То что когда то Куско был столицей заметно стало сразу, после того как мы въехали в центр города. Практически все здания включая нашу гостиницу Libertador стояли на инкских камнях. Камни поднимались где то на метр над уровнем земли, где то даже на пять, но они были везде. Такого качества обработки камней и настолько плотной кладки мы до этого не видели.
Даже не верилось, что это не фабричное, поточное литье (впервые понял откуда взялось так разозлившее меня высказывание какого то очередного умника-историка: «Инки несомненно знали технологию размягчения камня...». К сожалению, бесконечные стены это практически все, что осталось в Куско от инков, испанцам нельзя было оставлять следов величия былой цивилизации и если в других местах они особо без нужды не ломали, лень было, здесь они разнесли все.
Ночью Ириша и я опять не спали, несмотря на то что номер был очень хороший. Видимо, три тысячи это сейчас предел для наших слабых голов, дальше их начинает сбоить. Не смотря на это, с утра пораньше, мы были готовы продолжить наше изучение инкских развалин. Это честно, очень интересно. После завтрака мы отправились в Саксайваман, сооружение, которое согласно официальной информации, прикрывало проход к Куско через перевал.
Если мне кто нибудь скажет, что это конструкция не крепость и ничего оно не прикрывает я с радостью соглашусь. С точки зрения местоположения, оно скорее контролирует, Куско, чем перевал за ним. Сооружение представленно в первую очередь тремя рядами колосальных зигзагообразных стен. На мой вопрос по поводу формы стен, которая в отсутствии дальнобойного оружия не дает преимуществ защищающимся а напротив удлиняет обороняемый периметр, гид ответил, что зигзаги напоминают волосы на загривке Пумы. Знают они мою доброту и пользуются ей.
Стены сложены из серого диабаза. Наверно ни кто не рискнет упрекнуть инков за то что они искали легких путей. Одно то что в качестве материала для строительства инки использовали в основном гранит и диабаз, а единственным инструментом для их обработки были обломки гематита или пирита характеризует их как настойчивых людей. Отличительной особеностью Саксайваман является использование при стороительстве очень больших камней. На вскидку, каждый отдельный блок нижнего ряда потянет тонн на пятьдесят.
Здесь использована та же техника как при установке вертикальных плит. Камни ставились под небольшим наклоном и как бы опирались на заднюю стенку, как книжка на подставке. По всей видимости, в разные периоды своей истории инки использовали различные технологии. При строительстве в Куско блоки из того же материала, в большинстве случаев, не превышали трехсотсот килограмов.
Перед комплексом из стен расположена обычная для этих мест большая поляна, за ней храмовый комплекс. Храмовый комплекс включает высеченые в потоках застывшей лавы то ли лестницы, то ли трибуны, отдельно в центре расположено, что то типа каменного трона, рядом навороченный объект высеченый из каменного монолита, похож на жертвеник. Это делает всю структуру уж совсем не пригодной в качество оборонительного сооружения. Храмовый комплекс явно не является оборонительным сооружением, но по своей высоте он превышает крепость, т.е. люди находящиеся крепости оказываются не защищеными стенами от противника.
Когда я сказал об этом гиду, он пошел за Самым Умным. Самый Умный с таинственным видом рассказал мне, что конечно правительство это тщательно скрывает, но я правильно догадался, что это не крепость, на самом деле — это космодром. Терпеть становилось с каждой минутой тяжелее, я дал Самому Умному десять долларов, две по пять, чтобы он мог поделится с гидом и он исчез. Раздача денег очень благотворно на них влияет, они сразу понимают, что больше не дадут и быстро сворачиваются.
Да конечно я никогда не видел трансгаллактических космодромов, но то что было передо мной являлось достаточное корявым сооружением каменного века. Я представил себе инженера космического корабля руководящего этим строительством и мне стало мучительно больно за то оскорбление, которое ему нанесли. Мы с вами сейчас находимся на заре космического века и строим приблизительно так.
Нам еще далеко до трансгаллактической ракеты, мы мнемся с вопросом как бы слетать на Марс, но мы уже несколько тысяч лет знаем секрет разжижения камня (изготовления бетона). Даже допуская то, что инженеру с космолета пришлось работь с местными материалами, конечно он не стал бы использовать для стрительства эти корявые, плохо обработанные камни. Как то все таки с уважением нужно относиться к старшим братьям. Как говорится: «Вариантов много, но это не вариант». Такой подход хорош для первобытных людей честь им и хвала, в противном случае, позор космолетчикам построившим Саксайваман.
Про заказы на строитльство космодромов и других сооружений первобытным племенам я уже где то писал. Скажем вежливо малоэффективно это. Да и потом я готов согласиться с мыслью, что это странный космодром или компьютерный центр, но строили его инки по собственой инициативе и разумению. Цивилизованый человек такого построить не может.
Пока смотрел, неожидано в голову пришла мысль: Мавзолей, Красная площадь, комплекс из трех стен (ничем не хуже ГУМА) на них можно поставить воинов, которые будут следить за тем чтобы народ правильно выражал свой восторг. (Павел, не зависимо от того что я здесь пишу, уже говорил про такую ассоциацию, значить мысль возникла не только у меня.) Кстати, зигзагообразная стена должна обеспечить хороший резонанс, т.е. можно было зачитывать указы. Правда, построить такую стену для обеспечения резонанса? С другой стороны письменности не было, пока доорешься до каждого, и камни большие, меньше щелей более полное отражени.
От воспоминаний о далекой Родине меня отвлеклекло другое загадочное явление. В твердой застывшей лаве можно было легко различить прекрасно отполированые голубые желоба ведущие прямо от жертвенника, до самого низа храмовой горы. Тут я задумался надолго... Мои сомнения разрешили перуанские школьники выскочившие из подъехавшиего автобуса. Быстро забравшись на гору (пока училка не подоспела) они съехали по желобу на попах. По крайней мере загадка «голубого желоба», была успешно решена.
Уважаемые Дамы и Господа, я очень хорошо понимаю, что мое мнение отнюдь не единственное и призываю вас высказывать свое. При этом мне кажется, что высказывание в форме предложения посмотреть ссылку не совсем корректно и этично. Наиболее разумным ответом на предложение поссмотреть ссылку, является предложение посмотреть ссылку и так до бесоконечности. Имея дело с живым автором и живой аудиторией я бы рекомендовал высказывать мнение, а не «посылать». Еще раз поймите меня правильно я пишу не для того чтобы навязать вам свой взгляд, а для того чтобы поговорить с вами об интересном и не обычном месте. К сожалению у меня самого устойчивой гипотезы по поводу комплекса Саксайваман не возникло.
С другой стороны я все больше укрепляюсь в своем мнении, которое мы обсуждали в Империя инков глазами инженера (продолжение 4). Там если помните я утрвеждал что Морей является горной выработкой. Опонировавший Николай подкинул блестящюю версию ритуального комплекса с алтарем в центре. Я еще раз внимательно посмотрел на фотографию и мне показалось, то комплекс востановлен не до конца. Выборка начинается гораздо выше и там тоже были террасы, сохранился только небольшой блок прямо напротив фотографа. Если мы пойдем по этой изопахите (линии равных значений) мы уйдем от сооружения в виде концентрических окружностей. Тогда версия с ритуальным комплексом отпадает.