достигла больших успехов. Индусы прославились роскошной архитектурой, декором, достижениями в медицине. И посему удивляет, что в живописи они не создали ничего выдающегося?

    4

    Автор: ERCHOV

    Нет, конечно любопытны их традиционные картинки, где воспроизводятся сюжеты сказок.
    5

    Автор: ERCHOV

    Однако, за пределы подобного творчества индусы так и не перешагнули.
    5

    Автор: ERCHOV

    Между тем долина Инда долгое время оставалась территорией мало заселённой. На северо-западе нынешнего Пакистана в VI веке до н.э. образовалось государство Гандхара, которое вскоре вошло в состав Ахеменидской державы. На рубеже VI- V веков граница персидских владений проходила по реке Инд, а расположенная на её берегах провинция Хиндуш (Синдх) дала миру название — Индия.

    2

    Автор: ERCHOV


    В 327-326 г. до н.э. в верховьях Инда появились войска Александра Македонского. Победив местного царя Пора, Македонский повернул на юг и дошёл до устья Инда. Здесь он разделил войско. Одна часть солдат, под руководством Неарха, отправилась в Месопотамию морем, другую Александр повёл назад сам через Гедрозию (впоследствии Макран).

    Отметим, что расцвет буддизма пришёлся на период правителя Ашоки 268-233 г. до н.э., то есть как раз перед вторжением Александра Македонского.
    Многие историки полагают, что изображать человека народы Индостана научились как раз под влиянием греков. Вместе с армией здесь появились торговцы, поэты, жрецы и конечно греческие боги. (Греческие торговцы-лазутчики принялись изучать регион ещё за 20 лет до похода).

    3

    Автор: ERCHOV

    Как известно, греки чужую религию на завоёванных территориях не уничтожали. Наоборот, во многих случаях они давали ей второе дыхание. Соответственно, мы теперь можем видеть древние изваяния Будды, где учитель одет в греческие накидки.
    6

    Автор: ERCHOV

    Наследники Македонского не сумели удержать власть над бассейном Инда.

    5

    Автор: ERCHOV

    Правитель Чандрагупта Маурья перебил греческие гарнизоны и установил в Пенджабе свою власть. Однако спустя полтора столетия продолжатели греческого влияния правители Бактрии (ныне Балх) вернули Пенджаб под своё господство.
    5

    Автор: ERCHOV


    Именно в этот момент греко-индийское царство начало испытывать особенно сильное влияние буддизма.
    2

    Автор: ERCHOV

    В I веке до н.э. правитель Менандр официально принял эту религию.

    В этом же столетии началась война греко-бактрийцев с племенами саков и союзных с ними скифов, которая открыла дорогу в Гандхару кушанам, кочевым племенам из Средней Азии. Саки и скифы были оттеснены на юг, на территории нынешнего Раджастана, где и осели. Образовалась могущественная Кушанская империя, которая в III веке распалась.

    3

    Автор: ERCHOV

    После этого западные земли современного Пакистана вошли в набиравшую мощь империю Сасанидов — восточные в государство Гуптов.
    2

    Автор: ERCHOV


    В V веке в бассейн Инда из Средней Азии пришли эфталиты (белые гунны). Эфталиты безжалостно уничтожали буддийские святыни, но отвернуть народ от веры они не смогли, ибо сами являлись язычниками и ничего не предложили взамен. В дальнейшем эфталиты приняли индуизм и мигрировали на восток, дав начало многим раджспутским (царственным) династиям. Раджпуты периодически боролись за власть над центральными районами Индии.
    На данный момент самый древний Будда, из найденных в Пакистане, относится к первому веку н.э. На скульптурном изображении мы видим исхудавшего человека, главная идея которого не обогащение, а самосовершенствование. Голодающий Будда из Гандхары — один из самых известных экспонатов музея.
    12

    Автор: ERCHOV

    Буддизм не даёт зелёного света какому-то единому народу.
    4

    Автор: ERCHOV

    Буддизм не делит людей на касты.
    4

    Автор: ERCHOV

    На тот момент это была более передовая религия, отвечавшая на больший круг вопросов. Именно поэтому буддизм на территории нынешнего Пакистана потеснил и индуизм, и джайниз.
    2

    Автор: ERCHOV

    В Лахорском музее периоду культурной смене эпох посвящён целый зал.

    3

    Автор: ERCHOV

    По центру оного расположена древняя буддийская ступа, найденная англичанами на территории Гандхары (нынешний Пакистан).
    3

    Автор: ERCHOV

    Лахорский музей обладает большим количеством артефактов,
    6

    Автор: ERCHOV

    и при этом не все из них выставлены.
    4

    Автор: ERCHOV

    Различные музеи мира просят Лахор о сотрудничестве, предлагая привезти к ним и показать древности.
    3

    Автор: ERCHOV

    В свою очередь пакистанцы, много-много раз наученные англичанами, подобные предложения отвергают, ибо боятся, что коллекция в нынешнем виде в Лахор может не вернуться.
    3

    Автор: ERCHOV

    В 664 г. при праведном халифе Омаре арабы, восседавшие на конях и верблюдах, впервые вторглись в долину Инда. К концу VII века в состав Омейядского халифата вошла область Макран (юг современного Белуджистана), население которого приняло ислам.
    В дальнейшем вторжения мусульман происходили всё чаще и чаще.

    4

    Автор: ERCHOV

    Соответственно, на территории Индостана стали появляться как отдельные последователи Пророка, так и целые княжества. И теперь перед мощным напором ислама начал отступать уже буддизм.
    2

    Автор: ERCHOV

    По свидетельству историков, индуисты, особенно высоких каст, старались сохранить свою веру, тогда как буддисты от своего учителя отрекались легко.
    4

    Автор: ERCHOV


    В музее есть интересная буддийская святыня — камень с отпечатками стоп Будды (надеюсь, что я правильно понял).
    4

    Автор: ERCHOV

    В своё время над ним установили купол. Сам Будда в Гондхаре не был, но следы оставил. Будда ушёл и вернуться не обещал.
    2

    Автор: ERCHOV


    Ещё есть интересная фигурка. На длинном крюке подвешена вниз богиня смерти. По задумке, фигурка должна качаться, отгоняя саму смерть. Не помогло. Вторжения мусульман неизменно приводило к большому количеству жертв, после чего смерть как раз и считала свою добычу.
    2

    Автор: ERCHOV

    Население долины Инда полностью приняло ислам в IX-XI веке. Однако, единоверцев с востока от вторжений это не останавливало.
    Газневиды, Гуриды, монголы, Тимур, Бабур, Надир-шах, Ахмет Шах Абдали — трудно даже подсчитать всех завоевателей Индии, которые в некоторых случаях, захватив власть, воевали на её территориях между собой. Для справедливости отметим, что династия Великих Моголов внесла огромный вклад в развитие и культуру как Индии, так и нынешнего Пакистана.

    Постоянные набеги и междоусобные войны не могли не сказаться на хозяйственной деятельности региона. Обычный ислам в некоторых случаях перестал удовлетворять желания людей в их стремлении к пониманию мира.

    2

    Автор: ERCHOV

    В начале XIII века на территориях нынешнего Пакистана начинает возникать такое явление как суфизм. Достигшие просветления
    Индуизм также подвергается влиянию ислама, и в 16 веке на его базе появляется новое учение — сикхизм.
    4

    Автор: ERCHOV

    В некоторых случаях приходится слышать, что сикхизм — это ни что иное, как попытка объединения ислама и индуизма.
    2

    Автор: ERCHOV

    Сикхи, что очень важно, в отличие от индуистов, признают Единого Бога Творца.
    В любом случае, в 1765 г. сикхи создают в Пенджабе своё государство, столицей которого в 1799 г. стал Лахор.
    1

    Автор: ERCHOV

    Они сумели дать отпор афганцам, набеги которых после 1809 г. полностью прекратились.
    2

    Автор: ERCHOV

    Однако в последующем нынешний Пакистан ощутил влияние новой силы, которая основательно утвердилась в Индии в 18 веке.
    4

    Автор: ERCHOV

    На историческую сцену вышла английская Ост-Индийская компания. Одержав верх над конкурентами — французами, англичане со временем установили контроль над всей бывшей территорией Великих Моголов, правя от их имени и от имени их наместников.
    2

    Автор: ERCHOV

    В начале XIX века англичане вплотную подошли к Пенджабу. Заключенный в 1809 г. договор между англо-индийской империей и Пенджабом превратил последний в буферное государство.
    0

    Автор: ERCHOV

    В любом случае, сикхи своё государство укрепили.
    1

    Автор: ERCHOV

    Им даже удалось наладить в Лахоре производство огнестрельного оружия.
    0

    Автор: ERCHOV

    В последующем между Афганистаном, сикхами и англичанами произошла целая череда войн. В 1848-1849 гг. развернулась вторая англо-сикхская война, по результатам которой сикхи потерпели поражение.
    1

    Автор: ERCHOV

    Независимое Пенджабское государство было ликвидировано.
    1

    Автор: ERCHOV


    Бассейн Инда для англичан представлял особый стратегический интерес в связи с неполной подчинённостью Афганистана. Проводниками своей политики в Пенджабе англичане сделали именно сикхов.
    1

    Автор: ERCHOV

    Те, в свою очередь, не принимали активного участия в антибританских восстаниях 1857-1859 гг.
    Долина реки Инд при англичанах наконец-то получила мир и долгожданное развитие. Британцы построили в Пенджабе дороги для колёсного транспорта, а уже в 1870 г. была проложена первая железная дорога. В 1880-1890 гг. было прорыто несколько магистральных каналов, которые соединили между собой основные реки Пенджаба. Всё это привело к подъёму сельского хозяйства и к процветанию торговли.
    1

    Автор: ERCHOV

    Население Пенджаба стало резко увеличиваться.
    3

    Автор: ERCHOV


    Сикхи составляли костяк колониальной британской армии. С выходом на пенсию им предоставлялся земельный участок. Соответственно, они предпочли селиться в новоорошенных районах. За сикхами потянулись индусы. Таким образом, конфессиональная однородность мусульман западной (пакистанской) части Пенджаба была существенно нарушена.
    5

    Автор: ERCHOV

    Впрочем, тогда казалось, что ни к чему серьёзному это не приведёт.
    2

    Автор: ERCHOV

    Индуисты и мусульмане, которые в культурном и этнографическом отношении чаще всего были теми же индийцами,
    1

    Автор: ERCHOV

    вместе боролись с колонизаторами за независимость.
    1

    Автор: ERCHOV

    Я же, гуляя по музею, так и не смог усвоить, чем двери мечетей эпохи Великих Моголов отличаются от аналогичных,
    2

    Автор: ERCHOV

    которые ставили на свои храмы сикхи.
    11

    Автор: ERCHOV

    Наверно меня поднимут на смех искусствоведы, но я здесь не вижу принципиальной разницы.
    Как говорил почтальон Печкин: "Если пуговка ваша, то и мальчик тоже ваш." В моём же понимании, даже если народ разделён религией, кем-то или чем-то там ещё, но если в искусстве очень много общего, в этом случае можно говорить о единой составляющей.
    5

    Автор: ERCHOV

    В 1901 г. население нынешнего Пакистана составляло 16-18 млн. человек. По данным переписи, к 1941 г. здесь проживало 28 млн.

    4

    Автор: ERCHOV

    А на момент образования Пакистана насчитывалось уже 30 млн. человек. К 1947 году немусульмане составляли до 20-30%.

    Далее произошёл известный раздел Индии на 2 части. Впрочем, это уже тема особая.

    7

    Автор: ERCHOV

    Если же говорить о музее, то он у пакистанцев пользуется популярностью.

    9

    Автор: ERCHOV

    На территории есть сувенирный магазин
    9

    Автор: ERCHOV

    и книжный киоск.
    3

    Автор: ERCHOV

    Любопытно наблюдать за одеждой и за поведением людей, которые, в моём понимании, являются единой нацией, разделённой вначале по религиозному принципу,
    10

    Автор: ERCHOV

    а после ещё и политически.
    6

    Автор: ERCHOV


    P.S. Дабы лучше понять этнографическую составляющую Пакистана, рекомендую прочитать эту заметку — Лок Вирса музей - самый лучший краеведческий музей Пакистана

    Продолжение рассказа здесь
    Пакистан. Ч-2. От гуннов до Великих Моголов. Мечеть Бадшахи

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    85 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Лахор
    сообщить модератору
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      7 июн 2016, 17:21
      удалить
      Не, разбираться в хитросплетениях здешней истории я даже пытаться не буду, настолько там черт ногу сломит. Лучше просто схожу на верхнюю и нижнюю смотровые площадки в Исламабаде. А потом расскажу про другой музей.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      7 июн 2016, 17:33
      удалить
      Так что же это получается? Ты спасибкнул не читая? А кто проверит в тексте запятые? Думаю, твоё поведение стоит обсудить на форуме!
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      7 июн 2016, 17:39
      удалить
      Почему же не читая — я-то как раз все прочитал, вот только среди всех этих Селевкидов, Газнавидов и бог знает кого еще даже я теряюсь, не говоря уж про остальных.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      7 июн 2016, 19:17
      удалить
      В Лахорский музей можно и не ходить и в сам Лахор можно и не ездить — главное в жизни не быть лохом.
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      7 июн 2016, 20:58
      удалить
      Если не ездить в Лахор, то можно и не родиться!
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      7 июн 2016, 19:38
      удалить
      Очень живые фото и сам рассказ. Правда, через историческую часть я часа два, по кусочку продиралась, пока прочла :-) Историю их я все равно не разберу, наверно)) Но вот смотреть на Пакистан и его жителей на улицах, читать зарисовки про мелкие события вроде аварии мотоцикла или улыбки бородача — это здорово.
      Про нижнюю смотровую с обезьянками (у 097) тоже понравилось
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      7 июн 2016, 20:56
      удалить
      ksushashaнаписала 7 июня в 17:38

      Правда, через историческую часть я часа два, по кусочку продиралась, пока прочла :-) Историю их я все равно не разберу, наверно)) Но вот смотреть на Пакистан и его жителей на улицах, читать зарисовки про мелкие события вроде аварии мотоцикла или улыбки бородача — это здорово.


      Во, и я о чем!
      Люди же мыслят в духе фейсбука (авария мотоцикла, улыбка бородача), а тут такой неподъемный трактат :)
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      7 июн 2016, 19:48
      удалить
      Спасибо, Оксана, за внимание!
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      7 июн 2016, 20:13
      удалить
      Шикарный музей! Прекрасный материал!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      7 июн 2016, 20:25
      удалить
      От пакистановеда подобное расцениваю как оценку 5+
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      7 июн 2016, 20:59
      удалить
      Пакистановед, который еще не родился :)))
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      7 июн 2016, 23:40
      удалить
      До чего сильно чувствуется греческое влияние в скульптуре! Греки-то тоже в изобразительном искусстве не сильны были, может тут есть связь?
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      7 июн 2016, 23:48
      удалить
      Ну у греков какие-то мозаики были, на кувшинах они богов рисовали. А эти рисовать стали, насколько я понял, лишь в 4-5 веке, хотя скульптуры высекали давным-давно. Может, конечно, мы чего-то о них не знаем? Объяснил бы кто?
      А скульптуры первые — так лица точёные, греческие... Прелесть!
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      8 июн 2016, 01:36
      удалить
      Молодец, Максим! Мне понравилось!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      8 июн 2016, 07:22
      удалить
      Спасибо за внимание!
    • eduardos
      помощь
      eduardos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 ноя 2012
      8 июн 2016, 07:06
      удалить
      Эх...С удовольствием бы тоже там побродил. Музей шикарен просто!!!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      8 июн 2016, 07:23
      удалить
      Эдуард, я постарался, чтобы ты побродил вместе со мной виртуально...
    • eduardos
      помощь
      eduardos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 ноя 2012
      9 июн 2016, 04:34
      удалить
      ERCHOVнаписал 8 июня в 12:53

      Эдуард, я постарался, чтобы ты побродил вместе со мной виртуально...


      Спасибо!!! Я прислушиваюсь к себе и с некоторой грустью понимаю, что в половину тех стран, где ты уже побывал, я, скорее всего, никогда не попаду. Что-то нужно менять в своей жизни...
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      9 июн 2016, 09:15
      удалить
      Эдуард, все эти путешествия и описание оных — это всё баловство. По-большому счёту без всего этого можно прожить — главное это не Главная Турбины, главное это тыл, главное это семья. Дабы что-то в жизни поменять, перед этим нужно 10 раз подумать. Лучшее — враг хорошего!
    • ilonariga
      помощь
      ilonariga
      в друзья
      в контакты
      С нами с 9 мар 2014
      9 июн 2016, 18:37
      удалить
      eduardosнаписал 9 июня в 13:34

      Спасибо!!! Я прислушиваюсь к себе и с некоторой грустью понимаю, что в половину тех стран, где ты уже побывал, я, скорее всего, никогда не попаду. Что-то нужно менять в своей жизни...


      А мне кажется, что главное — это чтобы человек был хороший:)
    • ilonariga
      помощь
      ilonariga
      в друзья
      в контакты
      С нами с 9 мар 2014
      9 июн 2016, 18:24
      удалить
      Спасибо, прочла с интересом, Максим!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      9 июн 2016, 18:30
      удалить
      Рад, что понравилось!
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      10 июн 2016, 04:33
      удалить
      Семья — это замечательно! Надежный тыл — еще лучше! Но куда деть ощущение радости и счастья, когда трудный путь пройден, ты вкусил все прелести преодоления этих трудностей и через неделю думаешь, куда направиться в следующий раз.Чтобы было и трудно, и интересно!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      10 июн 2016, 08:16
      удалить
      Тоже верно. Но путешествуем мы, как правило, не одни. В моём случае, я еду в тур с изначально незнакомыми людьми, которые своими приколами под конец поездки так надоедают, что только и думаешь, когда ты от этой компании избавишься...
    • ariana
      помощь
      ariana
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 фев 2012
      10 июн 2016, 11:29
      удалить
      Максим! Спасибо!!!! (здесь ставлю восклицательные знаки до Пакистана, прямо до чарующего Лахора). Ах как же я люблю эту страну.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      10 июн 2016, 12:23
      удалить
      Я тоже её полюбил!
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      10 июн 2016, 15:44
      удалить
      Прочитала с большим интересом (два раза). Знакома заочно была (по рассказам мужа) только с Карачи.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      10 июн 2016, 16:31
      удалить
      Спасибо! Расскажите, что муж рассказывал.
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      11 июн 2016, 23:23
      удалить
      Очень интересно и занимательно!!! спасибо!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      11 июн 2016, 23:55
      удалить
      Алефтина, благодарю за внимание!
    • fatherisa
      помощь
      fatherisa
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 окт 2014
      12 июн 2016, 19:55
      удалить
      Если б не последние две фотографии и не День Ершова, я бы еще подумал, стоит ли лайкать этот пост. Я хоть и бывший работник музея, но подобные экспозиции пробегаю бегом или вообще обхожу стороной. Без обид.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      12 июн 2016, 20:08
      удалить
      Дядя Толя, вот именно — без обид. Твоя дитятка, пользуясь ДжиПиЭс, погнала волну на грёбаных попутчиц баб — и теперь ты, мой нечастый читатель, остался, либо без Пешевара, либо без долины Сват, либо без ru.wikipedia.org/wiki/Тахт-и-… — оный объект занесён в ЮНЕСКО. Одним словом, спасибо тебе за правильное воспитание дитятки, спасибо, что ты его научил пользоваться ДжиПиЭс....
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      12 июн 2016, 20:50
      удалить
      Бабы озлобились из-за отсутствия горячей воды три дня подряд, за ночлеги в подвалах, заселения в 4 часа утра и за поездки ночью под охраной бандитов в милицейской форме :)
      А еще из-за того, что вы с Игорьком вдвоем, никого больше не спрося, подговорили Пашу рвануть ночью через Ловари-Ла (на наше счастье там недостроенный тоннель оказался).
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      12 июн 2016, 21:57
      удалить
      Изначально, баба, которая, как известно не птица, а курица, бежит туда где корм. Вот от этой кормушки ты их и отпугнул.

      И вообще, русский писатель, пожалуй, использует эту цитату в своей статье про недосмотренный Пакистан.
    • KuznetsovSergey
      помощь
      KuznetsovSergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 авг 2013
      21 ноя 2016, 22:32
      удалить
      Очень интересный музей! Особенно понравился камень с непрочтенными письменами... Есть над чем задуматься!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      21 ноя 2016, 22:38
      удалить
      Сергей, благодарю за внимание!
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      8 дек 2017, 23:33
      удалить
      Очееень долго читала, так много всего переплетено... Из мозаики складывается узор или картинка, и она бывает красивой и понятной, а бывает и не пойми что. Вам удалось рассказать ясно и доходчиво и показать интересно, не только экспонаты, но и уличную жизнь.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      8 дек 2017, 23:40
      удалить
      Спасибо за внимание! Жизнь такая короткая, при этом всё хочется посмотреть и, если понравилось, поделиться впечатлениями.

      Аня, телевизор реальной жизни не отражает. В который раз я в этом убеждаюсь.
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      9 дек 2017, 00:09
      удалить
      Хорошо, что есть возможность ездить и затем рассказать. Это замечательно!

      А телевизор я не смотрю почти двадцать лет. Честно! И моя семья легко обходится без ящика. Иногда я узнаю кошмарные новости через несколько дней и есть те кто недоумевает как можно без тв жить?!? А легко! Нам не нужен поток негатива, фальши и бреда.
      Если что-то надо узнать или уточнить — есть книги, справочники, библиотеки, в конце концов инет. Отделить мусор, читать между строк, отсеивать ненужное, перепроверять и пр. можно научиться со временем.
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      8 дек 2017, 23:48
      удалить
      ""В романе "Джура" Г. Тушкана описывается малый заброшенный кишлак, затерявшийся в горах Памира, где проживающие в нём киргизы даже не подозревают о существовании огромного мира. По словам пакистанцев, на их территории до сих пор существуют горные народы, которые не имеют, либо не желают иметь каких-либо связей с внешним миром."" — знакомая рассказывала о поездке её родственника с маленькой группой людей для съёмки будущего альбома-повествования о жизни народа в высокогорном селении Горного Бадахшана. Весь уклад жизни этих людей остановился где-то в далёком прошлом. И ведут себя совсем не так как в больших городах. Группа осталась довольна экспедицией и людьми в горном селе.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      8 дек 2017, 23:58
      удалить
      Нет, с нашим бывшим Памиром подобные общества несколько неправильно сравнивать. На Памире была Советская власть со всеми вытекающими последствиями. Эти же, насколько я понимаю, с внешним миром принципиально не общаются.
      А вообще, природа и народы Северного Пакистана с Памиром имеют много общего (в Горном Бадахшане я тоже был).
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      24 дек 2018, 12:04
      удалить
      Потрясающая экспозиция, только этому музею можно посвятить не один день. Максим, благодаря вам, все больше проникаюсь историей страны...


      Спасибо за ваш неспешный рассказ, дающий возможность познавать, узнавать, сопоставлять и делать выводы.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      24 дек 2018, 12:28
      удалить
      Рад, что понравилось!
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      24 дек 2018, 12:49
      удалить
      Мне импонирует ваш вдумчивый подход к путешествиям, с размышлениями, а не просто показом "здесь был Вася"!
    Наверх