Кёльнский собор строился несколько веков и для него создавались различные искусные произведения церковного искусства, кроме того в собор были свезены ценности ряда закрытых церквей и монастырей.
В центре хора собора установлен огромный средневековый алтарь Hochaltar, который был освящен в честь святого апостола Петра 27 февраля 1322 года.
Каменный алтарь облицован чёрных мрамором, на котором размещены фигуры пророков, апостолов и святых из белого каррарского мрамора. Позади в левом углу на фотографии мы видим Sakramentshaus. созданный в 1964 году немецким скульптором Эльмарм Хиллебрандом (Elmar Hillebrand, 1925-2016).
Трёхстворчатый алтарный образ покровителей города Кёльна (Altar der Stadtpatrone),
создан в 1442 году немецким живописцем Штефанм Лохнером ( Stefan Lochner, 1400- 1451). Первоначально образ располагался в капелле Святой Марии при ратуше, которая была создана в 1426 году на месте синагоги. Во времена французского владычества часовня была закрыта, алтарь был сохранён Фердинандом Францем Вальрафом (Создатели крупнейшего музея Германии) и в 1810 году передан в Кёльнский собор. Собственно благодаря этому алтарю капелла носит имя Богоматери.В центральной части алтаря изображена сцена поклонения трёх волхвов (Кельнский собор. Часть 2. Главная реликвия), на левой части алтаря Святая Урсула и её спутницы (Церковь Святой Урсулы(Венок Кёльнского собора - 12)) , на правой — святой Гереон сотоварищи (Церковь святого Гереона (Венок Кёльнского собора - 5), Голова в ночи).
Алтарь распятия (Kreuzigungsaltar)
был создан около 1500 года в Рейнской мастерской (mittelrheinischen Werkstatt).В середине алтаря изображено распятие Христа, слева от него Дева Мария, справа Иоанн евангелист. На левой створке изображены Иоанн Креститель и святой Лаврентий, на правой створке — святые Иаков (младший) и Стефан.
Еще один Kreuzigungsaltar,
созданный в 1548 году Бартоломеем Брюном (Bartholomew Bruyn), находится в капелле Святого Михаила. На центральной панели изображены Мария и Иоанн, позади распятия Мария Магдалина. а левой и правой панели изображены коленопреклоненные дарители, одним из которых был каноник церкви Святой Марии ад Градус (St. Maria ad gradus) Иоганн Баунахер де Халфорт (Johann Baunacher de Halfort). Над дарителями святые Андрей (слева) и Пётр (справа).Алтарь Георга (Georgsaltar) в кадр полностью не поместился, приходилось объектив фотоаппарата между звеньев решётки просовывать,
создан в 1520 году в Антверпене, в Кёльнском соборе появился в 1842 году.Алтарь Святой Клары (Klaren-Altar),
был создан примерно в 1350-1360 годах. Располагался во францисканском монастыре Святой Клары в Кёльне. После закрытия монастыря был передан в Кёльнский собор. В 1907-1909 годах была проведена реставрация, была убрана краска, нанесенная поверх старого изображения.К алтарному образу Агилольфа (Agilolphusaltar)
подойти ближе было невозможно из-за заграждения. Когда-то это был главный алтарь церкви St. Maria ad gradus. Создан алтарь был в 1520 году в Антверпене, а в собор попал в 1817 году, через несколько лет после закрытия церкви, где ранее находился.В осевой капелле (Achskapelle) с 1322 года находилась рака с мощами трёх царей-волхвов. В 1892 году она была перенесена на нынешнее место, а капелла была украшена картинами в нео-готическом стиле, созданными художником Фридрихом Францем Марией Штуммелем (Friedrich Franz Maria Stummel,1850 -1919).
Полностью через решётки сфотографировать всё оформление капеллы невозможно, пришлось делать это по частям. Слева,
центр, справа.Алтарь трёх королей (Dreikönigenaltar),
это фактически фрагмент передней стены барочной усыпальницы Трёх волхвов, созданной в 1667 году для осевой капеллы. Находится слева от входа в собор со стороны железнодорожного вокзала. В неё встроено изображение "Милостей Богоматери" ( так называемая "Украшенная Мадонна"). До 1991 года плащ Мадонны регулярно обновлялся и на него вывешивали украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые преподносились в дар Мадонне, среди которых были золотые и жемчужные ожерелья, маленькие кресты, кольца, браслеты, серьги и часы из золота. 4 января 1969 года произошел вопиющий случай, когда стекло было разбито и часть украшений Мадонны была украдена."Распятие Христа" (Kreuzigung Christi),
появилось в 1330 -1340 годах. Отреставрировано в 1900 году художником Вильгельмом Батцемом (Wilhelm Batzem). Состоит из трёх частей, в центре — распятие, слева — Иоанн Креститель, справа — святой Лаврентий.Фрески над алтарём капеллы Святого Стефана.
Слева изображена сцена побивания камнями Святого Стефана, справа сцена из жизни кёльнского архиепископа, Святого Геро.Также находится в капелле Святого Стефана картина "Распятие" (Kreuzigung),
созданная в конце XV века.Эти картины также пришлось фотографировать издалека.
Слева находится картина художника Фридриха Овербека (Friedrich Overbeck) "Вознесение Девы Марии" ("Himmelfahrt Mariens") , написанная в 1855 году по заказу Дюссельдорфской ассоциации искусств.
Справа — картина "Благовещение" ("Verkündigung an Maria") , созданная в 1712 году каноником Кёльнского собора Петром Бегуерером (Petrus Bequerer).
Есть в соборе и такая картина.
Удивительно, что в соборе сохранились фрески,
которые были забелены в конце XIV века. Мы их видим благодаря кёльнскому художнику Вильгельму Батцему (Wilhelm Batzem), который аккуратно удалит известковую побелку с фресок в восьмидесятые году XIX века.