Ла-Рок-сюр-Сез – совсем небольшая деревушка, выросшая где-то в XII веке на известняковой скале рядом с живописными порогами Сотаде. В те далекие времена река Сез была вовсе не такой покойной и дремотной, как в наши дни, и ее суетливых вод вполне хватало на то, чтобы питать мельницу, вокруг которой, собственно, и теплилась жизнь в этих местах.
Люди, населявшие деревню много веков назад, были на редкость неприхотливы в своих потребностях, и для полного средневекового счастья им было достаточно таких малостей, на которые человек современный вряд ли обратил бы хотя бы толику своего драгоценного внимания.
Общение с внешним миром они осуществляли через каменный мост, а не посредством мобильной связи, защищать их от нападок отморозков был призван небольшой воинственный замок, не имеющий к Страсбургскому суду по правам человека никакого отношения, а отсутствие монструозного гипермаркета местным жителям с легкостью компенсировала круглогодичная мельница.
Наибольший интерес в этой святой по тем временам троице, как ни странно, представляет двенадцатиарочный мост через Сез. Не так часто мне доводилось слышать о подобной махине отстроенной в XII веке, да еще и в столь не бойком месте, как задворки Лангедока. Возможно, с этой датой кто-то сильно погорячился, потому как информация о том, что выстроил его внук незабвенного во Франции Карла Мартеля и вовсе выглядит полным бредом. Насколько мне известно коньячных дел монарх отошел в мир иной в середине VIII века, а это значит, что один из его потомков должен был быть о-о-очень матерым долгожителем.
Ну да Бог с ним, с Мартелем, ибо есть в Ла-Рок-сюр-Сез, о чем рассказать и без его участия. Беззаботная «пионерская» юность деревни трагически оборвалась в 1348 году. Вначале чума на пару с голодом выкосили около половины населения всего региона, а затем Англия продолжила начатое ими дело в рамках душераздирающей 100-летней бойни.
Болезни, голод, повальное истребление городов и деревень, — все это вылилось в восстание, которое за считанные годы охватило большую часть территории Франции. На словах тюшены (так называли себя очередные борцы за справедливость) сражались за возвращение городских вольностей и снижение налогов, а на деле они были тривиальными мародерами и разбойниками. В Ла-Рок-сюр-Сез они заглянули где-то в конце шестидесятых годов XIV столетия, оставив после себе долгую, но чрезвычайно недобрую память.
При их появлении миниатюрный замок на холме жалобно крякнул в последний раз, печально взглянул на окрестные пейзажи и осыпался карточным домиком к ногам жаждущего крови победителя. Сами же борцы за народное счастье устроили на его руинах веселый праздник, в котором не было места ни жалости, ни состраданию.
«И много было выпито вина» — сказал бы по этому поводу Андрей Макаревич. «И мальчик у окна напился пьян»… А вот на бедную девочку руками махать никто не собирался, и ее столь понятное стремление бежать домой, было встречено решительным, но бесповоротным «Хрен тебе!»…. Насилие над женами и детьми аристократов тюшены превратили в свою визитную карточку, и такого извращенного разгула Франция более не знала вплоть до начала религиозных войн.
Однако задерживаться в Ла-Рок-сюр-Сез бандитам не было никакого резона. Всего в семи километрах от деревни находился замок Корнийон, на который пускали ядовитую слюну все отморозки округи. Этот замок со всеми потрохами когда-то принадлежал удивительному человеку своего времени — Папе Клименту VI. В какой-то момент жизни алчность Божьего наместника на земле воспарила до таких высот, до которых не долетали ни горные орлы, ни молитвы его паствы.
Он купил себе Авиньон, назначил кардиналами 8 своих племянников, а его индульгенции расходились также бойко, как местные сыры в хороший ярмарочный день. Не покладая натруженных рук, команда сплоченных единомышленников за хорошие деньги сенила крестом, отпускала грехи и приторговывала из-под полы Господней Благодатью. Естественно, абсолютно эфемерное – «Благодарю» никаким образом не могло удовлетворить Папу, потому как более всего на свете он любил, когда ему дарили вполне конкретные блага.
Именно их он и прятал от зоркого глаза в Карнийоне, наивно полагая, что ни одна нехристь не позарится на практически Божью собственность. Однако тюшены только поблагодарили Папу за его недальновидность, помолились за его алчность и отправились дальше бороться за права угнетенного народа.
К моменту их появления в Корнийоне Климент уже отошел в мир иной, а потому горевать по поводу утрат пришлось одному из его племянников — Роже де Бофору. Этому прозорливому мужу (а именно он несколькими годами позже взошел на папский престол) сильно не нравилось, когда кто-то лазал в семейный карман, а потому гнев Божий покарал в итоге тех, кто дерзнул позариться на СВЯТОЕ. Этот скромный священнослужитель развил в регионе такую активную деятельность, что восстание тюшенов постепенно пошло на спад, а затем и вовсе было утоплено в крови.
Позволю себе добавить еще несколько слов к биографии Климента, хотя он и не имеет прямого отношения к моему основному рассказу. Ушел из жизни этот матерый старик красиво. Перевалив за 90, он дождался удара молнии в колокольню Святого Петра, практически расслышал звон рухнувших на землю колоколов и счел это серьезным знаком отправляться на свидание с Господом.
Ну а Ла-Рок-сюр-Сез, погоревав немного по поводу понесенных потерь, принялся отстраиваться заново. Замок встал на свое прежнее место, мельница с прежней силой замахала своими мощными крылами, а люди со спокойной совестью забыли, кто такие тюшены, с чем их едят и какое после этого бывает несварение желудка.
Дремотно и мирно деревня жила вплоть до сурового 1573 года. А затем в нее заглянули люди (или скорее нелюди), мало чем отличающиеся от тех, что приходили двумя веками ранее. Нехитрый сценарий повторился слово в слово, и после ухода гугенотов на месте замка снова чернело одно лишь пепелище, а забившаяся по щелям да по кустам жизнь еще долго не смела казать носа из своих потаенных убежищ.
Дальнейшая судьба Ла-Рок-сюр-Сез слилась с судьбами тысяч и тысяч ей подобных. Революция окончательно добила некогда цветущее место, превратив его в груду развалин без жителей и каких либо надежд на возрождение. Однако коснувшись дна, деревенька не увязла корнями в густом и прожорливом иле, а сумела оттолкнуться и схватить-таки живительный глоток долгожданного воздуха.
На выручку ей совершенно неожиданно пришли те самые пороги, рядом с которыми она когда-то впервые увидела свет. Новому французу-романтику настолько пришлась по вкусу идея пикников с видами на журчащие вокруг водопады, настолько благодатными показались естественные ванны с прогретой, чистейшей водой, что слава этих мест вскоре вспорхнула над развалинами Ла-Рок-сюр-Сез и разлетелась по окрестностям.
Небольшими стайками в деревню стали возвращаться люди, а французы (те, что настоящие, а не завезенные с другого немного перегретого страстями континента) категорически не умеют жить в убогости. Камень ложился на камень, один сад перетекал в другой, и в итоге Ла-Рок-сюр-Сез добрался до списка самых красивых деревень Франции.
Подбросило в топку туристического бизнеса сухих и вполне ароматных дровишек то обстоятельство, что всего в 30 минутах езды была открыта одна из самых красивых французских пещера Aven d' Orgnac.
Будто живущий под землей, ненасытный великан, она разверзла свою огромную, каменную пасть в 1935 году и с тех пор питается исключительно любопытными, ищущими приключений визитерами.
Ну а те, кто не желает становиться добычей владыки подземного царства, прямиком из Ла-Рок-сюр-Сез могут отправиться в замок Гриньян. Красивая, как сама Франция, дорога отнимет у вас от силы пять минут, а вот знакомство с судьбой одной из самых просвещённых и образованных дам своего времени, вне всяческих сомнений, позволит с головой окунуться в историю этого прекрасного края.
Сегодня разжиревшие на туризме местные власти пытаются запретить купание в Сезе, ссылаясь на высокую опасность все еще озорной и своенравной реки, но летние фотографии водопадов наглядно иллюстрируют всю тщетность этих благих, но довольно глупых попыток. Водоплавающий, водолюбивый и водонепроницаемый народ не намерен уступать ни капли своей родной реки, отмокая в ней с утра до позднего вечера. И пока эти люди будут собираться в Ла-Рок-сюр-Сез, деревне не страшны ни тюшены, ни гугеноты, ни даже арабы, о которых здесь, впрочем, знают в основном из парижских новостей.
la Roque-sur-Cèze
Мой Рейтинг – 9/10