8 материалов по 3 объектам, 157 фотографий
Подавай кургулдай
Однако, как оказалось, найти заведение, где бы эта кухня была бы представлена, — не так-то просто. Мы "приставали" и к представителям титульной нации, и к русскоязычным с одним и тем же вопросом — где в городе можно удовлетворить наше гастрономическое любопытство. Как ни странно, но ни те, ни другие ничего определённого нам посоветовать не могли, и лишь последняя попытка, когда я уже хотел окончательно махнуть рукой на всю эту историю, привела к тому, что очередной опрашиваемый нами местный житель предположил: "Может, Вам наведаться в юрту?"
Как выяснилось, юрта — это, действительно, юрта-кафе, расположенное в самом центре города, куда, к слову, из-за ремонта дороги пробраться на автомобиле было не так-то просто. Но голод способен помочь преодолеть и не такие препятствия. Вот мы и преодолели.
Кафе-юрта называется "У Субедея". Так уж сложилось, что "богатырская" тема стала для нас сквозной в этот день. И вот почему. Название кафе, наверняка, мало что подскажет для большинства случайных посетителей (первое, что придёт в голову, — Субедеем зовут хозяина заведения). Тем не менее, Субедей ((1176 — 1248) — довольно крупная фигура в истории, имеющая отношения как к Туве, так и к России. Жил он в эпоху Чингис-хана, став одним из приближённых правителя и одним из самых выдающихся полководцев.
Он был единственным в мировой истории военачальником, проделавшим свой ратный путь от реки Хуанхэ на востоке до Адриатического моря — на западе, т.е. поход, который не смогли совершить ни Александр Македонский, ни сам Чингис-хан, ни другие. Не случайно, британский фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери считал полководческий талант Субедея-багатура намного выше всех названных его коллег по оружию. Уже в самом начале своей ратной биографии он получил почетную приставку к имени – "багатур". А чуть позже его прозвали "свирепым псом Чингис-хана".
"К России-то он какое имел отношение?" — резонно спросите вы. К сожалению, имел. Субедей разбил русских на Калке, брал Рязань, сжёг Москву... В общем, напакостил нам по полной.
Тувинцы уверены, что Субедей — их предок. Так ли это на самом деле, ответить непросто, поэтому не будем разубеждать местное население, а лучше поднимемся в юрту, погостим, так сказать, "У Субедея".
Несмотря на свою дислокацию в центральной части города и обеденное время, в кафе — ни души. Розыскав персонал и вооружившись с его помощью многостраничным меню, я начал отыскивать блюда местной кухни, которые, по словам сотрудниц кафе, там имелись.
Отыскав, наконец, соответствующий раздел, мои глаза немного разбежались в многочисленных незнакомых названиях. Подозвав официантку, я поинтересовался, что бы посоветовала она нам отведать в первую очередь среди этих загадочных блюд.
На что получил очень характерный для тувинцев (и не только в этой сфере) исчерпывающий ответ: "Не знаю".
Ну-у, — подумал я, — здесь без гестаповских приёмов толку не добьёшься. Я "заставил" бедолагу официантку рассказать о каждом из национальных кушаний, представленных в меню. Та, нехотя, но вынуждена была временно сдаться потомку когда-то завоёванного её предками народа. (Ага, отмстил частично я Субедею за его происки в отношении Руси!).
В результате, мы всё же сделали заказ, а пока он выполнялся, было время рассмотреть интерьер, что я предложу сделать и вам, и, одновременно скажу несколько слов об особенностях тувинской кухни.
У тувинцев, как и у большинства кочевых народов Средней Азии, основу питания составляют продукты животноводства. Надо учитывать, что способы приготовления, внешний вид и вкус некоторых национальных блюд, а также гигиеническая обстановка на кухне и за обеденным столом могут шокировать даже опытного туриста ( впрочем, для нашего случая это было не характерно. Как дело обстояло на кухне, возможно, к счастью, я не видел, а в зале — всё было пристойно). Пища, как правило, пресная и, вообще, бедна вкусовыми оттенками, поскольку тувинцы почти не используют специй. Видимо, кочевая жизнь народа не способствовала развитию гастрономических изысков.
Наиболее почитаемым продуктом всегда было молоко (сут). Все блюда из молока с древности назывались "ак чем" — "белая пища". Во время праздников, проводов или встреч первым делом подносилось молоко. Хозяйка юрты жертвовала его духам неба и земли, разбрызгивая тоскараком — специальным кропилом -"девятиглазкой".
Помимо молока в тувинской кухне важное место занимает мясо. Представление о достатке в семье и теперь связывается с возможностью ежедневно есть мясо до полного насыщения, причем, по уверению тувинцев, мясо им никогда не приедается.
Мясо домашних и диких животных сушат, вялят, солят, замораживают — словом, придумывают всевозможные способы его длительного сохранения. В любое время года тувинцы предпочитают мясо варить, а отнюдь не жарить. Баранина — самый распространенный вид мяса в Туве. При этом в пищу идёт буквально всё, что остается после разделки туши, в том числе все без исключения внутренности и кровь. Как только туша барана разделана и внутренности разобраны, мясо сразу же варят в котле.
Рыбу тувинцы раньше не ели, да и теперь не слишком жалуют. В районах, где рыба водится в изобилии (например, в верховьях Алаша, на Хемчике), ловят хариусов, ленков, тайменей. Едят рыбу обычно в варёном виде, никаких особых рыбных блюд не готовят.
Я, хоть и был абсолютно не сведущ в местной кухне, тем не менее услышал от обслуги кафе и увидел в меню некоторые знакомые названия. Оказывается, у тувинцев и хакасов есть общие блюда, причём и называются они одинаково.
Далган.У хакасов "г" произносится как "г" фрикативное (на украинский манер). Мука крупного помола из поджаренных зерен ячменя. После чая — первейшая еда тувинцев. Это самое, что ни на есть, демократичное кушание. Его предлагают везде, даже в самой бедной юрте. Зёрна ячменя сначала толкут в большой деревянной ступе — согааш, затем провеивают, поджаривают в чугунном котле (без масла) и снова толкут. При последующем веянии полностью удаляют шелуху и только затем мелют ручной каменной мельницей (дээрбе).
Ещё одно знакомое название и вкус — хан. Блюдо из овечьей крови. Его готовят в процессе разделки туши: свежую овечью кровь перемешивают с солью, луком, сливают в промытые кишки и варят в кипящей воде в большом котле, добавив соли и ароматных трав. Режут и едят тут же горячим. Еда, скажем так, — на любителя. Раз попробовал, а дальше — увольте!
Ну а теперь блюда, которые мы решились заказать в описываемом заведении. Согажа. Считается любимейшим блюдом тувинцев. Нежную часть печёнки поджаривают на углях, после чего режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают. Есть согажа стоит также только в горячем виде, поэтому не стоит зевать, если вам когда-нибудь предложат это блюдо. Стоит принять к сведению, что после этого блюда не рекомендуется пить холодную воду. Иначе, неприятности с пищеварением обеспечены.
Кургулдай — мясо с внутренностями в виде колец.
Оба кушания очень сытные, довольно вкусные, но, как говорится, не на каждый день. Злоупотреблять ими и им подобными тувинскими явствами не стоит, поскольку не всякий желудок с непривычки способен их выдержать без известных последствий.
Среди напитков у тувинцев вне конкуренции, конечно же, подсоленный чай с молоком (суттуг-шай). Чай обязательно должен быть зелёным. Его варят в чугунном котле, с добавлением соли, а когда он закипает, подливают сырое молоко и доваривают вместе с чаем. Пьют чай не только с коровьим, но и с овечьим, козьим и верблюжьим молоком. Напиток может не понравиться из-за непривычного вкуса, но не попробовать его — значит не почувствовать Туву А если вы ещё к тому же в гостях, то это может быть расценено, как неуважение к хозяевам. Так что, хочешь — не хочешь, а пей. Не то, будет вам "барбамбия киргуду". В общем, зарэжуть (штука юмора).
Часы работы кафе-юрты: с 10.00 до 01.00 ежедневно.
- Рекомендую:
Кургулдай, согажа, суттуг-шай.
- Что понравилось:
Интересный стилизованный под национальную юрту интерьер, чистота в зале (в Туве это встретишь не везде), вкусовые качества блюд.
- Что не понравилось:
Вялый персонал, нуждающийся "в пинках".
- Цена на человека: € 10-30
- Адрес:
Адрес: г. Кызыл, ул. Дружбы, 149.
Дешёвый ✈️ по направлению Кызыл
- 23 авг 2013, 20:15удалитьСпасибо, очень интересно. На сколько близки между собой хакасский, тувинский и бурятские языки?
- 23 авг 2013, 22:05удалитьПравда, очень интересно. И блюда необычные, и интерьер ресторана
- 24 авг 2013, 00:17удалитьИнтересную экскурсию Вы нам провели! Стоило потратить силы и время, чтобы найти такой колоритный ресторан!
А "вареность" официанток понятна: ходють тут всякие, чаю не дають попить:))
Подобные заведения, видимо, за счет банкетов выживают! - 24 авг 2013, 20:15удалить
chedtyнаписал 24 августа в 01:15
Спасибо, очень интересно. На сколько близки между собой хакасский, тувинский и бурятские языки?
Тувинский и хакасский языки, входя в группу тюркских языков, имеют в силу этого немало лексических совпадений. Однако, насколько я слышал, отличия всё же настолько существенны, что хакас и тувинец не понимают речи друг друга. Может быть(строю свою версию), затрудняет понимание тот факт, что хакасы в большинстве своём ассимилировались с русскими (значительная часть из них не владеет родным языком). С другой стороны, в язык хакасов проникло значительное количество русизмов и интернациональных слов. Тувинский ( а им владеют практически все тувинцы) испытал заметно меньшее внешнее влияние. В этом, я думаю, одна из причин "взаимного непонимания".
В культурном отношении Тува близка Монголии, однако тувинский и монгольский — совершенно не похожи. А вот бурятский и монгольский — близнецы-братья. - 24 авг 2013, 20:16удалить
ksushashaнаписала 24 августа в 03:05
Правда, очень интересно. И блюда необычные, и интерьер ресторана
Да, нам тоже было там весьма интересно. - 24 авг 2013, 20:22удалить
Norisfoxнаписала 24 августа в 05:17
Интересную экскурсию Вы нам провели! Стоило потратить силы и время, чтобы найти такой колоритный ресторан!
А "вареность" официанток понятна: ходють тут всякие, чаю не дають попить:))
Подобные заведения, видимо, за счет банкетов выживают!
Не исключаю этого, но главное, наверное, причины кроются в национальных особенностях саяно-алтайских народов. Они весьма недоверчивы к пришлым, иногда даже враждебны. Впрочем, это в небольшой степени характерно для "наших" хакасов, которые, особенно в городах, практически обрусели. - 24 авг 2013, 21:43удалить
maklaiнаписал 24 августа в 20:22
Не исключаю этого, но главное, наверное, причины кроются в национальных особенностях саяно-алтайских народов. Они весьма недоверчивы к пришлым, иногда даже враждебны. Впрочем, это в небольшой степени характерно для "наших" хакасов, которые, особенно в городах, практически обрусели.
Не думаю, что причина во враждебности народов:) столкнулась с абсолютно аналогичным отношением в Пятигорске! Все тоже самое: народу никого и одна мороженая официантка, которую нужно долго звать. И так во всех ресторанах!! - 24 авг 2013, 23:11удалить
Norisfoxнаписала 25 августа в 02:43
Не думаю, что причина во враждебности народов:) столкнулась с абсолютно аналогичным отношением в Пятигорске! Все тоже самое: народу никого и одна мороженая официантка, которую нужно долго звать. И так во всех ресторанах!!
Значит, для нашей страны это явление интернациональное. - 24 авг 2013, 23:28удалить
maklaiнаписал 24 августа в 20:15
Тувинский и хакасский языки, входя в группу тюркских языков, имеют в силу этого немало лексических совпадений. Однако, насколько я слышал, отличия всё же настолько существенны, что хакас и тувинец не понимают речи друг друга. Может быть(строю свою версию), затрудняет понимание тот факт, что хакасы в большинстве своём ассимилировались с русскими (значительная часть из них не владеет родным языком). С другой стороны, в язык хакасов проникло значительное количество русизмов и интернациональных слов. Тувинский ( а им владеют практически все тувинцы) испытал заметно меньшее внешнее влияние. В этом, я думаю, одна из причин "взаимного непонимания".
В культурном отношении Тува близка Монголии, однако тувинский и монгольский — совершенно не похожи. А вот бурятский и монгольский — близнецы-братья.
Спасибо большое. Я из за Субудей в первую очередь спросил, у меня такое ощущение что его происхождение должно было быть моногольско-бурятское? Ведь он из ранних соратников Чингиза. А сохранение языка у бурятов достаточно жесткое, посмотрите на калмыков. Но это я так просто... Это скорее еще один вопрос, чем какое либо утверждение. - 25 авг 2013, 08:57удалить?!
- 25 авг 2013, 08:59удалить
chedtyнаписал 25 августа в 04:28
Спасибо большое. Я из за Субудей в первую очередь спросил, у меня такое ощущение что его происхождение должно было быть моногольско-бурятское? Ведь он из ранних соратников Чингиза. А сохранение языка у бурятов достаточно жесткое, посмотрите на калмыков. Но это я так просто... Это скорее еще один вопрос, чем какое либо утверждение.
Я, Михаил, оговорился в материале, что вопрос происхождения Субедея спорный. Сейчас, я заметил, наметилась тенденция у некоторых народов (тувинцы не исключение) в прошлом пытаться найти некую духовную опору, великие достижения, великие имена в противовес незавидному настоящему. Позиция — понятная и, видимо, вполне прагматичная.
Вот только великих дел и имён на всех не хватает. Это и вдохновляет оппонентов на ожесточённые научные и околонаучные споры. Самый удачливый из полководцев мира (Субедей) — чем не основа для таких баталий?!