Помимо мощей трёх волхвов Кельнский собор. Часть 2. Главная реликвия главными реликвиями Кёльнского собора являются Крест Геро и Миланская Мадонна.
Идея создания распятия такого вида возникло у архиепископа Кёльна с 969 по 976 год Святого Геро во время его поездки в 971 году для сватовства невесты для сына императора. Заодно привез мощи святого Пантелеймона Церковь Святого Пантелеймона (12 романских церквей -10). Вид византийский распятий сподвигнуло его на создание распятия, которое получило название Крест Геро. Создали его в 972 году мастера, прибывшие вместе с принцессой Феофано.
Немецкий хронист Титмар Мерзебургский (Thietmar von Merseburg, 975- 1018),
ставший епископом Мерзебургским с 1009 года, в период с 1012 по 1018 год создал Хронику Титмара Мерзебургского, охватывающую период времени с 919 по 1018 год и содержащую много уникальных сведений по истории Германии и сопредельных стран того времени. Титмар сообщает нам легенду, касающуюся Креста Геро. Случилось так, что по распятию прошла трещина, расколовшая деревянную голову. Образовалась большая дыра. Но когда архиепископ Геро приложил к трещине просвирку, то трещина закрылась и от неё не осталось и следа. Распятие было признано чудотворным.Когда Геро умер, то чудотворное распятие было установлено на его могиле в еще старом соборе. В 1270 году крест был перенесён в строящийся Кёльнский собор и установлен над алтарем часовни Стефана. В 1350 году был перенесён на нынешнее место в Крестовую капеллу. В 1683 году настоятель Кёльнского собора Генрих Фридрих фон Меринг (Heinrich Friedrich von Mering, 1620-1700) преподнёс собору барочный алтарь, на котором был размещен Крест Геро.
В это же время крест был закреплён на алтаре, а до этого распятие просто стояло на полу. Тогда же появились лучи сияния вокруг распятия.В 1900 году была проведена небольшая реставрация распятия, передняя чать распятия была позолочена. В 1976 году крест временно исчез из собора на время реставрации алтаря, а затем вернулся на своё место. В настоящее время Крест Геро является одним из старейших сохранившихся крупных распятий в Европе севернее Альп.
Статуя Миланской Мадонны была привезена одновременно с мощами трёх волхвов. Хотя оригинальная скульптура сгорела во время пожара в 1248 году, взамен её была создана в 1280-1290 годах новая статуя.
Сначала она стояла в часовне Святой Марии, а затем перехала на нынешнее место. В 1900 году была проведена реставрация,обновлены краски, скипетр и корона.В Крестовой часовне, слева от Креста Геро находится деревянная скульптура рыцаря из Айненберга (Ritter von Einenberg).
Грешен, но когда я увидел скульптуру, то подумал, что это негр в юбочке. Подойдя поближе, убедился, что это коленопреклонённый рыцарь. Скульптура создана в XV веке, а кем является этот рыцарь и какое отношение к Кресту Геро имеет — непонятно. Нашёл лишь информацию, что в момент создания статуи существовал дворянский род, носивший двойной титул "von Einenberg, Herr zu Landskron", а где находились его владения — тоже неясно.Несколько статуй на высоко поднятых над уровнем пола постаментов являются своеобразным продолжением, выстроившись вдоль стены от Миланской Мадонны. Скульптуры созданы Виктором из Карбена (Victor von Carben, 1422-1515).
Первой изображена Святая Варвара, затем Святой Иоахим — отец Девы Марии.
Следующая скульптурная группа называется "Anna Selbdritt mit Stifter Victor von Carben".
На ней изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках, слева от неё мать — Святая Анна у ног которой Victor von Carben изобразил самого себя. Ниже надпись: "victor sacerdos olim iudeus" (священник Виктор, раньше еврей). Дело в том, что Виктор был раввином, но сменил веру и стал христианином в 1482 году, а с 1486 года преподавал на богословском факультете Кёльнского университета. В самом низу скульптурной группы — два музыканта.
Заканчивает ряд скульптур глава святого семейства Святой Иосиф.
А вот вторую скульптуру на этой фотогорафии идентифицировать не смог. Раньше на этом месте была Святая Екатерина.Как бы продолжая ряд скульптур, сидит ангелочек, под ним гербы семейств Geyr и Bequerer, а еще ниже эпитафия, созданная в 1760 году и посвященная семействам von Geyr, von Bequerer, von Plettenberg, von Kurtzrock и von Buschmann.
На колоннах внутреннего хора размещены созданные в 1280 году 14 скульптур: Христа, Девы Марии и 12 апостолов.
При этом среди фигур апостолов Иуда Искариот, предавший Христа, заменён на апостола Павла. Размещены они, если смотреть на фотографию следующим образом слева направо: Фома, Иаков Алфеев , Филипп, Павел, Иаков Зеведеев, Иоанн, Дева Мария, Христос, Пётр, Андрей, Варфоломей, Симон Кананит, Матфей, Иуда Фаддей.
Святая Урсула много значит для Кёльна, но эта её скульптура, созданная в XVI веке, появилась в Кёльнском соборе из Франкфурта на Майне.
Она входила в коллекцию, которую собирал католический священник Эрнст Франц Август Мюнценбергер (Ernst Franz August Münzenberger, 1833 -1890), служивший в Франкфурте с 1870 по 1890 года. После его смерти в 1893 году скульптура была перевезена в Кёльн.А вот историю скульптуры Святого Губертуса ( St.Hubertus) отследить не удалось.
Скульптура Святого Михаила стала первой, созданной после завершения строительства Кёльнского собора.
Она была создана в 1920 году кёльнским скульптором Георгом Грасеггером (Georg Grasegger, 1873- 1927) как память Павшим в Первой мировой войне. Позади и по бокам Святого Михаила — списки погибших в годы войны.Распятие Kreuzigungsgruppe, создано в XVI веке.
Расположен в капелле Трёх Царей-Волхвов.Скульптура Святого Петра
была создана в 1665 году кёльнским скульптором Герибертом Нойссом (Heribert Neuss) для алтаря Собора, но в 1770 году перенесена в другое место, ближе к входу в собор со стороны современного железнодорожного вокзала.Бронзовый аналой в облике орла (Adlerpult)
служил как подставка для книги с литургическими текстами. Отлитый в 1854 году в Льеже, он был копией орла из кёльнской церкви Marienkirche in Tongern, созданного в 1372 году.Есть в соборе скульптура-надгробие,
созданная флорентийским скульптором Иоахимом Фортини (Joachim Fortini) в 1701 году. Выполнена она была по заказу генерал-майора императорской армии von Hochkirchen, погибшего в 1703 году во время войны за испанское наследство, но до этого заранее обеспокоившись красивым надгробием. Покойный изображен в полном вооружении с высокими кожаными сапогами. Локтем своей левой руки он опирается на украшенной пером шлем, а в правой руке он держит жезл маршала. "Мечты, мечты, где ваша сладость?" Похоронен генерал-майор был в францисканской церкви "Ad Olivas". После закрытия церкви красивое надгробие перекочевало в Кёльнский собор.Очень похожи, но всё отличаются вычурные сооружения с эпитафиями братьев Адольфа III (Adolf III)
и Антона (Anton) фон Шауенбургов ( von Schauenburg).Эпитафия, созданная строителем Кёльнского собора (Dombaumeister) Конрадом Кюном (Konrad Kuyn, умер в 1469 году),
включает текст, над которым располагаются Святой Андрей, который положил руку на плечо строителя, стоящего на коленях. Лицо его обращено к Богоматери, которая стоит на другой подставке. Скульптура Святой Девы Марии изготовлена была в Утрехте, а Святой Андрей в мастерской Конрада Кюна, как и сам Кюн.Эта доска Emundus-Epitaph ( Эпитафия Эмундуса)
напоминает нам о умершем в 833 году графе Эмундусе, принадлежавшего к роду Каролингов. Завещал свой имущество старому собору-предшественнику Кёльнского собора и был в нём захоронен. В XV веке его саркофаг был разрушен, осталась только бронзовая доска, похищенная в свою очередь в 1771 году. Ничто кроме этой доски больше не напоминает о гробнице графа.