Интересно наблюдать за туристическими группами, особенно когда ходишь сам по себе. Взмах руки экскурсовода и небольшая толпа срывается с места, отправляясь продолжать свой познавательный путь, даже взрывы смеха порой происходят как по команде после удачной шутки гида. Благодаря одной из таких групп я обязан тем, что не проскочил мимо памятника Тюннесу и Шелю,
который в некоторых русскоязычных источниках называют "Двое из ларца". Вот только ничем они не похожи на "одинаковых с лица" персонажей советского мультфильма "Вовка в тридевятом царстве".Создал бронзовых чудаков в 1974 году кёльнский скульптор Вольфганг Рейтер (Wolfgang Reuter), 1934 года рождения. С медальоном его работы мы уже встречались.
С тех пор не зарастает народная тропа к этим двум скульптурам. Хотя, если не знать где находятся Тюннес и Шель, то можно пройти в десятке шагов и не заметить, особенно в сумраке и в теплое время года, когда листва с деревьев не опала, ибо находятся два "друга" в уголке двора.Только ушла одна группа туристов и я начал приспосабливать флаг "Турбины" на скульптурах, как появилась другая. Они были согласны подождать, пока я закончу своё монтаж и сделаю фотографию, но я пропустил их. Как и первая группа туристы весело и громко разговаривали, а гид говорил практически не останавливаясь, а затем предложил сделать селфи — с чем народ дружно согласился.
Интересно, но как первая так и вторая немецкоязычные группы туристов хватали бедного Тюннеса за нос, что, согласно придуманной за годы существования памятника приметы, должно принести удачу. Но помимо носа изрядно потёрты носки ботинок у обоих, это последствие того, что какой-то шутник, не ограничиваясь носом, предложил посетителям делать акробатический этюд: стоя одной ногой на ботинке Тюнесса, а другой на ботинке Шеля, при этом держаться за нос Тюннеса. Вот мол только тогда будет Вам счастье.После ухода второй группы я продолжил попытки пристроить флаг. При этом Шель любезно предоставил в качестве зажима свой палец, а вот Тюннес, видно обидевшийся на всё человечество за свой потёртый нос, никак не хотел зажимать под мышкой второй край флага. Пришлось обратиться к помощи зрителей. Получилась вот такая картина маслом.
Хотя Тюннес
и Шель стали своеобразными символами Кёльна, но эти персонажи никогда не существовали в действительности, а их появлению мы обязаны Иоганну Кристофу Винтерсу (Johann Christoph Winters, 1772 -1862).Винтерс, когда был подмастерьем у портного, попал вместе с ним в Антверпен, где познакомился с фламандским кукольным театром. После своего приезда в Кёльн и женитьбы, по зимам он подрабатывал в детском кукольном театре. В 1803 году Винтерс обращается с заявкой к бургомистру Кёльна с августа 1803 по май 1815 года Иоганну Якобу фон Витгенштейну (Johann Jakob von Wittgenstein, 1754 -1823), в которой предлагает свои услуги по созданию рождественского вертепа для маленьких детей.
Так началась история Кельнского Hänneschentheaters.Среди первых кукол театра был Тюннес вместе со своим сыном по имени Köbeschen Schmitz. Тюннес — типичный образчик простака-деревенщины, одет в типичную одежду фермеров того времени. В оригинале он носит красный шейный платок и синюю рубаху, а также деревянные башмаки. Красный нос выдаёт его привычку прикладываться к бутылке.
Все недоразумения с ним происходят из-за невежества, связанного с недостатком образования. Но он добродушен, просто не всегда можно разглядеть мягкое сердце под грубой оболочкой.Персонаж Шель появился в кукольном театре через 50 лет после Тюннеса. Причиной его послужил конфликт между двумя владельцами кукольных театров. Предок Вилли Милловича Сядь со мною рядом или Неугомонный памятник по имени Франц Андреас ( 1793 -1875) хотел создать в Кёльне передвижной кукольный театр, но из-за существования Hänneschentheaters ему было отказано в 1847 году. Милович получил лицензию лишь для создания кукольного театра в Дойче (Deutz), ныне районе Кёльна, а до 1888 года бывшего самостоятельным городом. Еще с времён Рима сложилось противостояние левого берега Рейна, где находился город Кёльн, и правого с его рыбачкими деревушками. Горожане Кёльна говорили: // "Wenn die die andere Rheinseite sehen wollten, dann müssten sie ja schielen können." (Если они хотят видеть правый берег Рейна, то могут заработать косоглазие). Шель и создан косоглазым, но при этом пронырой и шельмой с намёком на Франца Андреаса Милловича. Изображается в костюме и шляпе, но многие видят за этим образом мошенника и плута. С тех пор оба персонажа участвуют в кукольных представлениях.