Неподалеку от нашего института есть небольшой китайский ресторанчик. Очень демократичный и дружественный, не то, что японские, поэтому в него много иностранцев ходит – да и еда там, хоть и китайская, но адаптированная, не страшная такая, более близкая к европейской.
Ну и все просто устроено и удобно. Цена на все обеды одинаковая, у входа они все расставлены для примера, и номера подписаны. Потом надо просто ткнуть официанту в номер, и он то, что нужно, и принесет. Даже числа по-английски в этом ресторане официанты понимать научены. И еще салатики всякие, рис, чай, компот – все это можно самому вообще брать в неограниченных количествах. Такая вот свобода.
А платят потом за обед в Японии в ресторанах не так, как в Европах. Никаких чаевых тут никому и никогда нет, ни грузчикам, ни таксистам, ни официантам. Так, что официант просто дает чек, а ты с ним потом после обеда проходишь мимо кассы и платишь – точно в копеечку.
Так вот, в этом китайском ресторане у входа, рядом с кассой, там, где еще у двери насыпана соль от злых духов, стоит совершенно замечательный старикашка. Такой весь в костюме сером стареньком и в смешной красной береточке с помпончиком на голове, как пародия на французского художника, только кисти и мольберта не хватает.
Старичок этот, как легко догадаться, стоит не просто так. Это он сначала всех так в ресторан вежливо приглашает, улыбается неподкупно, добро пожаловать говорит. Потом деньги у всех берет в кассу, считает, сдачу дает, кланяется. Очень так искренне он это делает, как у нас в школе говорила учительница литературы – «с выражением». А вот до чего трудно догадаться – это то, что старичок не просто какой-то там кассир, а сам владелец ресторана. Это у него хобби такое, деньги в кассу складывать, и очень он им радуется поэтому, отсюда и искренность.
Такая вот романтика малого бизнеса, однако.
***
Наш сэнсэй, все-таки, чрезвычайно добрый и заботливый человек. И поэтому очень хорошо, что мы на работе сидим в одном здании, а его офис находится в другом. Минут 10 от одного до другого идти. Но сэнсэйскую заботу это не останавливает. Если ему лень идти к нам, то он по крайней мере каждый час звонит и у того, кто к телефону подошел (если уж не придумает, зачем ему кто-нибудь нужен), хотя бы просит перечислить всех, кто есть в комнате. Ну, чтобы знать, о ком ему заботиться, а кому звонить на сотовый телефон и напоминать, что в середине рабочего дня не хорошо шляться по улицам.
А ещё раз в неделю у нас есть семинар. Обычно в это время сэнсэй к нам приходит, и все мы сидим и часа два-три слушаем что-нибудь непонятное. Но вчера – вот беда – дождик шёл. Поэтому идти 10 минут к нам под дождём нашему сэнсэю не улыбалось, и он нас на семинар наоборот всех прийти к нему в комнату позвал. Комната у него, конечно, большая, да и пакуемся мы плотно. Поэтому мы в комнату все влезли. Но – вот беда – стульев у него в комнате далеко не так много. Поэтому все японские студенты весь семинар (а это три часа) прослушали стоя!
Сэнсэй у нас очень заботливый – вот беда.
***
Полезные жизненные открытия поджидают иногда в самых неожиданных местах. Вот, если подумать, что полезного можно узнать на научном семинаре в лаборатории? Ничего? А вот и нет. Однако, обо всём по порядку.
В последнее время у нас появилась новая мода – когда кто-то из наших уезжает куда-то на конференцию или ещё как, то по возвращении он или она должны доложить о том, что было, на семинаре. Так вот, один наш японский дядечка ездил, уж не знаю зачем, в Австралию.
К семинару он приготовил замечательный PowerPoint, в котором показал по очереди свои фотографии, снабдив их указаниями своего пути на карте. Карта, по которой он бродил по Сиднею, кстати, вся написана катаканой. Это круто, кто знает, тот поймет.
Но самое интересное – это то, что японец фотографирует заграницей: поезда, станции, дома («посмотрите, вот какой большой частный дом, а в нем живет всего один человек, в таком большом доме ему, наверное, очень одиноко»); ворон, которые в Австралии оказались не такие, как японские, не черные, а такие черные с серым, как наши («вот, какие у них вороны странные, серенькие»); пеликанов, попугаев, цветы, церкви, обнимающиеся парочки на набережной со спины («средь белого дня на улице обнимаются, безобразие») – и, если подумать, всё-всё то же самое, что я фотографирую в Японии, только наоборот.
А где здесь жизненное открытие, думайте сами.
2003-2004 гг.