Предыдущая заметка Храм Баграта в Кутаиси
Тем же днём, что гуляли по Кутаиси Город Кутаиси и его обитатели.Эти странные мужчины Кутаиси, мы посетили не только храм Баграта в городе, но и монастырь Гелати. Короче, за день осмотреть и Кутаиси и что-то из окрестностей — это реальность.
Монастырь Гелати находится всего в 3 км от Кутаиси, но это если по прямой.
А если ехать на автобусе по серпантину в горы, то ехали мы минут 30-40. Виды на горы были фантастические.
Но фотографировать было некогда, так как по дороге в автобусе разговорились с грузином из Сочи. Тот с семьей переехал в Россию в 90-е, теперь у него в Сочи бизнес.
По его словам вернулся бы назад теперь в Грузию, но в России у него уже всё налажено.
Грузия стала за последние 10 лет комфортнее в разы для проживания. Каждый год он приезжает к своему настоятелю в Гелатский монастырь исповедоваться и за советом.
Вообще, я заметил грузины (особенно почему-то мужчины) очень набожны. Когда мы проезжали церкви, то большинство мужчин в маршрутках (молодых и старых) обязательно крестилось.
У нас много мужчин в транспорте крестятся? А многие ездят к настоятелям за советом?
Только разве что российские бабули.
Вот такие они, странные грузинские мужчины.
Подъезжаем к монастырю.
Отбиваемся от хитрых местных гидов, желающих заработать.
Они подходят под видом простых посетителей и просто говорят: "Откуда Вы? Давайте покажу, расскажу".
О деньгах ни слова, но не обольщайтесь потом попросят.
Впрочем, вы уже опытные путешественники и сами их распознаете.
Очень много навязчивых приставучих "гидов" внутри храмов. Разговоры они начинают как бы между прочим и издалека, но избавиться без грубости от них нелегко.
Нам удалось их "отшить" без грубости и с улыбкой, как и положено в намоленном месте.
В России в храмах, слава Богу, таких "помогаек" нет. Но у нас другая проблема — недружественные мелкие работники храмов, запрещающие бесплатно фотографировать.
Но я отвлёкся.
Между городом Кутаиси и монастырем пролегает небольшой хребет, так что близость Кутаиси не ощущаеся.
Монастырь построен на высоком прохладном месте, от него хороший вид на округу и на далекие Рача-Лечхумские горы.
Монастырь — это большой храм Рождества Богородицы XII века, и еще два храма XIII века. Рядом звонница, несколько хозяйственных построек и две арки ворот.
Все обнесено стеной, вход бесплатен.
Гелати — символ грузинского Золотого века. Монастырь основан всё тем же неутомимым царем Давидом Строителем в 1106 году, чуть позже Руисско-Урбнисского собора (1103), в период церковных реформ.
Первым и основным зданием стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который строили до 1130 года.
Обратите внимание, изображение как будто пытались осквернить.
Около 1200 года, уже при царице Тамаре, в Гелати были построены еще два храма. Один из них — храм Святого Николая Чудотворца, очень небольшой, но зачем-то поднятый вверх на целый этаж, так что под храмом можно свободно ходить.
В углу стоит емкость, выдолбленная из цельного ствола дерева, которой больше ста лет. Что-то в ней хранили.
Традиционный грузинский крест из лозы.
Второй храм — в честь Св. Георгия.
Церковь Святого Георгия по преданию основана на том самом месте, где Давиду Строителю явился великомученик Георгий и указал ему место будущего храма.
Барельеф с изображением Георгия Победоносца на фасаде церкви.
Портик церкви Св. Георгия. Отсюда открывается вид на восточную стену главного собора.
Помимо храмов, в монастыре есть еще нечто, знаменитое едва ли не более храмов — его ворота.
Их слава началась в тот год, когда царь Давид Строитель, согласно своему завещанию, был похоронен под их аркой.
Это было своего рода проявление смирения: люди должны были входить в монастырь, наступая ногами на могильную плиту.
Время внесло коррективы и эти ворота сейчас не являются проходными, превратившись фактически в мавзолей.
Фрески того времени плохо сохранились.
Только остатки древних изображений.
В 1139 году сын царя, Деметре I, вывез из Азербайджана ворота города Гянджа и устновил их здесь же, почти прямо над могилой отца.
Половина куда-то пропала, а вторая осталась. Выглядит довольно скромно. Ворота грубо склепаны из металлических листов, на них выдавлена надпись арабским шрифтом.
В проёме ворот солдаты грузинской армии, пришедшие сюда также на экскурсию.
Преемственность поколений. Эти мальчики теперь будут знать что защищать от врагов.
Духовная нить от прежних поколений проникла в их сердца.
Грузятся домой, в казармы.
Долгое время в гелатском монастыре было принято хоронить грузинских царей и даже царица Тамара, как считается, была похоронена где-то здесь.
Позже здесь хоронили царей Имеретинского царства — здесь похоронены, например, Соломон I и Соломон II.
Последний сначала был похоронен в Трабзоне и перезахоронен в Гелати только недавно.
Жернов, оставшийся от старых времен.
Жизнь здесь кипела.
Помимо этих трех храмов существует колокольня, трапезная, и еще несеколько построек.
Перед звонницей дорожка поворачивает на 90 градусов влево.
Звонница обустроена над родником во второй половине 13-го века, омыть руки и испить воды здесь можно и сейчас.
С момента основания при монастыре существовала Гелатская академия — на тот момент крупнейший в Грузии научно-просветительный центр.
В ней трудились выдающиеся ученые своего времени.
В академии преподавались геометрия, арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика и музыка.
Телескоп для наблюдения за небом.
Здесь изучались и переводились античные труды.
Рядом с монастырем действовал ксенон (больница).
Украшение потолка портика академии.
Портик академии.
Второй этаж академии.
Вид на академию сверху.
Рядом раскопали какие-то хозяйственные постройки.
Не трудно заметить квеври — емкости, в которых хранили и выдерживали вино.
Монгольское нашествие XIII века повлекло распадение единой Грузии на два самостоятельных государства, и Гелати перешел во владение западно-грузинских (имеретинских) царей. Однако, эти изменения не оказали отрицательного влияния на жизнь монастыря. Продолжалась работа в академии, на грузинский язык переводилось множество греческих книг.
В конце XIII века здесь принял постриг имеретинский царь Давид Нарин. Литературные документы и надписи на иконах, пожертвованных монастырю, и стенах гелатских памятников, позволяют представить жизнь монастыря в эпоху позднего средневековья. В 1509/10 году турки дотла разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Скорее всего, именно в это время погибли первоначальные росписи монастыря.
Слева и справа от врат — современные кельи
Храм оформлен с помощью обтесанных камней известняка.
Самое интересное в Гелати находится внутри храмов — это роспись 12-18 вв.
Включающая портреты правителей и первых лиц.
Роспись Собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Дух захватывает от этой древней росписи.
Мозаика с изображением Богоматери с Младенцем и архангелов — самая ценная и известная работа в Гелати.
Это произведение времен основания храма (1125-30) — выдающийся памятник средневекового искусства.
Киворий 17-го века над могилами имеретинского царя Александра и его супруги.
Роспись церкви Св. Георгия:
Недалеко от комплекса можно обнаружить остатки других памятников: небольшую женскую обитель, также основанную Давидом Строителем.
И три разрушенные церкви с гробницами, выдолбленными в скале, на хребте выше монастыря.
Квери на улочке.
Будет чем монахам разговеться не в пост.
Шашлычёк подрастает.
Раритет, принадлежащий, видимо, кому то из братьев — монахов.
Из этого материала изготовлена кровля современных куполов монастыря.
В 1994 Гелати включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Следующая заметка
Храм Баграта в Кутаиси