Несмотря на то, что церковь Святой Урсулы
числится в Венке Кёльнского собора под последним, двенадцатым, номером, сама святая Урсула значит для Кёльна очень много.Если взглянуть на герб города,
то на нём видно, что щит герба разделён на две части. В верхней части изображены три короны библейский королей-волхвов, чьи мощи хранятся в Кёльнском соборе. В нижней части расположенные в три ряды 11 слезинок в память о святой Урсуле и её 10 девственницах- спутницах. Не случайно, что вплоть до 1164 года, когда архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи Трёх царей, реликвии Святой Урсулы считались главной святыней города.Святая Урсула с 11 светильниками присутствует на другом гербе — Британских Виргинских островов.
Это не случайно. Дело в том, что название Виргинским островам дал Христофор Колумб при их открытии в 1493 году именно в честь Святой Урсулы и её спутниц Santa Úrsula y las Once Mil Vírgines (краткое название Las Vírgines).Вспомним легенду про Святую Урсулу. Дело в том, что помимо легенды документальных подтверждений её жития не найдено. В качестве иллюстраций используем цикл из 9 картин итальянского художника Витторе Карпаччо (ок. 1465 — 1525/1526) "История Святой Урсулы" (1490—1495), написанным им для братства Святой Урсулы (Scuola di Sant Orsola). Эти картины предназначались для украшения часовни, находящейся при церкви Санти Джованни е Паоло в Венеции. При этом на картинах была изображена не Бретань, а более привычная для художника Венеция. В качестве исходного материала выступила книга "Золотая легенда", изданная в Венеции в 1485 году. В книге приводилось жизнеописание Святой Урсулы.
Мимоходом хочу заметить, что в церкви Святой Урсулы в Кёльне имеются картины других авторов.
Жила в середине IV века прекрасная дева Урсула. Отцом её был славный и богатый британский король Теонест. Не ищите это имя среди легендарных королей Британии, нет его в списке ни среди бриттов, ни среди шотландцев. Есть вариант легенды, где говорится, что отец Урсулы был королем Арморики, находящейся в Бретани. С точки зрения истории — вполне возможно, ведь с 440 по 600 годы на полуостров с Британских островов последовало несколько волн переселений бриттов. А судя по карте 500 года, через сто с небольшим лет после описываемых в легенде событий, Арморику по названию было легко спутать с Британией.
Была Урсула умной и красивой, весть о ней разнеслась по окрестным королевствам. Единственный сын английского короля Агриппа, наследный принц Конон влюбился в Урсулу и хотел взять её в жены. Для этого были присланы в Бретань английские послы.
Но Урсула была христианской и вступать в брак с язычником ей не хотелось. Она пошла на хитрость, думая, что перехитрит всех. Дала согласие на брак, если будут выполнены следующие три условия:1).Жених должен принять христианскую веру.
2).Необходима отсрочка в три года для паломничества по святым местам
3).Сопровождать её должны 10 знатных девушек-девственниц.
Послы отправились обратно в Англию
и сообщили весть своему королю. Король и его сын приняли условия Урсулы.Тут возникает одно, но большое противоречие. В ранних версия странствующих девственниц было 11, включая Урсулу. Более поздние версии легенды считают, что Урсула настояла на том, чтобы каждую из девушек, в том числе и саму Урсулу, должны сопровождать по одной тысяче девушек, всего выходит — 11 000 девственниц. Не хочется спорить с легендой, но многовато что-то девственниц отправилось в путешествие с Урсулой. Ведь только съестных припасов сколько нужно было заготовить и взять с собой в дорогу.
Примерный пункт паломничества был следующим — до порта Киэлла в Галлии, затем по Рейну вверх до города Базеля, а оттуда пешком до Рима. Одним из ключевых пунктов путешествия стал Кёльн, в котором была сделана остановка. Здесь во сне Урсуле явился ангел и поведал, что после Рима не стоит возвращаться в здешние места, ибо ждёт здесь Урсулу мученическая смерть.
Путь был продолжен и после пешего перехода от Базеля до Рима, где по пути местные жители удивлялись и радовались красоте Урсулы и дарили цветы, принцесса со свитой явилась на приём к мифическому Папе Римскому Кириаку. Папа торжественно сложил с сея сан и присоединился к паломницам, отправляющемуся в обратный путь. Здесь же объявился жених Урсулы, успевший принять христианство по именем Этерий.Пока Урсула со спутницами совершали паломничество в Европе появились полчища гуннов под предводительством Аттилы. Когда на обратном пути Урсула проплывала мимо Кёльна, тот был осаждён ордами гуннов. Все спутники Урсулы были убиты, а её возжелал сам Атилла, предложив ей стать своей женой. Но гордая девственница отказалась от такой участи и была убита.
Витторе Карпаччо " Легенда о святой Урсулы : Мученичество и Похороны Святой Урсулы" . Легенда о святой Урсулы: Апофеоз Святой Урсулы .
Изображения Святой Урсулы можно встретить в различных уголках Кёльна, в частности на здании Ратуши
и на фонтане Женский фонтан.В Кельне ежегодно практиковалось торжественное шествие, когда мощи Святой Урсулы проносились по улицам города с остановками во всех церквях Кёльна. Порой этот процесс занимал более трёх дней. Сейчас это событие менее торжественное и происходит во второй половине дня в первое воскресенье после дня памяти Святой Урсулы, отмечающийся 21 октября.
Начиная с XII века в Европе начали появляться многочисленные религиозные братства, которые называли себя "ковчегами Урсулы" ("navicula S. Ursulae"), члены которых отдавали себя под защиту и покровительство святой Урсулы.
Только в Кёльне имелось пять "ковчегов Урсулы", к которым принадлежали различные слои городского общества. "Патриции Святой Урсулы" объединяли знатных горожан, "Достпочтенное и достохвальное общество Святой Урсулы принимало в свои ряды только вдов и не состоящих в браке женщин. О своём составе явно говорят названия "Священники Святой Урсулы" и "Кровельщики Святой Урсулы". До наших дней дожило лишь объединенное братство Святой Урсулы, возникшее в 1445-1456 годах. и в которое входят не только жители Кёльна.
В мире создавалось немало монашеских женских конгрегаций, посвященных Святой Урсуле. Самая известная из них — это "Римский союз Ордена Святой Урсулы" ("Ordo Sanctae Ursulae"), основанный в 1535 году. Когда говорят "урсулинки", то обычно подразумевают его, хотя термин объединяет все организации, посвященные Святой Урсуле.
Другие известные организации урсулинок — "Сестры-урсулинки из Тильдонка", основаны в 1820 году в городе Тильдонке (Бельгия), и "Сёстры-урсулинки Сердца Иисуса в агонии" ("Congregatio Sororum Ursulinarum a Sacro Corde Iesu Agonizantis"), основаны в 1920 году Урсулой Ледуховской (Urszula Ledóchowska, 1865-1939), их еще называют "серые урсулинки" за цвет их одеяний.В Санкт-Петербурге с 1909 по 1917 год существовал монастырь урсулинок, затем закрытый, нов 2007 году монастырь возобновил свою работу.
Атрибутами образа Святой Урсулы являются: стрела, крестообразное знамя, корабль, книга или сонм юных дев.
Считается, что Святая Урсула с соратницами погибла в 383 году. На месте гибели появилось кладбище и небольшая часовня, затем церковь, которая несколько раз перестраивалась. После 886 года здесь возник женский монастырь. После включения этого места в городскую черту в 1106 году кладбище было разрыто, что привело к всплеску популярности Святой Урсулы и её спутниц. Кости с кладбища стали разбредаться как реликвии по всей Европе. Есть частица мощей святой Урсулы даже в Покрово-Тервеническом монастыре в Санкт-Петербурге. На фоне популярности было решено построить новую большую церковь, к 1135 году церковь была освящена.
В 1230 году к церкви была пристроена западная башня, а в 1680 году на куполе башни появилась так называемая "британская корона", ведь согласно легенды Урсула была британской принцессой.
В 1801 году монастырь урсулинок был разогнан французами. Во время Второй Мировой войны после бомбардировки 1942 года сначала была разрушена крыша, затем последующие авианалёты превратили церковь в развалины. Первая волна реконструкции была проведена с 1949 по 1972 год, более масштабная — в 1999-2004 годах.
В церкви Святой Урсулы мне довелось побывать внутри. Уже на дверях расположены различные исторические сюжеты.
В вестибюле нас встречает каменное изваяние девы Марии с телом Христа (1420).
Здание просторное, наполненное воздухом.
В середине центрального нефа расположены под стеклом два золотых ларца с мощами Святой Урсулы и погибшего в Кёльне её жениха Этерия. Там же старинная мемориальная доска IV-V веков, сообщающая, что некий римский сенатор Clematius обнаружил захоронение девственниц и восстановил на этом месте христианскую базилику.Наверху в средних аркадах балкона размещены деревянные скульптуры, созданные в 1500 году. Примечательно, что лица выглядят естественно и отсутствует обычная для религиозных скульптур стилизация.
Саркофагов в церкви хватает.
Саркофаг Святой Урсулы пустой внутри. Сам саркофаг датируется первой половиной XV века, крышка со скульптурой Святой Урсулы была добавлена в 1659 году.
Есть саркофаг, на котором установлена модель корабля в память о путешествии Святой Урсулы по Рейну.
Поучительная надпись на саркофаге начала XII века, рассказывающая, что Viventia -третья дочь некоего Pippins d.Ä., умершая в 639 году, дважды была похоронена, но оба раза чудесным образом саркофаг оказывался на поверхности земли. Хотя в церкви Святой Урсулы можно хоронить только дев-мучениц из её окружения, для этого саркофага было сделано исключение.
Перед входом в часовню Марии, расположенную в северной стороне церкви расположены другие фигуры Девы Марии
и Христа Спасителя. Эти скульптуры созданы в середине-конце XV века. Интересно, что скульптура Девы Марии находится справа от скульптуры Христа, а слева от него располагается скульптура Святой Урсулы, созданная ориентировочно в семидесятых годах XV века в мастерской кёльнского скульптора Тильмана ван дер Бурха (Tilman van der Burch).В правой руке она держит стрелу, как атрибут ее мученичества, стрелку, в левой — молитвенник. На голове принцессы Урсулы одета корона. В складках плаща спрятались небольшие по размеру девственницы, отправившиеся с ней в далёкий путь, по три с каждой стороны.
Общий вид часовни Марии (Marienschiff) выглядит вот так.
А на стенах её шесть красивых мозаичных ново-романских панно.Много различных интересных реликвий в церкви. Барельеф "Kreuztragung Christi" изображает Христа, несущего крест на Голгофу. Создан в начале XVI века.
Имеется цикл икон, отображающих Крестный путь Христа, а также другие иконы.Сохранились несколько старинных фресок, изрядно поеденные временем.
Витражи в церкви нескольких видов. Сеть красочные в центральном нефе и в некоторых других местах,
есть без рисунков, а есть несколько необычные для романских церквей Кёльна. Непривычные, другие сочетания красок, рванные линии. Судя по всему создавались витражи в разное время.Уже приехав домой, пожалел, что бывал в церкви Святой Урсулы без гида. Как оказалось — пропустил самое интересное — золотую камеру.
Что ж и на старуху, то бишь старика, бывает проруха.С годами отношение римской курии к Святой Урсуле поменялось, в 1969 праздник святой Урсулы был исключен из римского поминального календаря. Однако в Кельне этот день, 21 октября празднуется по-прежнему. С герба покровительницу города тоже никто не спешит убирать. Как и изменять народные приметы, связанные с 21 октября: "Святая Урсула уж с нами, знать, и зима не за горами", "Святая Урсула нам хочет сказать, что снегом завалит все поле опять", "Капусту на Урсулу в дом убери, чтоб ее Симон да Иуда снегом не замели" (Память апостола Симона совершается в католической церкви — 28 октября, святого Иуды также 28 октября).
Остаётся Святая Урсула покровительницей не только Кёльна, еще Сорбонны и Венского университета, а также молодёжи, преподавателей, воспитательниц и торговцев сукном.